Призовые часы за что? — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Часы за воздухоплавание

Призовые часы за что?

in Часы 1564 views

Уважаемые читатели, перед вами призовые часы фирмы Павел Буре, выдавав­шиеся в Русской импе­раторской армии. Как вы ду­мае­те, за что могли выдавать такие часы?

Редкие призовые часы. Часть 5
Призовые часы за что?

Часы за воздухоплавание

За состязания по вождению аэропланов? А может за состязания по бомбометанию, или ведению разведки с самолетов?  Не угадали, господа.   И я бы не угадал никогда, если бы не надпись на верхней крышке и призовая надпись на внутренней стороне верхней крышки. Я встречал в своей жизни двое часов с таким медальоном, одни часы были без подписи, а вторые – эти. Можно было долго гадать, за что же выдавались такие часы в царское время.

Всё-таки фирма «Павел Буре», несомненно, была первой, самой передовой и самой творческой в вопросах поставки призовых часов. Никто из конкурентов Буре не смог предложить рынку часы с таким рисунком, несмотря на очевидный низкий спрос. Думаю, что Павел Буре был уверен, что авиация это будущее армии, и решил сразу захватить рынок.

Из прошлых статей вы знаете, что в Русской императорской армии проводились и экзотические состязания, но по самолетовождению и плаванию на воздушных шарах состязаний не было – дорогое удовольствие. Но, если были часы с самолетом, очевидно, что было, за что ими наградить. Разберёмся.

10 мая 1890 года на заседании VII отдела Императорского Русского технического общества была утверждена «Программа опытов при полетах на воздушном шаре». В одном из ее пунктов предусматривалось наличие «аксессуаров полета над водою». Учебный воздухоплавательный парк военного ведомства временно расположился на берегу Финского залива и производил опыты по организации наблюдения за проходившими по заливу морскими судами с привязного воздушного шара. На следующий год уже было спланировано осуществление «морского полета с особыми приспособлениями». Позднее была создана группа воздухоплавателей в составе двух офицеров, одного машиниста и 25 нижних чинов в Учебном воздухоплавательном парке. Группа была откомандирована в распоряжение морского ведомства для участия в экспедиции по организации поиска, пропавшей без вести в сентябре 1893 года в Балтийском море башенной броненосной лодки «Русалка». Воздушный шар поднимался и находился в диапазоне высот от 200 до 430 м, увлекаемый морским транспортом, шедшим со скоростью от 2-х до 3-х узлов по указанному курсу. Находившиеся в корзине шара наблюдатели, используя карту местности, тщательно исследовали участок водного пространства. Через определенное время происходила смена наблюдателей, для чего аэростат максимально подтягивался к палубе транспорта. Помимо офицера-воздухоплавателя в корзине воздушного шара постоянно присутствовал один из морских офицеров. В течение дня воздухоплаватели преодолевали расстояние около 30–40 морских миль, всего за период поисковых работ – около 150–200 морских миль. Наблюдение с воздуха осуществлялось визуально, в том числе с использованием биноклей и зрительных труб. Хотя броненосец отыскать не удалось, морские офицеры, принимавшие участие в данной экспедиции, на практике убедились в перспективе использования аэростатов в организации воздушной разведки и гидрографических работ.

Крепостные воздухоплавательные роты Русской императорской армии были сформированы при крепостях и гарнизонах Выборга, Ковно, Гродно, Варшавы, Осовца, Новогеоргиевска, Брест-Литовска, Ивангорода, Карса и Владивостока. В Свеаборге действовало воздухоплавательное отделение, а в Санкт-Петербурге – воздухоплавательный батальон. Таким образом, Россия вступила в Первую мировую войну, имея в европейской части страны семь крепостных воздухоплавательных рот. В каждой роте имелось по три наблюдательных станции (аэростатных поста). Позднее еще одну роту создали в Морской крепости Императора Петра Великого в Ревеле.

Подготовка шара и аэростата к боевому применению
Подготовка шара и аэростата к боевому применению
Подготовка к полёту
Подготовка к полёту

Воздухоплавательные роты выполняли не только воздушную разведку, наблюдение за противником, задачи гидрографии и обеспечения связи, но также корректировку артиллерийского огня крепостных батарей, кораблей, ведение метеонаблюдений и поиска затонувших объектов.

29 июня 1912 года в Ревеле состоялась закладка военного порта. Николай II назвал его портом Императора Петра Великого. На Ревельском рейде был собран весь Балтийский флот, и под гром салюта его артиллерии император Николай II заложил первый камень в основание нового мола.

Часы за воздухоплавание

Крепостные орудия
Крепостные орудия

Осенью 1915 года в Морской крепости Петра Великого была сформирована воздухоплавательная рота в составе трёх наблюдательных станций. При роте был организован учебный класс для подготовки специалистов, по завершению которых лучшего наградили часами. По моему анализу могло быть всего один или два выпуска из классов.

Серебряные часы закрытого типа (трёхкрышечные), торговый дом Павел Буре, корпус «барабан», 50 мм, завод ремонтуар. На верхней крышке изображён аэроплан, аэростат и надпись «За отличное окончание воздухоплавательного класса». На внутренней стороне верхней крышки нанесена гравировка «Рядовому Крепостной воздухоплавательной роты Морской крепости императора Петра Великого Никите Гогину за окончание первым воздухоплавательного класса 23.IX.1916 г.»

Комендантом крепости был вице-адмирал Герасимов Александр Михайлович, а командиром роты в этот период был подполковник Рещиков Яков Николаевич.

Вице-адмирал Александр Михайлович Герасимов
Вице-адмирал Александр Михайлович Герасимов
Подполковник Яков Николаевич Рещиков
Подполковник Яков Николаевич Рещиков

На интернет-форуме SAMMLER.RU я нашёл фотографию нижних чинов воздухоплавательной роты Морской Крепости Петра Великого, на которой есть два воина с призовыми часами (сидят в первом ряду)! Очень надеюсь, что один из них и есть Никита Гогин.

Фотография нижних чинов воздухоплавательной роты Морской Крепости Петра Великого. Интернет-форум SAMMLER.RU
Фотография нижних чинов воздухоплавательной роты Морской Крепости Петра Великого. Интернет-форум SAMMLER.RU

В состав Морской крепости Петра Великого, помимо 118-й пехотной дивизии и Воздухоплавательной роты, входил Отдельный крепостной авиационный отряд, в котором также могли награждать подобными часами, но это предмет дальнейших исследований.

Отвечая на вопрос, заданный вам и самому себе вопрос – за что выдавали такие часы – думаю, что можно ответить примерно так: Павел Буре предвидел бурное развитие авиации, и связанные с этим состязания: за отличие в самолётовождении; за успешное воздухоплавание; за отличное бомбометание; за успешную воздушную разведку, и т.п.  К сожалению, история пошла так, как пошла, и Русская императорская армия канула в лету, а вместе с ней и призовые часы …

Владимир Юдкевич,
коллекционер царских наградных часов.
Изображения предоставлены автором


Владимир Юдкевич
Владимир Юдкевич

Юдкевич Владимир Юрьевич

Коллекционер часов.

Печатался в изданиях «Военная мысль», «За­рубежное военное обоз­ре­ние», «Антиквариат», «Милитари Крым».

Автор в соавторстве «Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи» в 3-х книгах.

Коллекция часов выставляется в музеях.

Мазяркин Г., Юдкевич В. Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи. В 3 книгах. 2011
Мазяркин Г., Юдкевич В. Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи. В 3 книгах. 2011

Призовые часы «За ковку»

Призовые часы с редкими медальонами «За отличную стрельбу из винтовки»

Призовые часы «За подъездку ремонтной лошади»

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Призовые часы «За ковку»

Призовые часы «За ковку»

В Рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии про­во­ди­лись экзо­ти­чес­кие сос­тя­­зания, как, на­при­мер, на оп­ре­де­ле­ние луч­ших
Перейти К началу страницы