Александр Бойцов. Художник. Ну и обязательно допишем: философ.
Именно философский взгляд на жизнь и привлёк наше внимание к этому автору. Вы хотите сказать, что все художники обладают собственной философией? С этим сложно согласиться: сегодня очень много художников, назвать которых художниками нельзя, хотя становится их всё больше.
Готовя этот материал, мы познакомились с большим количеством доступных работ Александра Бойцова. Оказалось, что нам близко его мировоззрение, в решении философских вопросов в размышлении о жизни, об отношениях, любви, расставании, одиночестве, дружбе, о ностальгии.
В работах много грусти. Может быть, появлению этого чувства поспособствовало то, что автор в работе в основном использует графитный карандаш и уголь? Большинство работ сопровождает небольшое вступление, настраивающее на определённое настроение, на определённые ассоциации, в т.ч. на предметы ранее виденные, прочувствованные, но закрытые в памяти дымкой времени…
- Грустная история…
Воспоминания будут медленно угасать. Память не оставит вам ничего — ни чувств, ни родных мест, ни знакомых лиц. Грустные истории всегда начинаются с вокзалов.
Итак, сегодня Александр Бойцов. (А.Б.) наш гость и с ним беседует главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников (А.С.).
А.С.: Александр, добрый день! Приятно встретиться с автором, чьи работы сразу произвели впечатление. Но начнём.
Вы — художник. Вы художник по профессии, или художник по профессии и невозможности не рисовать, или просто художник, не имеющий сил не рисовать?
А.Б.: День действительно выдался добрым)! Здравствуйте. Рад нашему знакомству и возможности побеседовать.
Рисованию я не учился. В том, классическом понимании, когда есть связка учитель-ученик, выделенное время и профильные дисциплины. Пару-тройку раз мысли такие посещали, но также благополучно уходили в угоду юношеской безалаберности. И никто не знает наверняка — какой выбор в итоге лучший.
Рисую, ищу для себя что-то новое, работаю над техникой (конца и края там не видно), «проживаю» сюжеты, которых в голове нескончаемая вереница, хватаюсь за то что вызревает, что накипело, – лист, уголь и путешествие на неделю-полторы-две. И опять повторяется, и опять. Это и есть учеба. Прерывистая, уходяще-приходящая, но никогда не заканчивающаяся. И слава Богу.
О профессионализме. Я не знаю как к этому относиться. Понятие ныне настолько размыто, что невольно начинаешь путаться. Точные ответы – это не профессия и, тем более, не ремесло. Я профессионально (ответственно и с пониманием того, что делаю) стараюсь уделять внимание технической стороне исполнения, но отдаться при этом эмоциям «с проф. налетом» пока не получается) да и не готов. Смеюсь конечно, но в моем представлении, сочетание «художник-профессионал», как-то не очень сочетается, что-то здесь режет слух.
Я из СССР и мне 63. Думаю, что это лучшее, что должно сопровождать повествование о творчестве.
Добавлю. Есть в моем времени несколько, совсем разных занятий, к которым отношусь с одинаковой глубиной и любовью. Графика – одно из них, и судить профессионально ли она представлена в моих произведениях, наверное, вопрос не ко мне, а к зрителю. Для меня же очень важно другое. Если, в обратной связи я вижу понимание, или даже намек на движение к пониманию того, о чем переживал сам во время работы, — в этом истинное удовольствие и результат.
А.С.: При учёбе наверняка начали с живописи красками? Сохранились работы?
А.Б.: Нет. Краски оставим за бортом. И не учился вовсе, и работ не осталось. К сожалению или нет – не знаю. И красок полон дом, и кисти в связке, холсты натянуты стоят, но гром не грянул до сих пор, — все в ожиданиях 😊!
Хочу впустить краски в свои работы, но крайне ограниченно, без сложных цветов и многослойностей. Есть мысли, но говорить о чем-то чего нет, было бы преждевременно.
- Александр Бойцов. Планы на вечер. 2023
У русских есть очень хорошая поговорка. В ней прекрасно сочетаются добрая ирония и глубокий смысл — «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах» :)). А у вас дома тоже так смеются :)) ?
А.С.: Какие художественные направления или авторы вас интересуют?
А.Б.: Очень импонируют работы Игоря Нелюбовича. Мне кажется, что я его понимаю как раз через его манеру работать с ним, с цветом.
Удивительную и убедительную силу несут в себе тона серого. Ни с чем несравненный шарм чёрного на белом.
Александр Бойцов
А.С: Что способствовало ограничению цвета в вашем творчестве?
А.Б.: Ограничения в цвете, как Вы уже поняли, никакого не было. Потому что не было его, цвета. Я всегда работал и работаю в монохроме. Удивительную и убедительную силу несут в себе тона серого. Ни с чем несравненный шарм чёрного на белом. Если и есть королевство цвета, — то он на троне! 😊 Заслуженно.
А.С: Ваши любимые материалы?
А.Б.: Мне очень нравится уголь. Прекрасный в своей простоте материал и, кажется, можно бесконечно совершенствовать варианты работы с ним.
А.С.: Что вас натолкнуло или кто подсказал делать текстовые вступления к работам. Я понимаю, что они небольшие, но, если смотреть со стороны, то это очень интересная задумка.
А.Б.: Нет, никто и ничего, конечно, не подсказывал), здесь все очень просто в своей естественности. Дело в том, что, когда я приступаю к очередному листу, а это задолго до непосредственно работы, вызревает история, вокруг которой все и происходит. Это одна из приятнейших составляющих процесса), я буквально погружаюсь в неё. Сюжеты кроятся и перестраиваются, меняются причинно-следственные связи, порядок изложения, да много ещё чего роится, движется и мелькает до тех пор, пока мозаика не принимает очертания законченности. Кусочек истории, обличённый в слова к законченной работе, без этого просто уже не обойтись) Есть вещи, к которым это не вырвалось, но это совсем не значит, что истории не было. Мы хотим, чтобы нас понимали. Мы так устроены. Это об этом.
Когда я приступаю к очередному листу, а это задолго до непосредственно работы, вызревает история вокруг которой все и происходит.
Александр Бойцов
- Александр Бойцов. Завеса времени. 2024
Иногда случается так, что едва уловимый аромат в воздухе, или приглушенный сторонний звук, или незнакомый голос вдруг переносят сознание в давно минувшие времена. Это может длиться мгновение или растягиваться во времени. Но это всегда завораживает своей реальностью. Это не повторение прошлого, ничего не происходит, но звуки, запахи, свет, даже воздух вдруг становятся такими же, как много-много лет назад. Завеса времени приподнята. - Александр Бойцов. Битва. 2021
Всем ясно, кто здесь фаворит. Но это вовсе не повод перестать радоваться жизни, ведь мы обязательно его догоним на финише.
А.С.: Кстати, упомянем Томск. Вы там родились? Он часто является объектом вашего внимания.
А.Б.: Томск – это город студентов. Здесь всё пропитано молодостью, а ему как-никак уже за 400 перевалило. Академичность. Она здесь в воздухе. 😊 Вот только вдыхать её всё сложнее, увы время течёт. И как легко быть студентом!..
Только-только стал подбираться к теме города. Я ему должен. И он знает об этом, и я это чувствую. Гора снимков лежит, перебираю, ворочаю, хочется, чтобы и весомо, и не попросту. Что-то уже пробовал, есть публикации, но в мыслях серия. А сейчас, буквально на столе, очередная городская «одиночка» — осень в моем окне. Надеюсь, смогу передать настроение.
- Александр Бойцов. ТПУ.1 979. Стена. 2024
Эта история о людях и стенах. Надпись. Сколько раз ее уже обдирали! Скребли, штукатурили, красили — что только с ней не делали! :)) — а ей было всё равно. Вот уже почти полвека идёт война. Она время от времени исчезает, но всегда возвращается. Меняет форму, цвет, но возвращается. Может, пора остановиться? Ее надо было оставить в покое — она этого заслужила. А люди вокруг счастливы. Мы ведь рады, правда?) Я даже не спрашиваю про альбом. - Александр Бойцов. Сибирь, моя любовь. 2024
А.С.: Ваши работы расходятся по миру. Это частные коллекции или галереи?
А.Б.: До сих пор работы приобретали исключительно частные коллекционеры. Как оно будет дальше одному Богу известно. Благополучно осели в коллекциях России, Испании, Франции, США, Литве, Польше. Трудимся не покладая рук над расширением географии. 😊 Даёшь стран больше и разных!
Вот только «трудиться» становится сложно, — время диктует свои условия, какие-то галереи из-за санкций просто перекрыли кислород, какие-то выкручиваются как могут, но побороть логистику им не под силу. Кто-то оставил всё как есть, однако в силу объективных причин, выставляться и продаваться там практически невозможно. Речь идёт, конечно же, о галереях за пределами России. Внутреннее арт-пространство – это отдельная тема.
А.С.: Вы участвуете в выставках?
А.Б.: Нет, не зовут окаянные. А самому податься – так крест этот неподъемный.
А.С.: Если делать выставку, то хватит ли материала и имеется ли готовность участвовать?
А.Б.: О выставках говорить рано. Спасибо за то, что вообще затронули эту тему. Есть что сказать, но получится ли поработать как хотелось бы, посмотрим.
- Александр Бойцов. В память о друге. 2019
- Александр Бойцов. …вычесть 42. 2023
Такая простая вещь — математика - Александр Бойцов. Автограф. 2018
А.С.: Если не рисование, то чем бы вы занимались в работе и творчестве?
А.Б.: Интересного и любопытного много, много чем занимаюсь, чем хотелось бы заняться — еще больше), здесь главный регулятор — время. Приоритеты. Дом, семья. Реставрационные работы, судостроение и судоремонт, сюда же — история флота (отдельный большой проект, требует внимания и внимания), проектирование (2D, комп), опыты с акустикой и лампостроением — звук и хорошая музыка тоже отбирают время.
А.С.: Благодарю за потраченное время!
А.Б.: До новых встреч!
- Александр Бойцов. Мы существуем уже долгое время. 2023
Вы ни за что не захотите обращать на нас внимание. Но мы здесь. Мы уже давно здесь. Мы такие же, как вы, но МЫ — не ВЫ.
Александр Бойцов. Купить работы
Александр Бойцов в Телеграмм
__________________