Существует мнение, что рамы картин не имеют под собой никакой смысловой нагрузки, кроме необходимости сделать маленькое полотно крупнее, или усилить слабую работу красотой и размером рамы. Раму воспринимают как одежду, соответствующую моде времени написания работы. В каталогах обычно публикуют изображения без рам.
На выставке «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее в новом здании на Кадашёвской набережной, предоставлен портрет в раме, которая не просто соответствует времени написания работы, но и является неотъемлемой частью истории картины Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) «Портрет великого князя Константина Константиновича». Портрет написан в 1891 году. Деревянная резная рама содержит гравированные даты сверху и снизу изображения: «15 декабря 1883 — 23 апреля 1891».
Великий князь Константин Константинович (1858—1915) сын великого князя Константина Николаевича (1827—1892) и великой княгини Александры Иосифовны (1830—1911), внук императора Николая I. Великий князь известен под творческим псевдонимом «К.Р.» (КаЭр) — он писал очень воздушные стихи, являясь автором нескольких сборников. Также им выполнен собственный перевод трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет». По нашему мнению этот перевод не уступает, а может и превосходит своей поэтичностью, переводы Андрей Кронеберга, Бориса Пастернака, Анны Радловой и Михаила Лозинского.
Отдельно отметим, что на протяжении всей жизни великий князь Константин Константинович был очень воцерковленным человеком. И это он сумел передать сыновьям, особенно Иоанну.
Великому князю принадлежал Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, во дворе которого сегодня установлен памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.
Любопытно, что в список Лейб-гвардии Измайловского полка великий князь был занесён при крещении, помимо нескольких других военных частей, конечно.
В рассматриваемы нами период времени великий князь ещё не был генерал-адъютантом и генерал-инспектором военно-учебных заведений, но с 1889 года являлся президентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук и состоял членом многих научных обществ. На этом посту он проводил политику неуклонного замещения иностранных подданных русскими учёными.
15 декабря 1883 года — 23 апреля 1891 года
15 декабря 1883 года великий князь Константин Константинович в звании штабс-капитана назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. Этой роте, единственной в полку, предписывалось носить бороды.
23 апреля 1891 года Константин Константинович получил приказ о назначении командующим Лейб-гвардии Преображенским полком. Командиром этого полка он стал только 6 декабря 1894 года, получив чин генерал-майора (командующий — временно исполняющий обязанности).
Ещё девятого марта великий князь Владимир Александрович (1847—1909) передал ему предложение императора Александра III (1845—1994), принять от великого князя Сергея Александровича (1857—1905), оставляющего полк и уезжающего в Москву на должность генерал-губернатора.
Смена полка была трудным решением для Константина Константиновича. Можно сказать, что вся его жизнь была связана с этим полком: в список лейб-гвардии Измайловского полка великий князь был занесён при крещении, помимо нескольких других военных частей, конечно. И всё же возглавить Преображенский полк было его сбывающейся мечтой. Хотя, самым-самым большим желанием было бы со временем стать Обер-прокурором Святейшего Синода. Сразу положительного ответа на предложение новой должности он не дал. Великий князь Владимир Александрович просил лишний раз подумать. Подтвердить собственное решение возглавить Преображенцев поддержали Илья Александрович Зелено́й (1841—1906; капитан 1-го ранга, воспитатель и гофмейстер великого князя Константина Константиновича), великий князь Дмитрий Константинович (1860—1919), Павел Егорович Кёппен (1846—1911), ближайшее лицо и, можно сказать, друг, Константина Константиновича, управляющий двором его матери великой княгини Александры Иосифовны. Наверное, самая важная поддержка была от супруги, великой княгини Елизаветы Маврикиевны (1865—1927).
В воскресенье, 10-го марта 1891 года император Александр III сказал будущему командующему Преображенцами: «Я рад, что это решено. Но ты согласился не без борьбы? Хорошо, что ты воспользовался этим случаем, а то Бог знает, когда ты дослужился бы до командования полком». Кстати, переход с семилетнего командования ротой на командование полком миновал командование бригадой. Напомним, что в 1884 году было упразднено звание «майор», а майоры стали подполковниками («майоры» вернуться только в 1935 году). Т.е. великий князь перешагнул не два, а один чин.
Великий князь Константин Константинович получил чин полковника и вошёл в новую крепкую полковую семью, имеющую свои традиции и т.д. Но он не смог расстаться со своими Измайловцами, которых регулярно навещал, которые его любили, и кому решил оставить на память свой портрет.
Для позирование Репину был выбран измайловский капитанский мундир. Позднее, выполненное золотой канителью офицерское «измайловское» шитьё воротника, было взято за основу украшения рамы: на её углах шитьё повторилось в виде соответствующих элементов.
Портрет первоначально был заказан художнику Эрнсту Карловичу Липгарту (1847—1932). Однако результат работы не удовлетворил заказчика. Поэтому принято решение поручить заказ Илье Ефимовичу Репину (1844—1930), который написал картину, сегодня представленную на выставке «Передвижники».
До начала работы над этой заметкой мы хотели воспользоваться Каталогом собрания Третьяковской галереи. К сожалению оказалось, что при описании картины в каталоге рама не изображена и не описана.
Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Том 4 Живопись второй половины XIX века. Кн. 2: Н—Я. М.: Красная площадь, 2006. С. 241—242.
Ниже выдержки из дневника великого князя Константина Константиновича, касающиеся изготовления его портрета 1891-1892 годов.
К чему записываю я все эти мелочи? Хочется всё, самое незначительное, занести на бумагу, чтобы задержать убывающее время и сохранить самые ничтожные воспоминания о прошлом.
1891
20 августа
Здесь в Павловске живёт живописец Липгарт. Он, говорят, нуждается, а мне хочется подарить в Измайловский полк свой портрет. Вот я и придумал заказать его Липгарту.
Понедельник. 19 [августа]. Вчера он пришёл в первый раз. Мы расположились наверху в библиотеке. Он говорит по-французски, затрудняясь в русском языке. Я нашёл в нём приятного, образованного человека, беседовать с ним легко. Не знаю, удастся ли портрет. До сих пор мне не везло: у Маковского ничего не вышло, Каменский очень неудачно вылепил мой бюст. А мне бы хотелось увековечить себя у измайловцев посредством хорошего портрета.
21 августа
Вторник. 20 [августа]. Было много свободного времени, и я много успел сделать, даром что 2½ часа просидел в библиотеке перед художником Липгартом. Он выписывал лоб, глаза и нос.
Павловск. 23 августа
Четверг. 22 [августа]. Встал рано. Ездил верхом, был у измайловцев на поле, потом полтора часа просидел перед Липгартом … .
27 августа. Павловск
2 часа сидел перед Липгартом. В портрете есть что-то непохожее, особенно во рту, и я боюсь, что художник так и не справится с этим недостатком.
25 августа
Суббота. 24 [августа]. Портрет, который пишет с меня Липгарт, подвигается. Но я очень боюсь, что он не удастся, а мне бы хотелось, чтобы измайловцев остался совершенно хороший портрет.
28 августа. 8 ч. утра
Нарядился для Липгарта в измайловский мундир с белым кушаком, погонами и лентой и простоял на ногах два часа.
Читаю историю Преображенского полка.
25 сентября
Липгарт писал с меня портрет; прежний он бросил и начал снова.
2 октября
Портрет Липгарта скоро будет окончен, и кажется, удачен.
25 октября
После завтрака Липгарт доканчивал мой портрет. Кажется, он недурен, и товарищи измайловцы, надеюсь, останутся им довольны. Я изображён в измайловском мундире, при белом кушаке, с «Георгием» на груди и орденом «Pour le Merite» на шее, и ещё в капитанских погонах.
13 ноября
Понедельник. 11 [ноября]. Был с Ильей Александровичем] в мастерской Репина у Калинкина моста. Хочу ему заказать свой портрет, т. к. работа Липгарта совершенно не удалась, а мне хочется подарить измай-ловцам что-нибудь очень хорошее. Чтобы Липгарта, который такой приятный и милый, не обидеть, мы скажем ему, что жена не захотела его портрета отдавать и оставила у себя. Видел у Репина новые, ещё не выставленные картины: хохот запорожцев, отвечающих на грамоту султану и Крестный ход.
5 декабря
Вторник. 3 [декабря]. Третьего дня Репин стал писать с меня портрет маслян[ыми] красками. Я сижу на старинном кресле, в измайл[овском] мундире, с книгой в правой руке. Ездил верхом по набережной. Был с женой в мастерской Липгарта. Побывал на дневных занятиях в Тавриде. Сочиняю «Будду».
Среда. 4 [декабря]. Вчера Варварин день, много суеты. Утром Репин писал с меня.
8 декабря
Вторник. 7 [января]. Утром Репин писал с меня целых два часа. Он все это время проработал над моей правой рукой, опертой на локотник кресла, тогда как пальцы теребят бороду.
9 декабря, утром
Репину я отдал вчера с небольшим два утренних часа. Эти сеансы дают мне возможность посидеть смирно и сосредоточиться.
1892
Мраморный. 2 января
Четверг. 2 [января]. Все утро прождал Репина, который хотел доканчивать мой портрет для измайловцев, но почему-то не пришёл.
Мраморный дв[орец]. 3 [января]
Пятница. 3 [января]. Утром приходил Репин и писал с меня. Работа ещё не скоро будет кончена — не каждый день свободен.
25 января
Четверг. 23 [января]. Репин продолжал с меня писать. … Портрет, кажется, скоро будет кончен.
26 января
Суббота. 25 [января]. Вчера опять был Репин. Сколько теряется времени с этим портретом. На будущей неделе он, вероятно, будет окончен.
29 января, вечером
Вторник. 28 [января]. Поездив верхом в манеже, около часа сидел в турецкой комнате перед Репиным. Поскорей бы кончал он портрет.
Среда. 29 [января]. Сегодня опять сидел перед Репиным и читал стихотворения Фофанова, присланные мне автором.
30 января
Четверг. 30 [января]. Вчера утром и сегодня тоже — Репин с меня писал, а в это время я читал стихи Фофанова. Репин хорошо его знает и много мне про него рассказывал.
Пятница. 31 [января]. Вечером. Сегодня три часа подряд просидел перед Репиным. Портрет всё ещё не кончен. Митя говорит, что он замечательно похож. Опять читал Фофанова и признаюсь, что эти стихи можно читать только при такой обстановке, когда лучше иметь перед собою хоть какую-нибудь книгу, чем ничего не делать; в обыкновенное время я бы не сумел себя заставить читать такую поэзию. Это, по большей части, какой-то болезненный, а часто и бессмысленный бред.
5 февраля, вечером
Понедельник. 3 [февраля]. Опять сидел перед Репиным со стихами Фофанова в руках, удивляясь в них признаками таланта, затемняемыми на каждой странице бессмыслицей, неудобными оборотами речи, нытьем и ничем необъяснимой, бессодержательной тоской.
Вторник. 4 [февраля]. Репин был ещё вчера. Через две недели, вернувшись из Москвы, он допишет мой портрет.
6 февраля
Среда. 5 [февраля]. … в понедельник 3-го числа Репин у меня не был: я присутствовал при выносе и потом у Спиридония при отпевании адмирала Зеленого.
4 марта
Вторн[ик]. 3 [марта]. Репин вернулся из Москвы и вчера писал с меня. В левую руку он вложил мне книгу и обещал завтра кончить портрет.
6 марта
Четверг. 5 [марта]. Пока Репин писал с меня вчера утром, я пробежал критические заметки Bitter’a о «Matthaus-Passion» Баха.
7 марта
Репин кончил мой портрет. Он, кажется, очень удачен.
1893
16 февраля. Мраморный дворец
Государь посетил передвижную выставку картин, открытую в Академии наук. (Прим. ред. 15 февраля — 12 марта 1893 г.). Я встречал государя у входа. Репин выставил писанный им с меня для Измайловского полка портрет. Царь очень его звали. Вообще выставка оставляет мало впечатления. Множество картин крайне бессодержательны; про половину их можно отозваться, как Пушкин, что они vulgar. Ну, можно ли писать картину под названием: «Горничные перед прогулкой»? (Прим. ред. Нилус П.А. горничные перед прогулкой).
Цит. по Великий князь Константин Константинович. Дневник. Май 1889 - 1894". Отв. Ред. С.В. Мироненко. Изд. Кучково поле Музеон. М., 2024
В завершение отметим, что часто картина и рама начинают быть одним целым и становятся неразрывно связаны. Рама дополняет изображение. Она может быть подобрана и разработана художником и несёт общую идею с картиной, организуя единый предмет с общим посылом. Это хорошо иллюстрирует работа Ильи Репина «Портрет великого князя Константина Константиновича» из собрания Государственной Третьяковской галереи, где картину создают художественное полотно и рама.
Алексей Сидельников Главный редактор
Благодарим Наталью Никитину за поиск информации в каталоге ГТГ
О рамах картин можно прочитать в двух книгах:
Лысенко О.А., Файзулина И.В. Одеть Картину. Художественные рамы в России XVIII — начала XX века. ФГБУК Государственный русский музей, СПб: 2005 г.
Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги. Под ред. Т.Л. Карповой. Третьяковская галерея, 2014 г.
Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,
Москва. Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж
30 октября 2024 — 6 апреля 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________