Буре Великого князя Михаила Александровича

Буре Михаила Романова

in Часы 1994 views

Эти часы Великого князя были сви­де­те­ля­ми по­ра­зи­тель­ных со­бы­тий, по­рой тра­гич­ных и чрез­вы­чай­ных… Но всё по по­ряд­ку.

В ночь с 12 на 13 июня 1918 года по­след­ний им­пе­ра­тор Рос­сии, не при­няв­ший пре­стол, ве­ли­кий князь, брат Ни­ко­лая II Ми­хаил Алек­санд­ро­вич Ро­ма­нов (ца­рю Ми­хаи­лу II уже успе­ли при­сяг­нуть не­ко­то­рые час­ти РИА) был вы­ве­зен со­труд­ни­ка­ми ЧК из гос­ти­ни­цы в Пер­ми в лес и убит.

Великий князь Михаил Александрович (1878-1918)
Великий князь Михаил Александрович (1878-1918)

А до этого, в 1908 году у флигель-адъю­тан­та, штабс-рот­мистра, коман­дира лейб-эскад­рона Лейб-гвар­дии Ки­ра­сир­ского Её Ве­ли­че­ст­ва пол­ка ве­ли­ко­го кня­зя Михаила Александровича завязался роман с Натальей Сергеевной Вульферт (урож­дённой Шере­метьев­ской, в пер­вом браке Мамон­товой), женой его под­чинён­ного пору­чика Владимира Вла­ди­ми­ро­вича Вульферта. Бывают в жизни такие коллизии.

В ноябре 1912 года Михаил Александрович подарил часы своему водителю Ведихову за инициативу и смекалку при выполнении ответственного задания.

В 1910 году у них родился сын Георгий. Михаил Александрович дал слово брату, русскому императору Николаю II и своей матери вдовствующей императрице Марии Федоровне, что не женится на Вульферт, уже дважды прервавшей церковные браки. В противном случае, царствие линии Александра III прервалось бы, и перешла к потомкам младших братьев Александра III, так как родители хронически больного гемофилией наследника цесаревича Алексея Николаевича не желали, чтобы Алексей принял престол.

Каждый год Михаил Александрович и Наталья Сергеевна вместе со всеми детьми от прошлых браков и общим сыном выезжали на отдых заграницу. Как правило, вместе с ними выезжали служанки, помощники и водители с личным «Роллс-Ройсом» великого князя.

Все путешествия заграницу со­про­вож­да­лись жан­дарм­ски­ми ге­не­ра­ла­ми и пол­ков­ни­ка­ми с целью пре­дотвра­тить воз­мож­ное вен­чание па­ры. Например, в 1911 году на слежку в отпуске за Михаилом Александровичем было потрачено 20 000 рублей, это бы­ла огром­нейшая сумма.

Осенью 1912 года семья Михаила Александровича отдыхала в Германии. Далее они пла­нировали поехать в Канны на Лазурный берег, поплескаться в море.  Но тут пришла новость, что в Польше находиться при смерти наследник престола Алексей. Я не могу точно узнать, что произошло в душе Михаила Александровича, но могу предположить, что великий князь испугался предстоящей смерти Алексея и перспективы стать императором Всея Руси. Единственный выход был жениться на любимой женщине и официально потерять право на престол. Не хотел он быть царем!

Официально была запущена версия, что из Германии вся семья поедет на поезде, а Михаил Александрович и Наталья Сергеевна поедут на «моторе». В середине октября они вдвоем выехали из Германии на своем «Роллс-Ройсе» с водителем Ведиховым в направлении Канн.

В Вюрцбурге водитель высадил Михаила Александровича и Наталью Сергеевну на желез­нодо­рож­ном вок­зале, от­куда они дое­хали до Вены. По­чему Вена? Там была бли­жайшая пра­вославная церковь. 16 октяб­ря в Ве­не в со­боре св. Саввы Сербского сербский священник об­вен­чал ве­ли­ко­го кня­зя Михаила Алек­сандро­ви­ча с Натальей Сер­геев­ной, к то­му вре­мени Брасовой, за 1000 крон.  По по­ло­жению за­ключён­ный цер­ковный православный брак не подлежал расторжению Святейшим Синодом.

Вот что доносил заведующий заграничной агентурой Департамента полиции Красильников:

«В тот же день, 29 октября, великий князь с г-жою Вульферт доехали в автомобиле только до г. Вюрцбурга, где они сели в поезд железной дороги, следовавший через Мюнхен и Зальцбург в Вену, куда Его императорское высочество прибыл утром 30 октября и остановился в отеле Тегетгоф (Tegethof). В тот же день в 4 часа пополудни великий князь и г-жа Вульферт проехали в сербскую церковь Св. Саввы (Weitgasse, 3), где и совершили обряд бракосочетания. Запись произведена была при этом следующая: Михаил Александрович, русский Великий Князь, род. 22 ноября 1878 года в С.-Петербурге, и дворянка Наталия Брасова, род. 7 июня 1880 г. в Pezowa, близь Москвы. 31 октября Его императорское высочество с г-жою Вульферт выехали из Вены через Мюнхен, где провели сутки, в Канн, куда прибыли утром 3 ноября. Автомобиль и его шофер были доставлены в Канн по железной дороге из г. Вюрцбурга… Выезд в Вену неожиданно решился лишь на другой день, 29 октября, и уже 30-го, в день приезда в Вену, совершился и сам обряд венчания. Вместе с тем само собой объясняется, каким образом охрана, установленная при великом князе, могла не узнать о поездке Его императорского высочества в Вену, а следовательно, и о состоявшемся там бракосочетании. Во время предшествовавших пребываний великого князя Михаила Александровича за границей агенты заграничной агентуры во время поездок Его императорского высочества на автомобиле повсюду сопровождали великого князя на особом моторе. В нынешний же выезд великого князя за границу командированный для ведения охраны старший агент Бинт получил в Берлине от генерал-майора Герасимова распоряжение при поездках великого князя на автомобиле не сопровождать Его императорское высочество на моторе, а только следовать в поезде за лицами свиты и багажом. Не сопровождая великого князя в его поездке на автомобиле, охрана ничего узнать не могла, ибо направление и цель поездки остались законспирированными от самых близких лиц».

Мне кажется, что полицейский ошибся с датой, так как сам Михаил Александрович в своём письме матери указывает другую дату венчания: «31 октября 1912 г. Hotel du Parc. Cannes.

Моя дорогая Мама.

Если б ты знала только, как мне тяжело и больно огорчить тебя, а я знаю, что мое письмо принесет тебе большое горе, и заранее прошу тебя выслушать и простить меня. Я так хочу, чтобы ты поверила моим словам, что мне более чем тяжело огорчать тебя, дорогая Мама, но я обязан сказать тебе, что 16/29 октября, то есть две недели тому назад, я женился на Наталии Сергеевне Брасовой. Все последнее время я страшно мучился, что я не мог в силу обстоятельств говорить с тобой о том, что составляло все эти годы главный смысл моей жизни, но ты сама, по-видимому, этого никогда не хотела. Вот уже пять лет, как я познакомился с Наталией С, и люблю и уважаю ее с каждым годом все больше, но нравственное состояние было у меня всегда очень тяжелое, и последний год в Петербурге в особенности привел меня к сознанию, что только женитьба поможет мне выйти из этого тяжелого и ложного положения. Но, не желая тебя огорчать, я, может быть, никогда бы на это не решился, если бы не болезнь маленького Алексея и мысль, что наследником меня могли бы разлучить с Наталией С, чего теперь уже быть не может. Повторяю опять, что меня больше всего мучает мысль, что я тебя и Ники так ужасно огорчу, но продолжать такую жизнь, как до сих пор, для меня было слишком невыносимо. Итак, умоляю тебя, моя дорогая Мама, прости и пойми меня как мать, которую я горячо люблю всем моим сердцем. Твой Миша».

А вот его письмо брату, императору Николаю II.

«Дорогой Ники.

Я знаю, что мое письмо принесет тебе большое горе, и я прошу тебя заранее, выслушай и пойми меня как твоего брата. Мне тем более тяжело огорчать тебя теперь, когда ты без того так озабочен болезнью Алексея, но именно это последнее обстоятельство и мысль, что меня могут разлучить с Наталией Сергеевной Брасовой, заставили меня обвенчаться с ней. Прошло уже пять лет, что я её люблю, и теперь уже не могут сказать, что с моей стороны это было простое увлечение. Наоборот, с каждым годом я привязываюсь к ней всё сильнее, и мысль, что я могу лишиться её и нашего ребенка, мне слишком невыносима. Первое время я не думал о возможности брака с нею, но эти пять лет и в особенности последний год в Петербурге изменили мои намерения. Ты знаешь, что, несмотря даже на тяжёлую двухлетнюю жизнь врозь (когда я был в Орле), у нас всегда была своя семья, я всегда смотрел на Наталию С как на свою жену и всегда уважал её, поэтому мне были страшно тяжелы те унижения и оскорбления, которые неизбежны при её положении [и которые] приходилось ей переносить в Петербурге. Я тебе даю мое слово, что я не действовал ни под чьим давлением. Наталия С никогда со мной об этом не говорила и этого не требовала, я сам пришел к сознанию, что иначе жить нечестно и надо выйти из этого ложного положения. Не скрою от тебя, что командовать кавалергардами мне было очень трудно и тяжело. Я чувствовал всё время, что по своим привычкам, вкусам и стремлениям я совершенно не подхожу к ним, не говоря уже о том, что я не привык к городской жизни без воздуха и движения, благодаря чему я всю зиму хворал. Если б ты пошёл навстречу некоторым моим желаниям, то ты во многом облегчил бы мне мое тяжелое положение. Я так просил мне не давать полка в СПб, зная заранее, что во время пребывания там Мама моя личная жизнь уже не может существовать. Всё это, взятое вместе, заставило меня решиться на этот шаг и обвенчаться с Наталией Сергеевной. Наше венчание состоялось в Сербской церкви Св. Саввы в Вене 16/29 октября. Я знаю, что меня ждёт наказание за мой поступок, и заранее готов перенести его, только одно прошу тебя: прости меня как Государь, перед которым я нарушил формальный закон, и пойми меня как брат, которого я горячо люблю всем своим сердцем.

Твой Миша.

P. S. Я одновременно написал письмо Мама».

В ноябре 1912 года Михаил Александрович подарил часы своему водителю Ведихову за инициативу и смекалку при выполнении ответственного задания. Это серебряные часы Павел Буре, с золотыми вензелями. На верхней крышке часов прикреплена царская корона и вензель МА, на обратной – 1912 год и вензель ЕВ. Я не нашел в архивах имени Ведихова, т.к. в записках Михаила Александровича указаны только фамилии его водителей: Ведихов и Козловский, поэтому он мог быть Егором, Ефимом, Евгением. На циферблате приклеена фотография Михаила Александровича.

В результате, Михаил был уволен со всех должностей и постов, ему было запрещено возвращаться в Россию, и он жил с женой как частное лицо. Вернулся он в Россию в 1914 году с началом Великой войны, когда он сам просил своего брата разрешения вернуться и воевать. Начал войну великий князь командиром Кавказской туземной конной дивизии, известной как «Дикая дивизия, потом II Кавалерийским корпусом, проявляя личную храбрость.  3 марта 1917 года Николай написал ему письмо, где назвал его Михаилом II, хотя он имел морганатический брак, нарушив все законы того времени. По факту отречения Николая II трон должен был перейти к младшему брату Александра III Павлу Александровичу, но у него тоже был морганатический брак. Потомки великого князя Владимира Александровича (еще один младший брат Александра III) также имели морганатические браки и не имели прав на престол.

Все канули в лету, кроме часов, которые и сейчас идут, и напоминают про удивительный сюжет из русской истории.

Владимир Юдкевич,
коллекционер царских наградных часов


Владимир Юдкевич
Владимир Юдкевич

Юдкевич Владимир Юрьевич

Коллекционер часов.

Печатался в изданиях «Военная мысль», «Зарубежное военное обозрение», «Антиквариат», «Милитари Крым».

Автор в соавторстве «Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи» в 3-х книгах.

Коллекция часов выставляется в музеях.

 

Мазяркин Г., Юдкевич В. Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи. В 3 книгах. 2011
Мазяркин Г., Юдкевич В. Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи. В 3 книгах. 2011

Коллекционирование часов

Призовые часы в Русской императорской армии

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Третий и четвёртый

Третий и четвёртый

Сегодня я слегка прикоснусь к ис­то­риям о великом князе Владимире Алек­санд­ровиче и
Часовые курьёзы

Часовые курьёзы

Сегодня мы расскажем о часовых курьёзах. Нет, не о том, что человек
Перейти К началу страницы