Мартирос Сарьян «Красная лошадь», из собрания В.А. Дудакова

in Новости музеев 684 views

Российская и Ново-Нахи­чеван­ская Епархия Армянской Апос­тольской Церкви и Армянский Музей «Тапан» пред­ставляют вы­став­ку одного ше­дев­ра кисти великого армян­ского ху­дож­ника Мартироса Сарьяна «Красная лошадь», из собрания В.А. Дудакова. 

Этим летом любители искусства получат уникальную возможность посетить специализи­рованную выставку, которая представит шедевр, созданный всемирно известным художником Мартиросом Сарьяном «Красная лошадь». Картина является частью собрания известного кол­лекционера Валерия Дудакова, который любезно предоставил музею «Тапан» эксклюзивную возможность выставить у себя шедевр, ранее не демонстрировавшийся широкой публике.

Выставка целиком посвящена данному произведению искусства, и знаменует собой беспрецедентное событие, открывая миру картину, скрытую от глаз общественности и сохранившую свою таинственность на протяжении десятилетий.

Мартирос Сарьян. Красная лошадь. 1919
Мартирос Сарьян. Красная лошадь. 1919

Армянский Музей «Тапан» пре­до­ста­вит гостям серию тематических экскурсий и лекций в течение всего периода выставки. Это даст глубокое понимание мотивов и контекста создания картины, а также включит в себя многогранный анализ стиля и техник, используемых художником. Посетители получат редкую воз­мож­ность пообщаться с кол­лек­цио­нером Валерием Дудаковым, и потомками самого художника Сарьяна.

Валерий Дудаков

Краткая история появления работы «Красная лошадь» в моей коллекции.

Я жил на Кутузовском проспекте в доме №24, а соседствовал с нами дом №26, где были прописаны Брежнев, Щелоков, а до них Руденко. Шёл 1995 год, и к этому времени я был уже известным коллекционером в России и за рубежом, благодаря не только большому и редкому собранию, в котором уже находились работы Малевича, Шагала, Кандинского, Татлина, Ларионова, Гончаровой, и многих других мастеров. С 1987 по 1993 гг. в Советском (затем Российском) фонде культуры мне было поручено руководить объе­ди­нениями кол­лек­ционеров изо­бра­зительного искусства в Советском союзе, орга­низовы­вать выставки из частных (личных тогда) коллекций в России и за рубежом. Как-то раздался звонок, и довольно молодой голос сообщил мне по телефону, что у него наследственно имеются четыре работы Мартироса Сарьяна. Оказалось, живёт он напротив меня на про­ти­во­по­лож­ной стороне Ку­ту­зовского проспекта. Придя в его квартиру, я обомлел: три этюда, в том числе «Каирский», не произвели на меня впечатления. Но панно «Красная лошадь» заворожило. Несмотря на стесненные в то время финансовые обстоя­тель­ства, крайне зна­чительную на­зна­ченную стоимость работы и достаточно жёсткие условия оплаты и перевода денег, я сумел в течение двух месяцев рас­пла­титься, при этом пожертвовал для этой цели достаточно редкими работами из своей коллекции.

Не могу отвечать за точность сведений, но работа эта впервые экспонировалась в 1919 году на выставке «Лотос» в Ростове-на-Дону, а последний раз в 1980-м на выставке в Москве, посвящённой 100-летию Мартиоса Сарьяна. Больше не экспонировалась. Ранее находилась в коллекции семьи Тарасовых, а с начала 50-х годов у А.А. Арутюняна.

Куратор

Куратор выставки Давид Багдасарян.



Цвет должен выражать живущее в нас понимание сущности жизни

Мартирос Сарьян родился в 1880 году в армянском городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону и получил специальное ху­до­жест­венное образование в Московском училище жи­вописи, ваяния и зодчества под руководством вы­даю­щихся мастеров Валентина Серова и Константина Коровина. Его твор­чество раз­вивалось стре­митель­но согласно духу времени и опре­делялось новой эпохой искусства ХХ века.

Мартирос Сергеевич Сарьян (арм.: Մարտիրոս Սարյան,1880-1972)
Мартирос Сергеевич Сарьян (арм.: Մարտիրոս Սարյան, 1880-1972)

Наряду с многими художественными течениями начала столетия, широкое распространение получил символизм. Сарьяну, как человеку с поэтическим складом души, было созвучно символистское восприятие мира, и это особенно проявилось в его ранних работах. Однако, творчество художника уже в начале своего становления имело особые черты, отличающие его от своих коллег. Работы созданные в 1904-1908 годах, носят фантастический, сказочный характер. Вместе с этим при первом же взгляде на картину чувствуется, что в «сказке» художник дышит духом Востока. Эту особенность ещё первые русские исследователи его творчества истолковали как явление национальное, связанное с истоками народных традиций и с яркой палитрой природы востока.

Действительно, Сарьян с детства был прочно связан с родной землей. Эта связь была заложена в его генах и питала его творчество. Особенно сильно эта связь укрепилась после первой поездки в страну предков. Армения, глубоко тронула сознание художника и навсегда оставила неповторимый след в его творчестве. Как писал сам Сарьян — «я наяву увидел в Армении всё то, о чём грезил в детском возрасте». 

Середина 1910-х годов – переходный период в жизни и в творчестве Сарьяна. Он стремиться уехать из Москвы, уединиться и работать. Весной 1914 года, художник отправился в Закавказье. Он словно заново открыл для себя Армению и «…работал с большим воодушевлением, учась у природы композиции и живописи в пейзаже». Именно в тот год закладываются новые тенденции в творчестве художника, получившие свое полное развитие в следующем десятилетии.

В годы Первой Мировой войны Сарьян жил главным образом в Тифлисе. Здесь он женился весной 1916 года на Лусик Агаян. В этот период Сарьян пишет улицы Тифлиса, в которых реальные черты города, не теряя своей подлинности, порой преображаются в декоративные красочные фантазии. Очарование восточной сказки вновь вспыхивает во всей своей загадочной прелести в роскошном и пряном созвучии розово-красных, жёлтых и зелёных цветов в шедевре «Красная лошадь» (1919).

В этой работе, он воспевает природу, а человека как её неотъемлемую часть.

Композиция построена равномерным распределением нескольких точно найденных цветовых масс. Изображение двухмерно, образы и предметы переданы практически силуэтно. Все основывается на гармоничном сочетании контрастных красок, создающих крупные планы, залитые светом. Именно эта звучность цвета стало главной концепцией сарьяновского стиля и его визитной карточкой на протяжении всей жизни. 

Прав был Волошин, когда утверждал, что «руководящей нитью для Сарьяна был принцип упрощения в равной мере как рисунка, так и цвета. Природный европеец рисковал бы при этом впасть в плакатность. Сарьяну же восточный инстинкт подсказал, как можно уничтожить все детали и как избытком цвета можно восполнить линию силуэта». 

Давид Багдасарян
Директор музей "Тапан",
куратор выставки


30 июня 2024 г.

Мартирос Сарьян «Красная лошадь»

Коллекционер Валерий Дудаков и Давид Багдасарян, директор музея "Тапан"
Коллекционер Валерий Дудаков и Давид Багдасарян, директор музея «Тапан»

Архиепископ Езрас, патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, и коллекционер Валерий Дудаков

Архиепископ Езрас, патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, и коллекционер Валерий Дудаков
Архиепископ Езрас, патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, и коллекционер Валерий Дудаков
Мартирос Сарьян «Красная лошадь»
Мартирос Сарьян «Красная лошадь»
Евгений Ваганович Петросян, артист
Евгений Ваганович Петросян, артист

Музей «Тапан»

Храмовый комплекс Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ,

Москва, Олимпийский проспект, 9

 с 21 июня 2024 г.

Коллекционер Валерий Дудаков. Интервью

Давид Багдасарян. 35 лет

8 ½ в музее «Тапан»

Девичий стан, шелками схваченный

__________________

В телеграмм >>>