Драгоценности! Блеск русского двора

Драгоценности! Блеск русского двора

in Новости музеев 1131 views

В ГИМ 18 декабря 2024 года от­кры­вает­ся вы­став­ка «Дра­го­цен­ности! Блеск русского двора», пред­став­ляю­щая ше­дев­ры со­бра­ния юве­лир­ного ис­кус­ства, рос­кош­ные баль­ные платья и га­ле­рею порт­ретов из со­бра­ния Го­су­дар­ст­вен­ного Эрмитажа.

Во всем мире Русский им­ператор­ский Двор сла­вился не­ве­роят­ной изыс­канностью и богатством. В Го­судар­ст­венном Эр­митаже хра­нится од­но из круп­ней­ших в ми­ре со­браний произ­ведений искус­ства, и коллекция драгоценностей за­нимает в нем особое место. На протяжении столетий она создавалась как импера­торская, в нее попадали только лучшие изделия оте­чественных и за­рубежных мастеров. На выставке будут пред­ставлены юве­лирные изделия XVII – начала XX веков, как предметы кол­лек­циони­рования, ак­сес­суары и пред­меты-хра­нители па­мяти. Драгоценности неизменно при­вле­кают вни­мание по­сетителей уди­вительной тон­костью работы, изыскан­ностью форм, благородством и редкостью драгоценных камней, а также возможностью погрузиться в многовековую историю ювелирного дела, хранимую ее блистательными «очевидцами».

Подставка для флаконов в виде слона. Западная Европа или Россия. Вторая половина XIX в. Серебро, дерево, алмазы огранки «роза», сапфир, рубины, гессониты, альмандины, опал, жемчуг, стекло; литье, чеканка, золочение. Государственный Эрмитаж
Подставка для флаконов в виде слона. Западная Европа или Россия. Вторая половина XIX в. Серебро, дерево, алмазы огранки «роза», сапфир, рубины, гессониты, альмандины, опал, жемчуг, стекло; литье, чеканка, золочение. Государственный Эрмитаж

«Эрмитаж делает много выставок, но такие полные роскоши – редко и они всегда поражают зрителей, особенно за границами России. Сегодня Эрмитаж объединился с ГИМом, чтобы создать “манифест” русской роскоши, памятной миру. “Манифест” эффектный, но и очень академичный, в нём тщательно выверенная память о мастерах, моде, владельцах и объединявших их “перформансах”, среди которых венец всего – Бал. Это искренний и почтительный дар памяти наших предков, сделавших Россию великой!», – отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

  • Табакерка с памятными медалями. Россия, Санкт-Петербург. 1820–1830-е гг. Золото; литье, чеканка, пунцирование, гравировка, гильошировка. Государственный Эрмитаж
  • Табакерка с гравированной картой. Принадлежала императрице Елизавете Петровне (?). Россия, Санкт-Петербург. Около 1760 г. Золото; чеканка, гравировка. Государственный Эрмитаж
Группа «Точильщик и два алебардиста». Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII в. Точильщик. Серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, мрамор, стекло, сердолик, эмаль; резьба, чеканка, роспись (8,8×8,4×5,9). Алебардисты. Серебро, алмазы, гранаты, жемчуг, сердолик, эмаль; резьба, чеканка, роспись (14,2×7,5×7,0; 14,7×6,9×7,5). Государственный Эрмитаж
Группа «Точильщик и два алебардиста». Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII в. Точильщик. Серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, мрамор, стекло, сердолик, эмаль; резьба, чеканка, роспись (8,8×8,4×5,9). Алебардисты. Серебро, алмазы, гранаты, жемчуг, сердолик, эмаль; резьба, чеканка, роспись (14,2×7,5×7,0; 14,7×6,9×7,5). Государственный Эрмитаж
  • Табакерка «Бендеры». Мастер Жан Пьер Адор (Jean Pierre Ador; 1724–1784). Россия, Санкт-Петербург, 1771–1772 гг. Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, гильошировка, пунцирование, роспись. Государственный Эрмитаж
  • Табакерка с изображением Чесменской колонны. Мастерская братьев Теремен: Франсуа Клод (François Cloude Theremin; работал в 1795–1801), Пьер Этьен (Pierre Etienne Theremin; работал в 1795–1801). Россия, Санкт-Петербург, 1795 г. Золото, эмаль; чеканка, гравировка, роспись. Государственный Эрмитаж

«Выставки из Эрмитажа в Москве – всегда особенное событие. Грандиозный успех выставки к 150-летию Исторического музея вдохновил нас на новый, более масштабный проект. Экспозиция выставки в Историческом музее будет включать более 250 экспонатов, показывающих блистательную жизнь русского императорского двора. Отблески драгоценных камней, сияние парадных мундиров и бальных платьев, портреты их замечательных владельцев доносят до нас величественный образ могущественной империи.  Два великих музея России вновь объединили усилия для того, познакомить посетителей с сокровищами национальной культуры», — говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.

Ларец с эмалевыми вставками и дарственной грамотой внутри. Мастер Ж. В. Бенсон (J. W. Benson). Англия, Лондон, 1874 г. Золото, эмаль, бумага, ткань; литье, чеканка, гравировка, роспись. Дар импеартору Александру II от корпорации Лондонского сити 18 мая 1874 г. Государственный Эрмитаж
Ларец с эмалевыми вставками и дарственной грамотой внутри. Мастер Ж. В. Бенсон (J. W. Benson). Англия, Лондон, 1874 г. Золото, эмаль, бумага, ткань; литье, чеканка, гравировка, роспись. Дар императору Александру II от корпорации Лондонского сити 18 мая 1874 г. Государственный Эрмитаж
  • Ларец. Германия, Аугсбург. Конец XVII в. Серебро, золото, рубины, изумруды, агаты, горный хрусталь, хризолиты, альмандины, пиропы, цитрины, аметисты, кордиериты, бирюза, эмаль; чеканка. Государственный Эрмитаж
  • Парюра. Западная Европа. Вторая половина XIX в. В парюру входят ожерелье, пряжка, брошь и серьги. Государственный Эрмитаж

В коллекции драгоценностей Эрмитажа представлены многочисленные художественные памятники, выполненные лучшими мастерами разных стран и эпох – часть этого бесценного собрания впервые будет представлена в Москве в рамках большого выставочного проекта. Экспозиция выставки состоит из трёх разделов.

Первый — «Галерея драгоценностей» где будут представлены самые разные ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения и многое другое.

Украшения всегда были неотъемлемой частью костюма. Они менялись вслед за модой, предъявляя всё новые и новые требования к ювелирному искусству. Роскошные украшения и аксессуары были призваны подчеркнуть высокий статус владельца, положение в обществе и взыскательный вкус. Пытаясь угодить требовательным заказчикам, ювелиры неустанно развивали свое мастерство, совершенствовали приемы обработки драгоценных камней и металлов.

Среди экспонатов этого раздела представлены драгоценности, привезённые Петром I из заграничных поездок. Считается, что в Саксонии Петром была приобретена коллекция статуэток из золоченого серебра, барочного жемчуга и эмали, а подвеска «Якорь», вероятно, была привезена царем из Голландии.

Предметны из туалетного прибора императрицы Анны Иоанновны. Мастера Иоганн Людвиг Биллер II (Johann Ludwig Biller II; ок. 1692— 1746) и Иоганн Якоб Вальд (Johann Jakob Wald; ок. 1685–1763). Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. Золото; ковка, чеканка, пунцирование. Государственный Эрмитаж
Предметны из туалетного прибора императрицы Анны Иоанновны. Мастера Иоганн Людвиг Биллер II (Johann Ludwig Biller II; ок. 1692— 1746) и Иоганн Якоб Вальд (Johann Jakob Wald; ок. 1685–1763). Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. Золото; ковка, чеканка, пунцирование. Государственный Эрмитаж

Ярким примером богатства и роскоши является туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. На выставке будут демонстрироваться отдельные предметы из этого комплекса. Туалетный прибор в разное время хранился в личных комнатах нескольких царских резиденций. Но, даже позднее, являясь экспонатом императорской коллекции драгоценностей он, согласно традиции, выдавался для одевания к венцу невест царского дома.

Императорское собрание пополнялось и частными коллекциями. В 1845 году в Эрмитаж поступило собрание обер-камергера императорского двора, члена Государственного совета графа Д.П. Татищева, которое он за несколько лет до своей кончины завещал императору Николаю I. На выставке в Москве из этой разнообразной коллекции впервые представят драгоценный ларец и геммы, хранившиеся в нём.

Ларец для хранения резных камней. Ларец: Россия, Санкт-Петербург; 1837 г. Геммы: Италия; XVI–XIX вв. Хвойные породы дерева, черное дерево, клен, золото, серебро, медь, бархат, бумага, смальты, раковина, янтарь, агаты, альмандины, сардониксы, хризопраз, сердолики, стекло; столярная работа, резьба, литье, ковка, монтировка. Государственный Эрмитаж
Ларец для хранения резных камней. Ларец: Россия, Санкт-Петербург; 1837 г. Геммы: Италия; XVI–XIX вв. Хвойные породы дерева, черное дерево, клен, золото, серебро, медь, бархат, бумага, смальты, раковина, янтарь, агаты, альмандины, сардониксы, хризопраз, сердолики, стекло; столярная работа, резьба, литье, ковка, монтировка. Государственный Эрмитаж
  • Инталия «Бюст Омфалы». Инталия: Италия; конец XVIII — начало XIX в. Оправа: Австрия, Вена; 1830-е гг. Сердолик, золото; резьба, литье, ковка, монтировка. Государственный Эрмитаж
  • Инталия «Бюст весталки». Инталия: Италия; конец XVIII — начало XIX в. Оправа: Австрия, Вена; 1830-е гг. Приписывается резчику Луиджи Пихлеру (Luigi Pichler; 1773–1854). Сардер, золото, серебро; резьба, литье, ковка, монтировка. Государственный Эрмитаж
  • Инталия. Три грации. Италия. Конец XVIII – начало XIX вв. Агат, золото; инталия. Государственный Эрмитаж
  • Инталия. Молодая девушка с головой, повёрнутой вправо, в длинной одежде, с покрывалом в руках. Первая треть XIX в. Италия (инталия), Австрия, Вена (оправа). Сердолик, золото, серебро, эмаль; инталия. Государственный Эрмитаж

После революции 1917 года Эрмитажная Галерея драгоценностей пополнилась сокровищами из национализированных собраний и личных художественных коллекций. Многие коллекционеры по праву гордились личными музеями, поскольку столичная знать приобретала художественные ценности как в России, так и в ведущих художественных и антикварных центрах Европы. В экспозиции представлены предметы из коллекций Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых и других.

  • Подвеска «Якорь». Голландия. XVII в. Серебро, алмазы (розы), эмаль; пайка, полировка, гравировка, эмаль. Государственный Эрмитаж
  • Платье бальное. Модный дом «Paquin». Франция, Париж. 1910 г. Государственный Эрмитаж
  • Подвеска на цепочке в виде шести змей, переплетенных в клубок. Lalique, René. Франция, Париж. 1901 г. Золото, жемчуг, эмаль. Государственный Эрмитаж

Центральный раздел выставки – «Бал». С середины XVIII века и до падения империи за русским двором прочно утвердилась слава одного из самых великолепных монарших дворов Европы. Императорская семья, придворные кавалеры и дамы, высшие сановники, придворные чины и императорские резиденции – всё составляло многогранное понятие «двора». Дворцы и проходившие в них официальные церемонии, парады, грандиозные балы и трапезы создавали величественный «образ» государства с высоким международным статусом. Французский посол Морис Палеолог вспоминал, что «по пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству лив­рей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зре­лище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться».

Веер складной. Франция, 1856 г. Слоновая кость, кружево алансон, золото, эмаль, рубины, изумруды, алмазы огранки «розы», бриллианты; резьба. Государственный Эрмитаж
Веер складной. Франция, 1856 г. Слоновая кость, кружево алансон, золото, эмаль, рубины, изумруды, алмазы огранки «розы», бриллианты; резьба. Государственный Эрмитаж
  • Портрет З.Н. Юсуповой. Francois Flameng. Россия.1894 г. Холст; масло. Государственный Эрмитаж
  • Портрет Т.А. Юсуповой. Винтерхальтер, Франц Ксавер (1806-1873). Россия, 1860-1870-е гг. Государственный Эрмитаж

Роскошь и блеск императорского двора в полную силу проявлялись во время балов и маскарадов, когда костюмы и драгоценности были главной составляющей праздника. Шёлковые и бархатные костюмы и платья, украшенные шитьем, вышивкой или кружевами представлены на выставке вместе с изящными аксессуарами. Так, среди предметов можно будет увидеть веер из слоновой кости, запечатленный на портрете княгини Т.А. Юсуповой кисти Ф.К. Винтерхальтера, представленном тут же. Парадные портреты русской аристократии из собрания Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея также будут представлены в этом разделе выставки. Комплексная демонстрация костюмов и аксессуаров в сопровождении портретов даст возможность ощутить стиль ушедшего времени. Среди ювелирных шедевров выставки особо можно отметить подвеску «Клубок змей» работы выдающегося французского мастера Рене Лалика.

Завершает выставку раздел, где представлены мемориальные предметы. Многие изделия, хранящиеся в Галерее драгоценностей Эрмитажа, хранят память не только о событиях государственной важности, но и связаны с частной жизнью русских монархов и членов династии Романовых.

Кураторы

Кураторы выставки – О.Г. Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, Е.Е. Абрамова, старший научный сотрудник ОЗЕПИ, и Ю.В. Плотникова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог. Авторы статей – О.Г. Костюк, Е.Е. Абрамова и Ю.В. Плотникова.

Пресс-служба ГИМ
25.11.2024

Государственный исторический музей

Выставочный комплекс Исторического музея

Москва, Площадь Революции, 2/3

18 декабря 2024 – 12 мая 2025

Купить билет в Исторический музей (ГИМ)

Кому нужны русские ювелиры

Авторское ювелирное искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга

Исторический музей 2025

_________________

Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы