Иван Крамской. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1885

Что расскажет портрет великого князя

in Музей 2044 views

После разговора о порт­рете ве­ликого князя Кон­стантина Кон­стантиновича, вспом­ним ещё один порт­рет, также пред­­став­лен­ный публике на выстав­ке «Перед­виж­ни­ки» в Госу­дар­ст­вен­­ной Третья­ков­ской галерее на Када­шёвской набережной в Москве.

Портреты находятся на од­ной по­лу­круг­лой сте­не, а их пер­со­нажи по­вёр­нуты лицами и как бы смотрят на им­пе­ратри­цу Марию Фёдоровну: справа ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Кон­стан­тинович, а сле­ва ве­ли­кий князь Вла­ди­мир Алек­сандрович.

Передвижники

Портрет работы 1885 года Ивана Николаевича Крамского (1837-1887), хранящийся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, даёт нам возможность увидеть великого князя Владимира Александровича (1847-1909), третьего сына императора Александра II и младшего брата императора Александра III.

Иван Крамской. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1885. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Выставки: 14-я ТПХВ 1886-1887 (СПб)
Иван Крамской. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1885. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Выставки: 14-я ТПХВ 1886-1887 (СПб)

«Особую известность» в привычной историографии великий князь получил после событий 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге (так называемое «Кровавое воскресенье»), когда шествие рабочих, желавших передать императору петицию о созы­ве Земского собрания и ряде поли­тических свобод, было останов­лено и расстреляно войсками. Великий князь Владимир Александрович был генералом от инфантерии и занимал пост главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа (с 1884 года по 1905 год), т.е. он отвечал за действия войск. Но это произошло через 20 лет после написания портрета Крамским.

В момент написания портрета Вели­кий князь Владимир Александрович был президентом Императорской ака­демии художеств (с 14 февраля 1876 года). А также являлся попечи­телем Московского публичного и Румян­­цевского музея и занимал не­сколько других почётных должнос­тей, в част­ности со­стоял членом Госу­дар­ст­вен­ного совета с 1872 года. Также он счи­тался одним из самых щедрых рус­ских меценатов и всячески поддер­живал художников.

Коллекционерам приятно, что вели­кий князь коллекционировал живо­пись, а, будучи известным гурманом, собирал и меню, которые сегодня вызывают интерес не мень­ший, чем живописные полотна.

Передвижные выставки и участ­вую­щие в них художники зависели и от мнения великого князя. Тем не менее после «Кровавого воскресенья» худож­ники высказали ему своё фэ.

Сейчас нам важно, что со дня своего рождения (10 (22) апреля 1847 года), великий князь Владимир Александ­рович был назначен шефом лейб-гвардии Драгунского полка (стар­шинство с 3 апреля 1814 года) и имел возможность носить соответствую­щий драгунский мундир с металли­ческим прибором серебряного цвета. Именно серебряный цвет (иногда вы­глядит белым) вызывает вопросы.

Имея свитское звание генерал-адъю­танта (с 10 апреля 1872 года) он мог носить на тёмно-зелёном сюртуке се­ребряные аксель­бант и эполеты с им­ператор­ским шифром Александра Второго — «А II», согласно приказу Воен­ного министра генерал-адъю­танта графа Дмитрия Алексеевича Милютина №51 от 5 марта 1881 года Санкт-Петербург, где говорится, что «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Высочайше повелеть соизволил: Генерал-Адъю­тантам, Ге­нерал-Майорам Свиты ЕГО ВЕЛИ­ЧЕСТВА и Флигель-Адъютантам, которые имели счастие состоять в этих званиях при Блаженныя памяти ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ НИКО­ЛАЕВИЧЕ, носить на Эполетах вензелевое изображение Имени в Бозе почившего ГОСУДАРЯ». При другом мундире эполеты уже могли быть золотыми. Но всегда цвет эполет различался с вензелями: серебряные эполеты — золотые вензеля и наоборот.

Вензелями же с таким же правилом украшены аксельбанты — длинные шнуры, заканчивающиеся металли­чес­кими стержнями. Таким стержнем адъютант имел возможность быстро что-то записать, не прибегая к чер­нилам.

Иван Крамской. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1885

Остановимся на цвете сюртука великого князя. В Госкаталоге (номер 28680315) указано, что цвет мундира чёрный. Однако это распростра­нённая ошибка, возникающая из-за ошибок художников,  из-за освещения и того, как художник видит цвет в данный момент, или же из-за того, что художник угадывает и пред­ставляет по предоставленной фото­гра­фии и советам.

Выдержка из Приказа №313 Санкт-Петербург. 14 ноября 1881 года Управляющего Военным Минис­тер­ством генерал-адъютанта П.С. Ваннов­ского (1822-1904).

8. Нового обмундирования не рас­пространять на следующие фор­мы, остающиеся без изменения:

а) обще­генеральскую, свитскую, ге­нерально­го штаба, чинов, состоя­щих по гвар­дейской пехоте, гвардейской кавале­рии и гвардей­ской артиллерии, кор­пуса военных инженеров, адъю­тант­скую, чинов, состоящих по особым поручениям, плац- и от ворот-майоров*, плац- и бау-адъютантов. …

Так как цвет мундиров при Алек­сан­дре II был тём­но-зе­лё­ный, то в но­вое цар­ство он таким и остался.

Согласно Описанию предметов обмун­дирования новой формы для генерал-адъютантов, свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА генералов и флигель-адъю­тантов, согласно приложению к приказу по военному ведомству 1882 г. за №25 (а в Свиту Его Императорского Величества назначен ещё 30 августа 1868 года будучи генерал-майором) сюртук был существующего образца с укорочен­ными шароварами серо-синего сукна с красными лампасами и сапогами с длинными голенищами. Сапоги мы не видим, а вот представление о шаро­варах можем получить.

На шее на ленте орденских цветов знак ордена Св. Георгия 3 ст. (крест, звезды при 3 ст. нет). Георгиевскую ленту мы тоже видим. Знак явно более ранний, т.к. имеет медальон скорее розовый, чем красный. Учи­тывая необходимость возвращать награду в капитул после смерти кавалера для её последующей передачи новому лицу, это возможно.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов император Александр II не счёл воз­можным во время военных действий прятать своих сыновей и, хотя переживал, благословил их на службу. Великий князь Владимир Александрович возглавил ставший знаменитым 12-й армейский корпус Рущукского отряда наследника рос­сий­ского прес­тола. Корпус дважды отразил серьёзные нападения турок, заставив серьёзно поволноваться о брате цесаревича. Возможно именно серьёз­ность этих событий потре­бовала не менее серьёзной награды для коман­дира корпуса, который получил 3-ю степень ордена, минуя обязательную 4-ю.

То, что награда на сюртуке всего одна — соответствует правилам ношения и эта награда была для него любимой из многих. Как не удивительно, великие князья понимали, что есть заслуженное личными трудами, а что есть династическая традиция, и выбирали первое.

Ещё одно напоминание о героичес­ком прошлом великого князя при­сутствует на всех без исключения изображениях после войны 1877-1878 годов. Многие участники, в том числе наследник цесаревич Александр Алек­сандрович (будущий Александр III) вернулись с театра военных действий с фрон­товы­ми бородами и бакенбардами а-ля Скобелев. Такая же борода украсила лицо великого князя Владимира Александровича. Со вре­менем, подчиняясь моде борода трансфор­ми­ро­валась в ещё более пышные, спускавшиеся к груди, бакенбарды. А с возрастом пышность несколько улеглась, но сути он не из­менил. С детства дразнимый  тол­стя­ком с домашним именем  Кукса, он худел вместе с причёской, но жен­щинам нравился всегда.

Кстати, уровень доверия между братьями показывает и тот факт, что Александр III назначил Владимира регентом после своей коронации в 1883 году на случай собственной смерти до совершеннолетия наслед­ника и на случай смерти наследника.

На безымянном пальце великого князя правой руки два кольца: помолвочное и обру­чальное. Такая манера ношения не возбраняется. Возможно два кольца напо­минают о двух попытках жениться на великой княгине Марии Павловне, тогда ещё Марии Алексан­дрине Элизабете Элеоноре, принцессе Мекленбург-Шверинской, старшей до­чери велико­го герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II. Первый раз родственница невесты испортила сватовство, прислав письмо, в котором поведала, что сердце Марии не свободно. Владимир поверил и отказался от сватовства, при этом не утратив чувства. И только через год выяснилось, что это обман. Причину этого поступка, к сожалению, не знаем, но и при положительном исходе оставалась сложность, имевшая место быть из-за вероисповедания Марии — она была лютеранкой. Жениху было всё равно и через год после свадьбы он стал счастливым отцом. К сожа­лению, первенец умер, но другие дети потом жили долго и счастливо избежали многих бед своих родственников.

Всё вышесказанное о кольцах, конечно, предполо­жение. Но два коль­ца можно увидеть и на картине Репина, например, и на фотографиях. Так что это постоянная манера. Со своей супругой великой княгиней Марией Павловной Владимир Алексан­дрович прожил 35 лет.

Великий князь страстно увлекался балетом. Поэтому разговор о балерине Матиль­де Кшесинской хоть не входит в тему нашего сегод­няшнего мате­риала, но упомянем, что благодаря ей как у мно­гих Романовых, не устояв­ших перед её чарами, у него был сбой в семей­ных отношениях, который выровняла его супруга. Кстати, по смерти ве­ликого князя великая княгиня Мария Павловна стала президентом Импе­раторской Акаде­мии художеств, сменив мужа.

Ну и в дополнение напомним историю, случившуюся 15 лет назад, и о котором много говорили. С после­рево­люцион­ного времени до конца 1960-х в Государственном Эрмитаже находился портрет велико­го князя Владимира Александровича. Портрет­ное сходство не давало вариантов другой персоны, но автор оставался неизвестен. Заниматься именно этим портретом особой необходимости не было и он безнадёжно хранился в фондах. Поэтому, когда потребовалось пополнить фонды Государственного музея истории Ленинграда портрет оказался как нельзя кстати. Прошли годы и уже сотрудники Государст­венного музея истории Санкт-Петербурга занялись поисками автора. Были подняты архивы и узнали, что октябре 1885 года по заказу статс-секретаря Александра III Александра Александровича Половцо­ва (1832-1909) был выполнен портрет великого князя Владимира Александ­ровича. Одно­вре­менно с этим вос­пользовались технико-цифро­логи­чес­кой экспер­тизой Госу­дарственного русского музея, — а мазок кисти художника индивидуален, как папил­лярная линия, — и удалось доказать, что автором работы является Иван Николаевич Крамской, известный тем, что не всегда подписывал свои работы, оставляя загадки искусство­ведам будущих времён.

Ещё раз рекомендуем вашему внима­нию выставку «Передвижники» в Го­су­дарственной Третьяковской гале­рее, начавшейся 30 октября и действую­щей до 6 апреля 2025 года.

Благодарим Сергея Николаевича Голо­вина за потраченное время и советы при подготовке материала.

Алексей Сидельников
Главный редактор

Примечание

* «плац- и от ворот-майоров*, плац- и бау-адъютантов». Чем они занимались представить можно, если взять среднее сегодняшних работников коммунальных служб и завхозов, но обслуживающих только императорский Зимний дворец: содержание тротуаров, дорог, крыш, коридоров. Плюс контроль входа и выхода. В данном случае слово «майор» подразумевается как «старший». Он старший, а бау- его подчинённые.

Третьяковская галерея

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,

Москва. Кадашёвская набережная, 12, 3-й этаж

30 октября 2024 — 6 апреля 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Рама для картины

Передвижники в Третьяковке

Орден Святого Георгия

__________________

Обсуждение в Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы