«Академическая дача» открылась 22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками, принадлежавший Министерству путей сообщения, был взят в долгосрочную аренду Академией художеств. Первоначально была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны. Исключительная роль в организации и благоустройстве «Академической дачи» принадлежала её попечителю В. А. Кокореву, обладателю одного из крупнейших собраний русского и западноевропейского искусства. В 1885 году на его средства и по проекту архитектора В. А. Кенеля на территории приюта был возведён восьмигранный павильон, украшенный пропильной и глухой резьбой и ставший художественным центром ансамбля «Академической дачи». Является старейшим домом творчества Союза художников России.
Академичка. Такое уютное, звонкое, живое, вечно студенческое название старинного, с глубокой историей места, давшего нашей стране и миру столько ярких, серьезных, весомых имен и произведений. 140 лет, шутка ли. 140 лет многоцветной, сложной, иногда трагичной, кипучей жизни. 140 лет новых мастеров, разных стилей, свежих мыслей, упорной работы. 140 лет вдохновения.
Все в этом месте взывает к творчеству, дает почву для размышлений, заряжает энергией и говорит «твори, осмысляй, работай». Акамичка пропитана духом творческой работы, голосами прошлых и нынешних художников, чувством неразрывной связи между поколениями. Работать в этом месте это всегда быть в компании творцов, и тех, кто стоит рядом с тобой, с кем можно перекинуться парой слов, и тех, кто отделен от нас временем. Соединение. Сотворчество.
- Титов М.М. Утренний кофе. Холст, масло. 190х200. 2013
- Анаев М.О. Поминальная молитва о павшем сыне. Холст, масло. 155×165. 2019
Именно своим творческим содружеством всегда была ценна и славна Академическая дача. С первых лет своего существования Академичка объединяла не по принципу званий, мастеровитости, опыта, а по единственно ценному качеству — любви к творчеству и стремлению запечатлеть природную правду. Мастера рядом с начинающими, студенты рядом с мэтрами. С возможностью поговорить, спросить, передать знания. Уникальная объединяющая сила этого места оказалась столь явна и сильна, что вокруг Академички выросли дачи художников, образовались целые творческие династии, сформировалось настоящее художественное сообщество.
Неправильным будет воспринимать Академическую дачу как место «отдыха художников за этюдами». Не сосчитать сколько зародилось тут и было написано полновесных работ. Сколько этюдов «с Академички» стало прочной натурной основой картин разных жанров. Они проросли из местной земли. Наполнились ее энергией и духом. Левитан, Куинджи, Серов, Некрасов, Рерих, Ткачевы, Кугачи, Левитин, Федосов, Гаврилов — список можно продолжать и продолжать — работали здесь, вглядываясь в эти места, отражая их в этюдах и превращая этюды в полнокровные полотна. Скромное, тихое, проникнутое трудом место с удивительно выразительной и многоликой природой породило множество сокровищ нашей и мировой культуры. Родник творчества и красоты, который мы обязаны сохранить, обязаны не дать ему пересохнуть.
- Синельщикова А.А. 9 мая на ВДНХ. Холст, масло. 170х155. 2019
- Румянцева Д.А. Пётр, а где ключи? Холст, масло. 115х96. 2021
Мостки, деревянные домики, уютные уголки — приметы Академички можно найти на картинах несчетного числа творцов. От Репина и до нынешних студентов вузовских потоков. Поколения художников находили вдохновение в ее соснах на склоне, березах у реки, темной глубокой воде у леса, широком просторе водной глади, в окрестных полях и деревеньках, прозрачном березняке. Каждый слышал, чувствовал и толковал это по-своему, унося частичку Академички с собой в своих этюдах и картинах.
- Токарев В.Ф. Портрет художницы Токаревой А.Ф. Холст, масло. 100х120. 1967
- Коржев Г.М. В чулане. 1984. Холст, масло. 116х116
Как и этюд есть квинтэссенция мысли и ощущения, так и Академичка больше, глубже самой себя. Это не просто домики-мастерские уютно расположившиеся на холмах, не просто Восьмигранник и Дом-музей и, даже, не просто красивая в любое время года природа. Это точка сборки. Место это объединяет в себе легкость первого впечатления, вдумчивость усердной работы и созерцательность взгляда на готовое полотно. Здесь ты можешь услышать себя в молчании наедине с природой, узнать себя в беседе с такими же, как ты сам, художниками и найти себя в ряду творцов, что вот уже без малого полтора века ведут летопись этих мест.
- Орлов В.А. Вечерний натюрморт. Холст, масло. 80 х 60. 2021
- Нечеухина Т.Т. Любители морепродуктов. Холст, масло. 150х1110. 2023
Академичка знает, помнит и дает место нам всем, таким разным, живущим в разные времена, работающим в разных стилях и жанрах. Она — перекресток множества творческих и временных дорог.
Из регионов, разных школ, училищ и ВУЗов едут сюда любители, профессора, студенты, ученики, свободные художники и работают, сохраняя ее в своих произведениях. Передают дальше, как неразрывный след кисти на нашем общем полотне, послание: «Я был здесь, я был на Академичке».
- Створа А.О. Истоки. Шамот, глазури, восстановительный обжиг. Высота 90, 80, 70, 75. 2022
- Белов И.Е. Восьмигранник. Вечер. 65х80 Холст, масло. 2022
Художественная эстафета длиной в 140 лет.
Анна Юдович благодарный художник Академички Изображения работ предоставила Александра Створа
Выставка, посвящённая юбилею
Академической дачи им. И.Е. Репина
Галерея Союза художников России
Москва, ул. Покровка, 37
4 — 21 июля 2024 года
__________________
>>><<<