С 24 октября по 26 января Музей русского импрессионизма представит выставку «Новое общество художников» об одноимённом творческом объединении Серебряного века. Среди множества союзов и товариществ НОХ выделялось демократическими принципами: в залах пересекались разные стили и течения, а работы Александра Бенуа соседствовали с произведениями Василия Кандинского. Посетители увидят живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Утрированную утонченность эпохи подчеркнут созвучные полотнам произведения Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина.
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Дама в маске. 1910. Государственная Третьяковская галерея
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Маленькая женщина. 1910. Государственный Русский музей
- Николай Милиоти. Этюд дамы в розовом. Начало ХХ века. Государственный Эрмитаж
- Александр Штурман. Улица. Этюд. 1900–1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Александр Мурашко. Портрет дочери художника Нестерова. 1900. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
- Дмитрий Щербиновский. Женская головка. Этюд. Начало ХХ века. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Евгений Праведников. Зимняя сказка — Мороз и Снегурочка. 1914. Тотемское музейное объединение
- Николай Милиоти. Закат. 1900-е (). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
С 1903 по 1917 год в выставках петербургского Нового общества художников приняли участие более 200 авторов, как молодых мастеров — вчерашних выпускников Академии художеств, так и мэтров. Отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка привлекали живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов. За 14 лет объединение организовало 10 выставок современного искусства, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля. Эти проекты не были лишены смелых кураторских решений: так, на пятой выставке рядом с произведениями профессионалов впервые появились работы детей.
- Григорий Бобровский. Портрет Самойловой (Портрет госпожи Z). 1912. Государственный Русский музей
- Александр Головин. Портрет княгини Марии Владимировны Воейковой. 1905. Государственная Третьяковская галерея
- Александр Гауш. Пейзаж. 1900-е. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого
- Михаил Врубель. Тридцать три богатыря. Иллюстрация к Сказке о царе Салтане Александра Пушкина. 1901.Всероссийкий музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Несмотря на коммерческий характер выставок, участников Нового общества художников объединяла любовь к искусству, вкус к изящному и стремление самосовершенствоваться. Подобно экспозициям объединения в залах музея встретятся академики Пётр Нерадовский и Евгений Лансере, мирискусники Александр Бенуа и Александр Головин, символисты Николай Милиоти и Николай Крымов, неоклассики Владимир Щуко и Иван Фомин. Часть экспозиции будет посвящена одному из фаворитов публики 1900-х годов — Константину Богаевскому. Его насыщенные деталями полотна-«гобелены» с видами древней Киммерии предстанут в сопровождении стихов «великого Пана Коктебеля» Максимилиана Волошина.
На -1 и 3 этажах музея посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций от Санкт-Петербурга до Владивостока. Среди них как ведущие российские собрания: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко и другие, так и зарубежные, например, Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева.
- Борис Кустодиев Бабы. 1902–1903. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Русская антикварная галерея, Москва
Названия для разделов выставки и каталога были заимствованы из знаковых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна»… В каталоге о переплетениях литературного и художественного миров «Прекрасной эпохи» расскажет филолог Валерий Шубинский. Материалы искусствоведов Антона Успенского, Ильи Печёнкина и Дарьи Манучаровой будут посвящены Новому обществу художников, месту архитектуры и архитекторов на выставках объединения, а также творческой паре Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской. Комментарии куратора Ольги Юркиной в альбомной части познакомят с участниками общества и позволят проследить их профессиональные, дружеские и семейные связи.
- Михаил Латри. Бассейн. 1910-е. Пермская государственная художественная галерея
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Мост в Швейцарии. 1912. Государственная Третьяковская галерея
В экспозиции будут представлены тактильные станции — в этот раз незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с работами Бориса Кустодиева, Елены Киселёвой, Константина Богаевского и Николая Фокина. Впечатление дополнят ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании выставки все четыре тактильных макета, созданных при участии партнера инклюзивной программы музея — Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд», — отправятся в краеведческие и художественные музеи Перми, Вольска, Тюмени и Воронежа.
- Bepa Царевская. Афродита и Адонис. 1910-e. Ярославский художественный музей
- Бенуа А.Н. Вечер
- Александр Гауш. Березы. 1910-е. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
- Дмитрий Стеллецкий Соколиная охота. 1906. Государственный Русский музей
Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой, включающей события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия.
Куратор — Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 10.10.2024
Музей русского импрессионизма
Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Международный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образовательными и просветительскими программами.
23 октября 2024 г.
Выставка обязательна для посещения!
Благодарим за приглашение и поздравляем с днём рождения Марию Григорьеву (23 октября)!
- Елена Киселёва. Blanche. 1912. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Елена Киселёва. Зелёная ваза. 1910. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Борис Кустодиев. Портрет инженер-генерала Николая Павловича Петрова. Этюд к картине Ильи репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903, ГРМ). 1901-1903. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Екатерина Гольдингер. Апельсины. 1913. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
- Пётр Нерадовский. Портрет графа Александра Васильевича Олсуфьева. 1906. ГРМ
- Николая Пирогов. Телята у изгороди. Конец XIX — начало XX века. Вольский краеведческий музей
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Кати Кардовской. 1915. ГТГ
- Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
- Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
24 октября 2024 г. — 26 января 2025 г.
Купить билеты в Музей русского импрессионизма
_________________