Российская и Ново-Нахичеванская Епархия Армянской Апостольской Церкви и Армянский Музей «Тапан» представляют выставку одного шедевра кисти великого армянского художника Мартироса Сарьяна «Красная лошадь», из собрания В.А. Дудакова.
Этим летом любители искусства получат уникальную возможность посетить специализированную выставку, которая представит шедевр, созданный всемирно известным художником Мартиросом Сарьяном «Красная лошадь». Картина является частью собрания известного коллекционера Валерия Дудакова, который любезно предоставил музею «Тапан» эксклюзивную возможность выставить у себя шедевр, ранее не демонстрировавшийся широкой публике.
Выставка целиком посвящена данному произведению искусства, и знаменует собой беспрецедентное событие, открывая миру картину, скрытую от глаз общественности и сохранившую свою таинственность на протяжении десятилетий.
Армянский Музей «Тапан» предоставит гостям серию тематических экскурсий и лекций в течение всего периода выставки. Это даст глубокое понимание мотивов и контекста создания картины, а также включит в себя многогранный анализ стиля и техник, используемых художником. Посетители получат редкую возможность пообщаться с коллекционером Валерием Дудаковым, и потомками самого художника Сарьяна.
Валерий Дудаков
Краткая история появления работы «Красная лошадь» в моей коллекции.
Я жил на Кутузовском проспекте в доме №24, а соседствовал с нами дом №26, где были прописаны Брежнев, Щелоков, а до них Руденко. Шёл 1995 год, и к этому времени я был уже известным коллекционером в России и за рубежом, благодаря не только большому и редкому собранию, в котором уже находились работы Малевича, Шагала, Кандинского, Татлина, Ларионова, Гончаровой, и многих других мастеров. С 1987 по 1993 гг. в Советском (затем Российском) фонде культуры мне было поручено руководить объединениями коллекционеров изобразительного искусства в Советском союзе, организовывать выставки из частных (личных тогда) коллекций в России и за рубежом. Как-то раздался звонок, и довольно молодой голос сообщил мне по телефону, что у него наследственно имеются четыре работы Мартироса Сарьяна. Оказалось, живёт он напротив меня на противоположной стороне Кутузовского проспекта. Придя в его квартиру, я обомлел: три этюда, в том числе «Каирский», не произвели на меня впечатления. Но панно «Красная лошадь» заворожило. Несмотря на стесненные в то время финансовые обстоятельства, крайне значительную назначенную стоимость работы и достаточно жёсткие условия оплаты и перевода денег, я сумел в течение двух месяцев расплатиться, при этом пожертвовал для этой цели достаточно редкими работами из своей коллекции.
Не могу отвечать за точность сведений, но работа эта впервые экспонировалась в 1919 году на выставке «Лотос» в Ростове-на-Дону, а последний раз в 1980-м на выставке в Москве, посвящённой 100-летию Мартиоса Сарьяна. Больше не экспонировалась. Ранее находилась в коллекции семьи Тарасовых, а с начала 50-х годов у А.А. Арутюняна.
Куратор
Куратор выставки Давид Багдасарян.
Цвет должен выражать живущее в нас понимание сущности жизни
Мартирос Сарьян родился в 1880 году в армянском городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону и получил специальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством выдающихся мастеров Валентина Серова и Константина Коровина. Его творчество развивалось стремительно согласно духу времени и определялось новой эпохой искусства ХХ века.
Наряду с многими художественными течениями начала столетия, широкое распространение получил символизм. Сарьяну, как человеку с поэтическим складом души, было созвучно символистское восприятие мира, и это особенно проявилось в его ранних работах. Однако, творчество художника уже в начале своего становления имело особые черты, отличающие его от своих коллег. Работы созданные в 1904-1908 годах, носят фантастический, сказочный характер. Вместе с этим при первом же взгляде на картину чувствуется, что в «сказке» художник дышит духом Востока. Эту особенность ещё первые русские исследователи его творчества истолковали как явление национальное, связанное с истоками народных традиций и с яркой палитрой природы востока.
Действительно, Сарьян с детства был прочно связан с родной землей. Эта связь была заложена в его генах и питала его творчество. Особенно сильно эта связь укрепилась после первой поездки в страну предков. Армения, глубоко тронула сознание художника и навсегда оставила неповторимый след в его творчестве. Как писал сам Сарьян — «я наяву увидел в Армении всё то, о чём грезил в детском возрасте».
Середина 1910-х годов – переходный период в жизни и в творчестве Сарьяна. Он стремиться уехать из Москвы, уединиться и работать. Весной 1914 года, художник отправился в Закавказье. Он словно заново открыл для себя Армению и «…работал с большим воодушевлением, учась у природы композиции и живописи в пейзаже». Именно в тот год закладываются новые тенденции в творчестве художника, получившие свое полное развитие в следующем десятилетии.
В годы Первой Мировой войны Сарьян жил главным образом в Тифлисе. Здесь он женился весной 1916 года на Лусик Агаян. В этот период Сарьян пишет улицы Тифлиса, в которых реальные черты города, не теряя своей подлинности, порой преображаются в декоративные красочные фантазии. Очарование восточной сказки вновь вспыхивает во всей своей загадочной прелести в роскошном и пряном созвучии розово-красных, жёлтых и зелёных цветов в шедевре «Красная лошадь» (1919).
В этой работе, он воспевает природу, а человека как её неотъемлемую часть.
Композиция построена равномерным распределением нескольких точно найденных цветовых масс. Изображение двухмерно, образы и предметы переданы практически силуэтно. Все основывается на гармоничном сочетании контрастных красок, создающих крупные планы, залитые светом. Именно эта звучность цвета стало главной концепцией сарьяновского стиля и его визитной карточкой на протяжении всей жизни.
Прав был Волошин, когда утверждал, что «руководящей нитью для Сарьяна был принцип упрощения в равной мере как рисунка, так и цвета. Природный европеец рисковал бы при этом впасть в плакатность. Сарьяну же восточный инстинкт подсказал, как можно уничтожить все детали и как избытком цвета можно восполнить линию силуэта».
Давид Багдасарян Директор музей "Тапан", куратор выставки
30 июня 2024 г.
Архиепископ Езрас, патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, и коллекционер Валерий Дудаков
Музей «Тапан»
Храмовый комплекс Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ,
Москва, Олимпийский проспект, 9
с 21 июня 2024 г.
__________________