Мошкович В.К. Шкатулка Утро рабочего дня. 1981

Картина с секретом

in Лаковая миниатюра/Новости 3498 views

Сегодня немного по­го­во­рим о вы­став­­ке «Фор­­­­мы и об­­ра­­зы. Ла­­ки», про­хо­дя­щей в РОСИЗО. Хотели назвать материал клас­си­чески: «Шкатулка с секретом», но так как рассматриваем только её верхнюю часть — крышку, то пусть будет «картина». Так что сегодня продолжаем разговор о том, что мы видим на картине или что мы можем увидеть.

«Вы­став­ка со шка­тул­ка­ми и под­­но­са­ми. А ла­ки — объе­ди­няю­щее по­ня­тие, ведь там и пер­вые и вто­рые по­кры­ты ла­ком». Вот так вы­став­ку от­рек­ла­ми­ро­ва­ла од­на по­дру­га дру­гой у вхо­да на вы­ставку РОСИЗО. Ко­рот­ко и ёмко. Но уже интересно. Может кроме лака есть ещё что-то и под ним? Поэ­то­му так­же зай­дём, огля­дим­ся. Но не ста­нем подробно го­во­рить о всех пред­ме­тах, а вы­берем что-то од­но для не­боль­шого ма­те­риала (ес­ли получится, конечно).

Итак, целая стена с жос­тов­ски­ми под­но­сами. Ну тут прос­то. Под­носы ти­па «Бу­кет с по­левыми цве­тами», «Цве­тение» и «Воспоминание» — нра­вятся больше всего. «Праздничный салют» тоже ничего. А вот «Осенний парк» совсем не нравится — изобра­­жён­ные цветы всег­да боль­ше на­по­минали какие-то пожухлые клад­би­щенские украшения. Но каждый выберет на выставке интересное для себя.

Егоров Е. Поднос "Праздничный салют". 1957. Жостовская фабрика декоративной росписи
Егоров Е. Поднос «Праздничный салют». 1957. Жостовская фабрика декоративной росписи

Лаковой миниатюры в двух залах не очень много, но ровно столько, чтобы внимательно рассмотреть изображе­ния. Тради­ционный ребус с этике­тажем можно всё же успешно решить и найти название нужной вещи. Конечно, обратила на себя внимание двойная чайница «Натюрморт с са­моваром». Рисунок объёмный, с под­кладками для выделения некоторых его элементов. Исключительная вещь. Много и других вещей в классической манере. Но сегодня мы будем рассуждать не об этом.

Сергей Козлов. Чайница двойная «Натюрморт с самоваром». 1987. Федоскино. РОСИЗО

Мы всё же выберем один предмет. И, если повезёт, найдём в нём что-то для себя особенное. Возможно это наду­манное нами, но ведь это-то и есть совместное творчество художника и зрителя.

Собственно, вот. Нашли. Совсем не особенная вещь. Просто шкатулка. Из Мстёры. Обыкновенное «Утро рабочего дня», оконченная в 1991-м году. Работа художника Владимира Мошковича (6.02.1946-23.03.2018). На крышке видим три колёсных трактора, один гусеничный, мотоцикл, пасущихся коров и толпу людей. Слишком обыденно и решительно не интересно. Но раз выбрали, посмотрим и подумаем…

Мошкович В.К. Шкатулка "Утро рабочего дня". 1981. Папье-маше, лак, темпера, живопись миниатюрная. Размер:4,5х20,5х12. Мстёра. РОСИЗО
Мошкович В.К. Шкатулка «Утро рабочего дня». 1981. Папье-маше, лак, темпера, живопись миниатюрная. Размер:4,5х20,5х12. Мстёра. РОСИЗО

Владимир Капельевич Мошкович, заслуженный художник России — известный художник-миниатюрист из Мстёры Владимирской области, всю жизнь отдавший лаковой миниатюре. Он автор большого числа работ, начало которым было положено в Мстёрской художественной профтехшколе им. Ф.А. Модорова, а потом развито на фабрике «Пролетарское искусство». И как художник он обладал мастерством классической росписи, зародившейся ещё иконописцами, но и, шагнув дальше, на её основе писал современность.

Эта «современность» не могла бы стать интересной без школы и личного ви́дения автора. А как мы знаем, иногда рукой художника начинает писать провидение…

«Троица» в искусстве многие века остаётся самым востребованным и понимаемым изображением. Пересечение с мифами и сказками, и философией, с религиозным пониманием мира — всё это давно стало частью генетического кода человека. Даже отвергая религиозные начала восприятие цифры «три», выраженной в трёх персонажах или иных предметах, остаётся основным. Например, «Троица» Андрей Рублёва стала часть русского генетического кода. Икона на переднем плане в центре содержит изображение не просто трёх ангелов, а их триединство (Бог один в трёх лицах). А на втором плане видим слева дом, справа гору, а в центре дерево. Всё это об иконе Андрея Рублёва.

Андрей Рублёв. Троица. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Андрей Рублёв. Троица. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

А вот на миниатюре Владимира Мошковича… А на миниатюре Владимира Мошковича, мы видим на переднем плане и дом, и гору, и дерево… Что-то очень похоже на каноническую «Троицу». Если предположить, что дом символизирует палаты Авраама, гора — Храмовую гору (гора Мориа), дерево — дуб Авраама (Марийский дуб), то картина на шкатулке откроется с новой неожиданной стороны.

Дерево, гора и дом

На изображении среди нескольких мужчин трое выделены художником. Именно художником и выделены им специально. Этих персонажей можно было разместить как угодно и где угодно, но автор разместил их так, чтобы зрители увидели над их головами нимбы. Причём, если один раз увидеть не колёса, а нимбы, то и дальше будут только нимбы. Конечно, это сделано продуманно и с намёком на трёх ангелов. Могло быть четыре, или два подобных персонажа, но нет, их именно три.

Вообще мужских персонажей двенадцать. Конечно, ещё одно случайное совпадение с числом апостолов… Случайно выделен рыбак. Девчонки с вёдрами — чем не жёны-мироносицы? 🙂 А если вспомнить какую женщину всегда на иконах изображают в синей одежде? Пусть это и не так, но ведь не факт!

Символ чаши, конечно же, тоже можно увидеть.

Мошкович В.К. Шкатулка Утро рабочего дня. 1981 (Фрагмент)
Мошкович В.К. Шкатулка Утро рабочего дня. 1981 (Фрагмент)

Короче, во всём этом что-то есть интересное и привлекательное, что заставляет рассматривать шкатулку Владимира Мошковича.

Мог ли автор специально зашифровать это изображение, сделав его понятным только для себя — это мог сказать только он сам и посвящённые в этот вопрос. И это при том, что это действительно имеет место быть, а не просто наша фантазия, к чему мы и сами склоняемся.  Но так хочется верить, что художник, воспитанный постоянным учением в характерном русском стиле и своим трудом создал, если так можно выразиться, икону святости забываемого сегодня честного труда.

Мошкович В.К. Шкатулка "Утро рабочего дня". 1981. Папье-маше, лак, темпера, живопись миниатюрная. Размер:4,5х20,5х12. Мстёра. РОСИЗО
Мошкович В.К. Шкатулка «Утро рабочего дня». 1981. Папье-маше, лак, темпера, живопись миниатюрная. Размер:4,5х20,5х12. Мстёра. РОСИЗО

На выставке есть ещё одна шкатулка: Геннадий Ларишев шкатулка «Красные кавалеристы». 1967. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. Интересно смотрится. Там тоже три персонажа.

Геннадий Ларишев шкатулка "Красные кавалеристы". 1967. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи
Геннадий Ларишев шкатулка «Красные кавалеристы». 1967. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

А что ещё можно вспомнить из русского искусства, выполненного в стиле «Троицы»? Как говорится, далеко ходить не надо, но назовём известнейшую и любимую всеми классику из Третьяковки. Вспомним помимо Андрея Рублёва работы Ивана Шишкина, Василия Перова и Виктора Васнецова.

Шишкин И.И. Рожь. 1878. ГТГ; Андрей Рублёв. Троица. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря; Перов В.Г. Тройка. 1886. ГТГ; Васнецов В.М. Богатыри. 1898. ГТГ

Напомним, в РОСИЗО в Петро­веригском переулке в Москве выставка «Фор­мы и об­ра­зы. Ла­ки» ждёт вас до 30 марта. Там много предметов. которые можно рассмотреть даже с пяти сторон: удивительные шкатулки. Вы сможете найти на выставке свой рассказ.

Алексей Сидельников

РОСИЗО логотип

РОСИЗО — это мно­го­про­филь­ная ор­га­ни­за­ция, зани­мающаяся раз­ра­бот­кой и реа­ли­­за­цией вы­ста­воч­ных проектов, са­мо­стоя­тель­но и в парт­нёрстве с ве­дущими ми­ровыми му­зеями и куль­тур­ными ин­сти­туциями.

Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.

РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного пред­ставления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и между­народного культурного сотрудниче­ства.

Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного нас­ледия России и современного российского искусства.

 

РОСИЗО

Москва, Петроверигский переулок, д. 4/1

7 февраля — 30 марта 2025 г.

Купить билет в РОСИЗО можно на сайте

Формы и образы. Лаки

Маркиза де Помпадур

Что нужно не пропустить

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Формы и образы. Лаки

Формы и образы. Лаки

В вы­ста­воч­ных за­лах РОСИЗО 6 фев­ра­­ля в Пет­­ро­­ве­риг­ском пе­реул­ке от­кры­вает­ся вы­став­ка «Фор­мы
Новые сказки

Лаковое искусство «Новые сказки»

Осенью во Всероссийском му­зее де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва прой­дёт бес­пре­це­дент­ная вы­став­ка со­вре­мен­но­го ла­ко­во­го ис­кус­ст­ва.
Удивительные мелочи

Удивительные мелочи

Всероссийский музей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва и Му­зей В.А. Тро­пи­ни­на от­кры­вают выстав­ку, где пред­ста­вят
Перейти К началу страницы