После разговора о портрете великого князя Константина Константиновича, вспомним ещё один портрет, также представленный публике на выставке «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной в Москве.
Портреты находятся на одной полукруглой стене, а их персонажи повёрнуты лицами и как бы смотрят на императрицу Марию Фёдоровну: справа великий князь Константин Константинович, а слева великий князь Владимир Александрович.
Портрет работы 1885 года Ивана Николаевича Крамского (1837-1887), хранящийся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, даёт нам возможность увидеть великого князя Владимира Александровича (1847-1909), третьего сына императора Александра II и младшего брата императора Александра III.
«Особую известность» в привычной историографии великий князь получил после событий 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге (так называемое «Кровавое воскресенье»), когда шествие рабочих, желавших передать императору петицию о созыве Земского собрания и ряде политических свобод, было остановлено и расстреляно войсками. Великий князь Владимир Александрович был генералом от инфантерии и занимал пост главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа (с 1884 года по 1905 год), т.е. он отвечал за действия войск. Но это произошло через 20 лет после написания портрета Крамским.
В момент написания портрета Великий князь Владимир Александрович был президентом Императорской академии художеств (с 14 февраля 1876 года). А также являлся попечителем Московского публичного и Румянцевского музея и занимал несколько других почётных должностей, в частности являлся членом Государственного совета с 1872 года. Также он считался одним из самых щедрых русских меценатов и всячески поддерживал художников.
Коллекционерам приятно, что великий князь коллекционировал живопись, а, будучи известным гурманом, собирал и меню, которые сегодня вызывают интерес не меньший, чем живописные полотна.
Передвижные выставки и участвующие в них художники зависели и от мнения великого князя. Тем не менее после «Кровавого воскресенья» художники высказали ему своё фэ.
Сейчас нам важно, что со дня своего рождения (10 (22) апреля 1847 года), великий князь Владимир Александрович был назначен шефом лейб-гвардии Драгунского полка (старшинство с 3 апреля 1814 года) и имел возможность носить соответствующий драгунский мундир с металлическим прибором серебряного цвета. Именно серебряный цвет (иногда выглядит белым) вызывает вопросы.
Имея свитское звание генерал-адъютанта (с 10 апреля 1872 года) он мог носить на тёмно-зелёном сюртуке серебряные аксельбант и эполеты с императорским шифром Александра Второго — «А II», согласно приказу Военного министра генерал-адъютанта графа Дмитрия Алексеевича Милютина №51 от 5 марта 1881 года Санкт-Петербург, где говорится, что «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Высочайше повелеть соизволил: Генерал-Адъютантам, Генерал-Майорам Свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и Флигель-Адъютантам, которые имели счастие состоять в этих званиях при Блаженныя памяти ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ, носить на Эполетах вензелевое изображение Имени в Бозе почившего ГОСУДАРЯ». При другом мундире эполеты уже могли быть золотыми. Но всегда цвет эполет различался с вензелями: серебряные эполеты — золотые вензеля и наоборот.
Вензелями же с таким же правилом украшены аксельбанты — длинные шнуры, заканчивающиеся металлическими стержнями. Таким стержнем адъютант имел возможность быстро что-то записать, не прибегая к чернилам.
Остановимся на цвете сюртука великого князя. В Госкаталоге (номер 28680315) указано, что цвет мундира чёрный. Однако это распространённая ошибка, возникающая из-за ошибок художников, из-за освещения и того, как художник видит цвет в данный момент, или же из-за того, что художник угадывает и представляет по предоставленной фотографии и советам.
Выдержка из Приказа №313 Санкт-Петербург. 14 ноября 1881 года Управляющего Военным Министерством генерал-адъютанта П.С. Ванновского (1822-1904).
8. Нового обмундирования не распространять на следующие формы, остающиеся без изменения:
а) общегенеральскую, свитскую, генерального штаба, чинов, состоящих по гвардейской пехоте, гвардейской кавалерии и гвардейской артиллерии, корпуса военных инженеров, адъютантскую, чинов, состоящих по особым поручениям, плац- и от ворот-майоров*, плац- и бау-адъютантов. …
Согласно Описанию предметов обмундирования новой формы для генерал-адъютантов, свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА генералов и флигель-адъютантов, согласно приложению к приказу по военному ведомству 1882 г. за №25 (а в Свиту Его Императорского Величества назначен ещё 30 августа 1868 года будучи генерал-майором) сюртук был существующего образца с укороченными шароварами серо-синего сукна с красными лампасами и сапогами с длинными голенищами. Сапоги мы не видим, а вот представление о шароварах можем получить.
На шее на ленте орденских цветов знак ордена Св. Георгия 3 ст. (крест, звезды при 3 ст. нет). Георгиевскую ленту мы тоже видим. Знак явно более ранний, т.к. имеет медальон скорее розовый, чем красный. Учитывая необходимость возвращать награду в капитул после смерти кавалера для её последующей передачи новому лицу, это возможно.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов император Александр II не счёл возможным во время военных действий прятать своих сыновей и, хотя переживал, благословил их на службу. Великий князь Владимир Александрович возглавил ставший знаменитым 12-й армейский корпус Рущукского отряда наследника российского престола. Корпус дважды отразил серьёзные нападения турок, заставив серьёзно поволноваться о брате цесаревича. Возможно именно серьёзность этих событий потребовала не менее серьёзной награды для командира корпуса, который получил 3-ю степень ордена, минуя обязательную 4-ю.
То, что награда на сюртуке всего одна — соответствует правилам ношения и эта награда была для него любимой из многих. Как не удивительно, великие князья понимали, что есть заслуженное личными трудами, а что есть династическая традиция, и выбирали первое.
Ещё одно напоминание о героическом прошлом великого князя присутствует на всех без исключения изображениях после войны 1877-1878 годов. Многие участники, в том числе наследник цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III) вернулись с театра военных действий с фронтовыми бородами и бакенбардами а-ля Скобелев. Такая же борода украсила лицо великого князя Владимира Александровича. Со временем, подчиняясь моде борода трансформировалась в ещё более пышные, спускавшиеся к груди, бакенбарды. А с возрастом пышность несколько улеглась, но сути он не изменил. С детства дразнимый толстяком с домашним именем Кукса, он худел вместе с причёской, но женщинам нравился всегда.
Кстати, уровень доверия между братьями показывает и тот факт, что Александр III назначил Владимира регентом после своей коронации в 1883 году на случай собственной смерти до совершеннолетия наследника и на случай смерти наследника.
На безымянном пальце великого князя правой руки два кольца: помолвочное и обручальное. Такая манера ношения не возбраняется. Возможно два кольца напоминают о двух попытках жениться на великой княгине Марии Павловне, тогда ещё Марии Александрине Элизабете Элеоноре, принцессе Мекленбург-Шверинской, старшей дочери великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II. Первый раз родственница невесты испортила сватовство, прислав письмо, в котором поведала, что сердце Марии не свободно. Владимир поверил и отказался от сватовства, при этом не утратив чувства. И только через год выяснилось, что это обман. Причину этого поступка, к сожалению, не знаем, но и при положительном исходе оставалась сложность, имевшая место быть из-за вероисповедания Марии — она была лютеранкой. Жениху было всё равно и через год после свадьбы он стал счастливым отцом. К сожалению, первенец умер, но другие дети потом жили долго и счастливо избежали многих бед своих родственников.
Всё вышесказанное о кольцах, конечно, предположение. Но два кольца можно увидеть и на картине Репина, например, и на фотографиях. Так что это постоянная манера. Со своей супругой великой княгиней Марией Павловной Владимир Александрович прожил 35 лет.
Великий князь страстно увлекался балетом. Поэтому разговор о балерине Матильде Кшесинской хоть не входит в тему нашего сегодняшнего материала, но упомянем, что благодаря ей как у многих Романовых, не устоявших перед её чарами, у него был сбой в семейных отношениях, который выровняла его супруга. Кстати, по смерти великого князя великая княгиня Мария Павловна стала президентом Императорской Академии художеств, сменив мужа.
Ну и в дополнение напомним историю, случившуюся 15 лет назад, и о котором много говорили. С послереволюционного времени до конца 1960-х в Государственном Эрмитаже находился портрет великого князя Владимира Александровича. Портретное сходство не давало вариантов другой персоны, но автор оставался неизвестен. Заниматься именно этим портретом особой необходимости не было и он безнадёжно хранился в фондах. Поэтому, когда потребовалось пополнить фонды Государственного музея истории Ленинграда портрет оказался как нельзя кстати. Прошли годы и уже сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга занялись поисками автора. Были подняты архивы и узнали, что октябре 1885 года по заказу статс-секретаря Александра III Александра Александровича Половцова (1832-1909) был выполнен портрет великого князя Владимира Александровича. Одновременно с этим воспользовались технико-цифрологической экспертизой Государственного русского музея, — а мазок кисти художника индивидуален, как папиллярная линия, — и удалось доказать, что автором работы является Иван Николаевич Крамской, известный тем, что не всегда подписывал свои работы, оставляя загадки искусствоведам будущих времён.
Ещё раз рекомендуем вашему вниманию выставку «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее, начавшейся 30 октября и действующей до 6 апреля 2025 года.
Благодарим Сергея Николаевича Головина за потраченное время и советы при подготовке материала.
Алексей Сидельников Главный редактор
Примечание
* «плац- и от ворот-майоров*, плац- и бау-адъютантов». Чем они занимались представить можно, если взять среднее сегодняшних работников коммунальных служб и завхозов, но обслуживающих только императорский Зимний дворец: содержание тротуаров, дорог, крыш, коридоров. Плюс контроль входа и выхода. В данном случае слово «майор» подразумевается как «старший». Он старший, а бау- его подчинённые.
Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,
Москва. Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж
30 октября 2024 — 6 апреля 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________