Николай Кузнецов После праздника

Одна картина напомнила другую

in Музей 1187 views

Время показало, что зрителям нравятся картины, на которых военные действия или портреты участников. Потом уже всяко разно: города, авангард и т.п. А вот природа проходит мимо. И, вспомним, что даже женские изображения не цепляют взгляд надолго — может быть у них нет погон и мундиров? Поэтому сегодня играем в ассоциации.

Мы попытались предыдущим мате­риалом заинтересовать читате­лей впечатлением от картины, где глав­ным является женский образ (Что мы видим на картине). Попробуем уви­деть что-нибудь ещё?

Если не разбираешься в живописи, то и смотришь на всё с восторгом, а старые и новые картины дают ответную реакцию: нравится, не нравится, что-то напоминает и т.п. А при некоторой памяти обращаешь внимание, что увиденная картина вызывает в памяти какие-то воспоминания, одно из которых говорит: это уже где-то было! Обычно было на другой выставке. Второй вариант — художник делал несколько вариантов картины, которые также попадаются, но уже в два раза чаще. Ну и третий вариант чисто зрительский — видишь одно, а вспоминаешь другое. Этот вариант и воспроизведём. Кстати, если не смотришь на картины, то реакции не будет и можно не утруждать себя чтением.

Выставка «Передвижники» — сплошная русская классика, которую видели много раз, но на которую можно смотреть бесконечно, открывая что-то новое, чувствуя новое, открывая что-то неожиданное, ранее не замеченное.

Николай Кузнецов После праздника. 1879. ГТГ
Николай Кузнецов После праздника. 1879. ГТГ

Третьяковка на Кадашёвской набе­режной, третий этаж. Среди многой красоты заметно яркое полотно Николая Кузнецова (1850-1929) «После праздника», написанное к 1881 году. Все его знают и сказано о нём много, хотя не всегда с этим можно согласиться.

На траве в степи лежит красивая девушка в праздничной одежде. Холмы словно чашей охватывают высокое небо, оттеняя зелёным цветом глубокий голубой свод. Пока всё достаточно классически картин­но. Девушка задумчиво смотрит в не­бо. Аккуратно прописаны трава и степные растения. Слева заметен стог скошенной травы. Обратим на него внимание, как другие исследователи.

Интересно, что картина уже на­столько классическая, что описание умней также получается классически суховатым.

Вообще, картина притягательная, красочная. Наверное, что-то знакомое в ней есть. Короче, есть на что посмотреть и подумать. Преду­преждаем, что каждый увидит в ней своё.

Пора сенокоса в России. Траву косили почти месяц с Петрова дня (29 июня (12 июля)). Кто из художников только не обращался к этой теме: Вене­цианов, Пимоненко, Сычков, Голын­ский, Моравов, Кустодиев, Пластов, даже Малевич и т.д. и т.п.

Косьба травы считалась важным праздником, да сопровождалась праздниками после работы. А празд­ник невозможен без праздничного наряда. Вот мы и видим, что девушка работала с раннего утра, так как косить начинают по росе рано утром, а теперь отдыхает перед вечерним развлечением — в это время холостая молодёжь могла вести себя смелее. Так что девушка думает уже не о работе, а о кавалере, которого скоро увидит. Ну а по лицу видно, что она уже приняла какое-то серьёзное решение относительно этого знакомства.

Николай Кузнецов мог видеть подобное в живую и воспроизвести по памяти. А мог и быть участником подобной встречи.

Вот это мы видим на картине. Теперь немного об авторе и товариществе.

Кузнецов был членом товарищества Передвижных выставок. Конечно же он учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он был человеком популярным и заметным. Недаром его запечатлел на своей картине «Запорожцы» Илья Репин (начатой в 1880 и законченной в 1891 году) в виде стоящего курящего улыбаю­щегося мощного запорожца с замотанной белой тряпицей головой, выпускающего сильные струи дыма.

Кто же такие Передвижники и Передвижные выставки? Отступим от того, что это некое коммерческое предприятие, помогающее продви­гать работы своих членов. Но это и серьёзная экспертиза их мастерства, куда не брали кого попало, а принимали очень талантливых. Конечно, кто-то стал известнее других, но талант в разной степени был у всех. У кого-то был талант и к самопиару. Ну а возможность пере­носить выставки являлась важной просветительской деятельностью для России. Для самих же художников Товарищество передвижных художе­ственных выставок (ТПХВ) обладало серьёзной силой, объединившей авторов, чётко противопоставивших себя и отошедших от академизма. Товарищество Передвижников просу­ществовало с 1863 до 1923 года. Для зрителей объединение Передвиж­ников существует и поныне.

Николай Кузнецов После праздника

Так то же напомнила картина Кузнецова?

За 27 лет до картины Кузнецова «После праздника» в Англии Джоном Эвереттом Милле (1829-1896) была написана картина «Офелия» («Смерть Офелии» вернее, но более страшно звучит), завершённая в 1852 году. Суть также все знают, т.к. читали «Гамлета» Вильяма Шекспира. Гамлет случайно убил Полония отца Офелии, прятав­шегося за занавеской. Офелия от горя и, возможно от невнима­тельности Гамлета, помешалась и утопилась в реке. Этот-то момент Милле и решил нам показать. Офелию уже начинает тянуть в глубину намокшее платье и мы видим её последние вздохи. Жуткая жуть, хотя европейцы нахо­дили в это картине некий эротизм. Но это оставим на их европейском извращённом мироощущении.

Вот что важно, что Джон Эверетт Милле стоял у истоков Братства Прерафаэлитов, девятнадцатилетним художником поддержавшим взгляды старших мастеров на общепринятое академическое искусство того времени, которое они посчитали исчерпавшим себя до необходимости установления нового пути его развития. Прерафаэлиты — разделяли искусство до Рафаэля — вершины творчества, — и после Рафаэля — вре­мени классического искусства, изоби­лующего викторианскими услов­но­стями, которое пропагандировала Королевская академия художеств, их альма-матер.

И вот Милле, найдя тему картины, воплотил её, изобразив Офелию в ре­ке, берега которой схожие по ко­ло­риту с последующим изображением травы Кузнецовым.

Что же общего в картинах? Только трава и то, что каждая девушка изображена в момент принятия важного решения?

Николай Кузнецов После праздника

Со временем подобное принятие решения выльется в понятие экзистенциализма от Кьеркегора до Хайдеггера и Мэя, где будет показан принцип неотторжимой от человека свободы выбора, которую можно повторить опять-таки по-шек­спи­ровски: «Быть или не быть». Девушки сделали свой выбор. И это выбор одной свободы воли, но внешне противоположный. Они, условно, конечно, даже повёрнуты головами в разные стороны. Позже Фридрих Хейзер немного переосмыслит эту тему и сделает свою «Офелию». А, кажется, у Уотерхауса будет «Офелия», уже на траве, но также головой влево (собственно это не так и важно). Нам кажется, что предстающая перед глазами трагедия Офелии Милле неповторимо ужасна. Хотя повторил этот ужас Сергей Аполлинариевич Герасимов в фильме «Тихий Дон» в сцене, где топится Дарья Мелехова в исполнении потрясающей Людмилы Хитяевой.

А важно вот что. Что обе картины и Кузнецова, и Милле, как соответствующими участниками товарищества Передвижников и Братства Прерафаэлитов, являются картинами противопоставлениями классической манере живописи, несколько веков закреплённой в ставшей уже неповоротливой акаде­мической манере, определяющей догматический взгляд на искусство, выходящее их сложившихся к этому времени берегов. А то, что одна напомнила другую — лишь повод вспомнить авторов и их работы. Ну и надеяться, что вы посетите Государственную Третьяковскую галерею, в частности выставку «Передвижники», где сможете увидеть много для себя интересного. Надеемся на это.

И может быть у вас появится другой ассоциативный ряд после посещения выставки. Интересно, что вы увидите? (Вариант, что «увижу не такую галиматью, как ты» — не подходит).

Алексей Сидельников
Главный редактор

Третьяковская галерея

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,

Москва. Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж

30 октября 2024 — 6 апреля 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Что мы видим на картине

Что расскажет портрет великого князя

Рама для картины

Передвижники в Третьяковке

__________________

Обсуждение в Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы