Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

in Музей 149 views

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки, кро­ме не­об­хо­ди­мос­ти сде­лать ма­лень­кое по­лот­но круп­нее, или уси­лить сла­бую ра­боту кра­сотой и раз­ме­ром рамы. Ра­му воспри­­нимают как одежду, соответ­ствую­щую моде времени написания рабо­ты. В каталогах обычно публикуют изображения без рам.

На выставке «Передвижники» в Госу­дар­ственной Третьяковской галерее в но­вом здании на Кадашёвской на­бе­реж­ной, предоставлен портрет в раме, ко­торая не просто соответствует вре­ме­ни написания работы, но и яв­ляет­ся неотъемлемой частью истории кар­­ти­ны Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) «Портрет вели­ко­го князя Кон­стантина Констан­ти­но­ви­ча». Порт­рет написан в 1891 году. Дере­вянная рез­ная рама содержит грави­ро­ванные да­ты сверху и снизу изобра­жения: «15 де­кабря 1883 — 23 апреля 1891».

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича. 1891. ГТГ
Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича. 1891. ГТГ

Великий князь Константин Конс­тантинович (1858—1915) сын вели­ко­го князя Константина Николаевича (1827—1892) и великой княгини Алек­сандры Иосифовны (1830—1911), внук императора Николая I. Великий князь известен под творческим псевдони­мом «К.Р.» (КаЭр) — он писал очень воздушные стихи, являясь автором не­скольких сборников. Также им выполнен соб­ственный перевод трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет». По нашему мне­нию этот перевод не уступает, а мо­жет и превосходит своей поэтич­ностью, переводы Андрей Кронеберга, Бориса Пастернака, Анны Радловой и Михаила Лозинского.

Отдельно отметим, что на протя­же­нии всей жизни великий князь Кон­стантин Константинович был очень во­церковленным человеком. И это он сумел передать сыновьям, особенно Иоанну.

Великому князю принадлежал Мра­морный дворец в Санкт-Петербурге, во дворе которого сегодня установлен памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.

Любопытно, что в список Лейб-гвар­дии Измайловского полка великий князь был занесён при крещении, помимо нескольких других военных частей, конечно.

В рассматриваемы нами период вре­мени великий князь ещё не был  гене­рал-адъютантом и генерал-инспек­тором военно-учебных заведений, но с 1889 года являлся президентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук и состоял членом многих научных обществ. На этом пос­ту он проводил политику неук­лон­но­го замещения иностранных под­дан­ных русскими учёными.

Передвижники

15 декабря 1883 года — 23 апреля 1891 года

15 декабря 1883 года великий князь Константин Константинович в зва­нии штабс-капитана назначен коман­диром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. Этой роте, единственной в полку, пред­писывалось носить бороды.

23 апреля 1891 года Константин Конс­тантинович получил при­каз о на­зна­чении командующим Лейб-гвардии Преображенским пол­ком. Коман­ди­ром этого полка он стал только 6 де­кабря 1894 года, получив чин генерал-майора (командующий — временно исполняющий обязанности).

Ещё девя­то­го марта великий князь Владимир Александрович (1847—1909) передал ему предложение императо­ра Алек­сандра III (1845—1994), принять от вели­кого князя Сергея Алек­санд­ро­ви­ча (1857—1905), остав­ляющего полк и уезжающего в Москву на долж­ность гене­рал-губер­натора.

Смена полка была трудным реше­нием для Константина Констан­тиновича. Можно сказать, что вся его жизнь была связана с этим полком: в список лейб-гвардии Измайловского полка великий князь был занесён при крещении, помимо нескольких дру­гих военных частей, конечно. И всё же возглавить Преобра­женский полк было его сбывающейся мечтой. Хотя, самым-самым большим жела­нием было бы со временем стать Обер-про­курором Святейшего Синода. Сразу положительного ответа на предло­же­ние новой должности он не дал. Великий князь Владимир Александ­рович просил лишний раз подумать. Подтвердить собственное решение воз­главить Преображенцев поддер­жали Илья Александрович Зелено́й (1841—1906; капитан 1-го ранга, вос­питатель и гофмейстер ве­ли­кого князя Конс­тан­тина Константи­но­ви­ча), великий князь Дмитрий Конс­тан­тинович (1860—1919), Павел Егорович Кёппен (1846—1911), ближайшее лицо и, можно сказать, друг, Константина Константиновича, управляющий дво­ром его матери великой княгини Александры Иосифовны. Наверное, самая важная поддержка была от супруги, великой княгини Елизаветы Маврикиевны (1865—1927).

В воскресенье, 10-го марта 1891 года император Александр III сказал будущему командующему Преобра­женцами: «Я рад, что это решено. Но ты согласился не без борьбы? Хорошо, что ты воспользовался этим случаем, а то Бог знает, когда ты дослужился бы до командования полком». Кстати, переход с семилетнего командования ротой на командование полком миновал командование батальоном. Великий князь Константин Констан­тинович получил чин полковника и вошёл в новую крепкую полковую семью, имеющую свои традиции и т.д. Но он не смог расстаться со своими Измайловцами, которых регулярно навещал, которые его любили, и кому решил оставить на память свой портрет.

Для позирование Репину был выбран измайловский капитанский мундир. Позднее, выполненное золотой кани­телью офицерское «измайлов­ское» шитьё воротника, было взято за осно­ву украшения рамы: на её углах шитьё повторилось в виде соответст­вующих элементов.

Портрет первоначально был заказан художнику Эрнсту Карловичу Лип­гар­ту (1847—1932). Однако результат ра­бо­ты не удовлетворил заказчика. Поэ­тому принято решение поручить за­каз Илье Ефимовичу Репину (1844—1930), ко­то­рый написал картину, сегодня пред­ставленную на выставке «Передвижники».

Портрет великого князя Константина Константиновича

До начала работы над этой заметкой мы хотели воспользоваться Катало­гом собрания Третьяковской галереи. К сожалению оказалось, что при опи­сании картины в каталоге рама не изображена и не описана.

Государственная Третьяковская Гале­рея. Каталог собрания. Том 4 Живо­пись второй половины XIX века. Кн. 2: Н—Я. М.: Красная пло­щадь, 2006. С. 241—242.

Портрет великого князя Константина Константиновича

Ниже выдержки из дневника вели­кого князя Константина Констан­ти­новича, касающиеся изготовления его портрета 1891-1892 годов.

К чему записываю я все эти мелочи? Хочется всё, самое не­значительное, занести на бу­магу, чтобы задержать убы­вающее время и сохра­нить самые ничтожные вос­по­ми­нания о прошлом.

1891

20 августа
Здесь в Павловске живёт живописец Липгарт. Он, говорят, нуждается, а мне хочется подарить в Измайловский полк свой портрет. Вот я и придумал заказать его Липгарту.

Понедельник. 19 [августа]. Вчера он пришёл в первый раз. Мы рас­по­ло­жи­лись наверху в библиотеке. Он го­во­рит по-французски, затрудняясь в рус­ском языке. Я нашёл в нём приятного, образованного человека, беседовать с ним легко. Не знаю, удастся ли порт­рет. До сих пор мне не везло: у Ма­ковского ничего не вышло, Камен­ский очень неудачно вылепил мой бюст. А мне бы хотелось увековечить себя у измайловцев посредством хорошего портрета.

21 августа
Вторник. 20 [августа]. Было много сво­бодного времени, и я много успел сде­лать, даром что 2½ часа просидел в биб­лиотеке перед художником Лип­гартом. Он выписывал лоб, глаза и нос.

Павловск. 23 августа
Четверг. 22 [августа]. Встал рано. Ездил верхом, был у измайловцев на поле, потом полтора часа просидел перед Липгартом … .

27 августа. Павловск
2 часа сидел перед Липгартом. В портрете есть что-то непохожее, особенно во рту, и я боюсь, что художник так и не справится с этим недостатком.

25 августа
Суббота. 24 [августа]. Портрет, который пишет с меня Липгарт, подвигается. Но я очень боюсь, что он не удастся, а мне бы хотелось, чтобы измайловцев остался совершенно хороший портрет.

28 августа. 8 ч. утра
Нарядился для Липгарта в измай­ловский мундир с белым кушаком, погонами и лентой и простоял на ногах два часа.
Читаю историю Преображенского полка.

25 сентября
Липгарт писал с меня портрет; преж­ний он бросил и начал снова.

2 октября
Портрет Липгарта скоро будет окон­чен, и кажется, удачен.

25 октября
После завтрака Липгарт доканчивал мой портрет. Кажется, он недурен, и товарищи измайловцы, надеюсь, останутся им довольны. Я изображён в измайловском мундире, при белом кушаке, с «Георгием» на груди и орденом «Pour le Merite» на шее, и ещё в капитанских погонах.

13 ноября
Понедельник. 11 [ноября]. Был с Ильей Александровичем] в мастер­ской Репина у Калинкина моста. Хочу ему заказать свой портрет, т. к. работа Липгарта совершенно не удалась, а мне хочется подарить измай-ловцам что-нибудь очень хорошее. Чтобы Липгарта, который такой приятный и милый, не обидеть, мы скажем ему, что жена не захотела его портрета отдавать и оставила у себя. Видел у Репина новые, ещё не выставленные картины: хохот запорожцев, отве­чающих на грамоту султану и Крестный ход.

5 декабря
Вторник. 3 [декабря]. Третьего дня Репин стал писать с меня портрет маслян[ыми] красками. Я сижу на старинном кресле, в измайл[овском] мундире, с книгой в правой руке. Ездил верхом по набережной. Был с женой в мастерской Липгарта. Побывал на дневных занятиях в Тавриде. Сочиняю «Будду».

Среда. 4 [декабря]. Вчера Варварин день, много суеты. Утром Репин писал с меня.

8 декабря
Вторник. 7 [января]. Утром Репин писал с меня целых два часа. Он все это время проработал над моей правой рукой, опертой на локотник кресла, тогда как пальцы теребят бороду.

9 декабря, утром
Репину я отдал вчера с небольшим два утренних часа. Эти сеансы дают мне возможность посидеть смирно и сосредоточиться.

1892

Мраморный. 2 января
Четверг. 2 [января]. Все утро прождал Репина, который хотел доканчивать мой портрет для измайловцев, но почему-то не пришёл.

Мраморный дв[орец]. 3 [января]
Пятница. 3 [января]. Утром приходил Репин и писал с меня. Работа ещё не скоро будет кончена — не каждый день свободен.

25 января
Четверг. 23 [января]. Репин продолжал с меня писать. … Портрет, кажется, скоро будет кончен.

26 января
Суббота. 25 [января]. Вчера опять был Репин. Сколько теряется времени с этим портретом. На будущей неделе он, вероятно, будет окончен.

29 января, вечером
Вторник. 28 [января]. Поездив верхом в манеже, около часа сидел в ту­рецкой комнате перед Репиным. Поскорей бы кончал он портрет.

Среда. 29 [января]. Сегодня опять сидел перед Репиным и читал стихо­творения Фофанова, присланные мне автором.

30 января
Четверг. 30 [января]. Вчера утром и сегодня тоже — Репин с меня писал, а в это время я читал стихи Фофанова. Репин хорошо его знает и много мне про него рассказывал.

Пятница. 31 [января]. Вечером. Сегодня три часа подряд просидел перед Репиным. Портрет всё ещё не кончен. Митя говорит, что он замечательно похож. Опять читал Фофанова и признаюсь, что эти стихи можно читать только при такой обстановке, когда лучше иметь перед собою хоть какую-нибудь книгу, чем ничего не делать; в обыкновенное время я бы не сумел себя заставить читать такую поэзию. Это, по большей части, какой-то болез­нен­ный, а часто и бессмысленный бред.

5 февраля, вечером
Понедельник. 3 [февраля]. Опять сидел перед Репиным со стихами Фофанова в руках, удивляясь в них признаками таланта, затемняемыми на каждой странице бессмыслицей, неудобными оборотами речи, нытьем и ничем необъяснимой, бессодер­жа­тельной тоской.

Вторник. 4 [февраля]. Репин был ещё вчера. Через две недели, вернувшись из Москвы, он допишет мой портрет.

6 февраля
Среда. 5 [февраля]. … в понедельник 3-го числа Репин у меня не был: я присутствовал при выносе и потом у Спиридония при отпевании адмирала Зеленого.

4 марта
Вторн[ик]. 3 [марта]. Репин вернулся из Москвы и вчера писал с меня. В левую руку он вложил мне книгу и обещал завтра кончить портрет.

6 марта
Четверг. 5 [марта]. Пока Репин писал с меня вчера утром, я пробежал критические заметки Bitter’a о «Matthaus-Passion» Баха.

7 марта
Репин кончил мой портрет. Он, кажется, очень удачен.

1893

16 февраля. Мраморный дворец
Государь посетил передвижную выс­тавку картин, открытую в Академии наук. (Прим. ред. 15 февраля — 12 марта 1893 г.). Я встречал государя у входа. Репин выставил писанный им с меня для Измайловского полка портрет. Царь очень его звали. Вообще выставка оставляет мало впечатления. Множество картин крайне бессодержательны; про половину их можно отозваться, как Пушкин, что они vulgar. Ну, можно ли писать картину под названием: «Горничные перед прогулкой»? (Прим. ред. Нилус П.А. горничные перед прогулкой).

Цит. по Великий князь Константин Константинович. Дневник. Май 1889 - 1894".
Отв. Ред. С.В. Мироненко.
Изд. Кучково поле Музеон. М., 2024


В завершение отметим, что часто картина и рама начинают быть од­ним целым и становятся неразрывно связаны. Рама дополняет изобра­жение. Она может быть подобрана и разработана художником и несёт общую идею с картиной, организуя единый пред­мет с общим посылом. Это хорошо иллюстрирует работа Ильи Репина «Портрет великого князя Константина Константиновича» из собрания Госу­дар­ственной Третья­ков­ской галереи.


О рамах картин можно прочитать в двух книгах:

Лысенко О.А., Файзулина И.В. Одеть Картину. Художественные рамы в России XVIII — начала XX века. ФГБУК Государственный русский музей, СПб: 2005 г.

Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги. Под ред. Т.Л. Карповой. Третьяковская галерея, 2014 г.

Благодарим Наталью Никитину за поиск информации в каталоге ГТГ

Алексей Сидельников
Главный редактор

Третьяковская галерея

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,

Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж

30 октября 2024 — 6 апреля 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Передвижники в Третьяковке

__________________

В Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы