Время показало, что зрителям нравятся картины, на которых военные действия или портреты участников. Потом уже всяко разно: города, авангард и т.п. А вот природа проходит мимо. И, вспомним, что даже женские изображения не цепляют взгляд надолго — может быть у них нет погон и мундиров? Поэтому сегодня играем в ассоциации.
Мы попытались предыдущим материалом заинтересовать читателей впечатлением от картины, где главным является женский образ (Что мы видим на картине). Попробуем увидеть что-нибудь ещё?
Если не разбираешься в живописи, то и смотришь на всё с восторгом, а старые и новые картины дают ответную реакцию: нравится, не нравится, что-то напоминает и т.п. А при некоторой памяти обращаешь внимание, что увиденная картина вызывает в памяти какие-то воспоминания, одно из которых говорит: это уже где-то было! Обычно было на другой выставке. Второй вариант — художник делал несколько вариантов картины, которые также попадаются, но уже в два раза чаще. Ну и третий вариант чисто зрительский — видишь одно, а вспоминаешь другое. Этот вариант и воспроизведём. Кстати, если не смотришь на картины, то реакции не будет и можно не утруждать себя чтением.
Выставка «Передвижники» — сплошная русская классика, которую видели много раз, но на которую можно смотреть бесконечно, открывая что-то новое, чувствуя новое, открывая что-то неожиданное, ранее не замеченное.
Третьяковка на Кадашёвской набережной, третий этаж. Среди многой красоты заметно яркое полотно Николая Кузнецова (1850-1929) «После праздника», написанное к 1881 году. Все его знают и сказано о нём много, хотя не всегда с этим можно согласиться.
На траве в степи лежит красивая девушка в праздничной одежде. Холмы словно чашей охватывают высокое небо, оттеняя зелёным цветом глубокий голубой свод. Пока всё достаточно классически картинно. Девушка задумчиво смотрит в небо. Аккуратно прописаны трава и степные растения. Слева заметен стог скошенной травы. Обратим на него внимание, как другие исследователи.
Интересно, что картина уже настолько классическая, что описание умней также получается классически суховатым.
Вообще, картина притягательная, красочная. Наверное, что-то знакомое в ней есть. Короче, есть на что посмотреть и подумать. Предупреждаем, что каждый увидит в ней своё.
Пора сенокоса в России. Траву косили почти месяц с Петрова дня (29 июня (12 июля)). Кто из художников только не обращался к этой теме: Венецианов, Пимоненко, Сычков, Голынский, Моравов, Кустодиев, Пластов, даже Малевич и т.д. и т.п.
Косьба травы считалась важным праздником, да сопровождалась праздниками после работы. А праздник невозможен без праздничного наряда. Вот мы и видим, что девушка работала с раннего утра, так как косить начинают по росе рано утром, а теперь отдыхает перед вечерним развлечением — в это время холостая молодёжь могла вести себя смелее. Так что девушка думает уже не о работе, а о кавалере, которого скоро увидит. Ну а по лицу видно, что она уже приняла какое-то серьёзное решение относительно этого знакомства.
Николай Кузнецов мог видеть подобное в живую и воспроизвести по памяти. А мог и быть участником подобной встречи.
Вот это мы видим на картине. Теперь немного об авторе и товариществе.
Кузнецов был членом товарищества Передвижных выставок. Конечно же он учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он был человеком популярным и заметным. Недаром его запечатлел на своей картине «Запорожцы» Илья Репин (начатой в 1880 и законченной в 1891 году) в виде стоящего курящего улыбающегося мощного запорожца с замотанной белой тряпицей головой, выпускающего сильные струи дыма.
Кто же такие Передвижники и Передвижные выставки? Отступим от того, что это некое коммерческое предприятие, помогающее продвигать работы своих членов. Но это и серьёзная экспертиза их мастерства, куда не брали кого попало, а принимали очень талантливых. Конечно, кто-то стал известнее других, но талант в разной степени был у всех. У кого-то был талант и к самопиару. Ну а возможность переносить выставки являлась важной просветительской деятельностью для России. Для самих же художников Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) обладало серьёзной силой, объединившей авторов, чётко противопоставивших себя и отошедших от академизма. Товарищество Передвижников просуществовало с 1863 до 1923 года. Для зрителей объединение Передвижников существует и поныне.
Так то же напомнила картина Кузнецова?
За 27 лет до картины Кузнецова «После праздника» в Англии Джоном Эвереттом Милле (1829-1896) была написана картина «Офелия» («Смерть Офелии» вернее, но более страшно звучит), завершённая в 1852 году. Суть также все знают, т.к. читали «Гамлета» Вильяма Шекспира. Гамлет случайно убил Полония отца Офелии, прятавшегося за занавеской. Офелия от горя и, возможно от невнимательности Гамлета, помешалась и утопилась в реке. Этот-то момент Милле и решил нам показать. Офелию уже начинает тянуть в глубину намокшее платье и мы видим её последние вздохи. Жуткая жуть, хотя европейцы находили в это картине некий эротизм. Но это оставим на их европейском извращённом мироощущении.
Вот что важно, что Джон Эверетт Милле стоял у истоков Братства Прерафаэлитов, девятнадцатилетним художником поддержавшим взгляды старших мастеров на общепринятое академическое искусство того времени, которое они посчитали исчерпавшим себя до необходимости установления нового пути его развития. Прерафаэлиты — разделяли искусство до Рафаэля — вершины творчества, — и после Рафаэля — времени классического искусства, изобилующего викторианскими условностями, которое пропагандировала Королевская академия художеств, их альма-матер.
И вот Милле, найдя тему картины, воплотил её, изобразив Офелию в реке, берега которой схожие по колориту с последующим изображением травы Кузнецовым.
Что же общего в картинах? Только трава и то, что каждая девушка изображена в момент принятия важного решения?
Со временем подобное принятие решения выльется в понятие экзистенциализма от Кьеркегора до Хайдеггера и Мэя, где будет показан принцип неотторжимой от человека свободы выбора, которую можно повторить опять-таки по-шекспировски: «Быть или не быть». Девушки сделали свой выбор. И это выбор одной свободы воли, но внешне противоположный. Они, условно, конечно, даже повёрнуты головами в разные стороны. Позже Фридрих Хейзер немного переосмыслит эту тему и сделает свою «Офелию». А, кажется, у Уотерхауса будет «Офелия», уже на траве, но также головой влево (собственно это не так и важно). Нам кажется, что предстающая перед глазами трагедия Офелии Милле неповторимо ужасна. Хотя повторил этот ужас Сергей Аполлинариевич Герасимов в фильме «Тихий Дон» в сцене, где топится Дарья Мелехова в исполнении потрясающей Людмилы Хитяевой.
А важно вот что. Что обе картины и Кузнецова, и Милле, как соответствующими участниками товарищества Передвижников и Братства Прерафаэлитов, являются картинами противопоставлениями классической манере живописи, несколько веков закреплённой в ставшей уже неповоротливой академической манере, определяющей догматический взгляд на искусство, выходящее их сложившихся к этому времени берегов. А то, что одна напомнила другую — лишь повод вспомнить авторов и их работы. Ну и надеяться, что вы посетите Государственную Третьяковскую галерею, в частности выставку «Передвижники», где сможете увидеть много для себя интересного. Надеемся на это.
И может быть у вас появится другой ассоциативный ряд после посещения выставки. Интересно, что вы увидите? (Вариант, что «увижу не такую галиматью, как ты» — не подходит).
Алексей Сидельников Главный редактор
Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,
Москва. Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж
30 октября 2024 — 6 апреля 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________