Игорь Грабарь в Ярославле

Игорь Грабарь в Ярославле

in Новости музеев 1975 views

Государственная Третьяковская гале­рея и Ярославский худо­же­ственный музей пред­ставляют выставку Игоря Грабаря. Худож­ник, исто­рик ис­кус­ства, ис­сле­дова­тель ико­­нописи, педагог, орга­ни­затор оте­че­ствен­­ного музей­ного де­ла и рес­тавра­ции па­мятников старины – его мно­го­гранный талант проявлялся во всём. Но именно живопись Грабарь называл «главной страстью» своей жизни.

Игорь Грабарь. Из собрания Третьяковской галереи

В среде поклонников русского искусства Игорь Эммануилович ярко заявил о себе в 1901 году, когда показал свои пейзажи на выставке объединения «Мир искусства». Эти работы произвели сенсацию среди зрителей необычной манерой исполнения и принесли художнику известность.

В 1900-х годах Игорь Грабарь подолгу жил и ра­бо­тал в имении своего друга, про­мышлен­ника и живописца Николая Мещерина Дугино. Там были созданы работы, за ко­торые совре­мен­ники называли Грабаря «художником русской зимы». К «дугинскому» периоду в первом разделе выставки относятся работы «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Угасающий день», «Ямщик», «Иней» и «Сирень и незабудки».

И.Э. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904. ГТГ
И.Э. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904. ГТГ

В 1920–1930-е годы Грабарь неоднократно приез­жал в Ярославль как директор Центральных Государственных рестав­рацион­ных мастерских (ЦГРМ) в Москве. Он курировал созданный в 1918 году в Ярославле филиал ЦГРМ. Собрание ико­нописи Ярославского отделения Центральных рестав­рацион­ных мастерских в 1930 году вошло в состав коллекции Ярославского художественного музея.

И.Э. Грабарь. Сирень и незабудки. 1905. ЯХМ
И.Э. Грабарь. Сирень и незабудки. 1905. ЯХМ

Во время посещения Ярославля в 1935 году И.Э. Грабарь оставил запись в книге отзывов музея: «Я с тем большим удовлетво­рением пробыл час в Ярославской кар­тинной галерее, что в своё время к её созданию изрядно приложил свою руку». Иконы из собрания Ярос­лавского отделения ЦГРМ пред­ставляют второй раздел выставки.

И.Э. Грабарь. Ямщик. 1904. ГТГ Изображён кучер Мишутка, специально нанятый в ямщицком извозе села Царицыно для поездок Грабаря на этюды по окрестностям усадьбы Дугино
И.Э. Грабарь. Ямщик. 1904. ГТГ

Занимаясь организационной, руко­водящей, исследователь­ской работой, Игорь Эммануилович Грабарь никогда надолго не оставлял занятия живописью. Пейзажи и натюрморты 1920–1950-х годов показывают эволюцию автор­ской манеры художника: его привлекает создание обобщенного образа, передача лирического восприятия изобра­жённого. Продолжил И.Э. Грабарь и работу над своим излюбленным мотивом – изображением инея. По словам художника, работа «над инеем» будила в нем «живописный задор». В «Автомонографии» Грабарь писал: «Немного на свете таких потрясающих по красочной поли­фоничности моментов, как иней в солнечный день, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». С 1930-х годов Игорь Эммануилович Грабарь начал чаще работать как портретист. Моделями часто становились близкие ему по духу люди: деятели культуры, друзья, род­ственники. Портреты членов семьи художника, написанные в 1930-е годы, вошли в экспозицию.

И.Э. Грабарь. Автопортрет. 1934. ГТГ
И.Э. Грабарь. Автопортрет. 1934. ГТГ

Подлинным украшением выстав­ки стал зна­менитый «Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934–1935). Эта работа отра­жает представление И.Э. Грабаря о своём предназначении в жиз­ни – самоотвер­женное служение искусству. В воспоминаниях Игорь Эммануилович написал: «Утро люблю больше вечера и обожаю солнце. Может быть, оттого мне всегда было органически противно всякое кривляние в искусстве, всё проти­воесте­ствен­ное, деланное, может быть, поэтому я люблю только радостное, радужное и ясное, светлое…». Эти слова можно считать девизом жизни незаурядного мастера, под­вижника, труженика Игоря Эммануиловича Грабаря.

Куратор – Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора ЯХМ.

Ярославский художественный музей

Ярославль, Волжская набережная, 23

25 августа — 3 декабря 2023 г.

Марина Полывяная
Ярославский художественный музей
18.08.2023


Федорчук Алексей Викторович

Федорчук Алексей Викторович — заместитель директора Ярославского художественного музея по экспозиционо-выставочной работе, лауреат областной премии имени И. А. Тихомирова (2005, 2015, 2021).

Окончил Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (факультет истории и права, отделение истории). С 1991 работает в Ярославском художественном музее. Хранитель фонда иконописи.

В 2005 году удостоен областной премии за достижения в области культуры им. И.А. Тихомирова — за реализацию выставочного проекта «Духовный свет России: иконы Ярославля».

В 2015 году во второй раз удостоен областной премии за достижения в области культуры им. И. А. Тихомирова — за создание Музея зарубежного искусства (филиал ЯХМ).

В 2021 году в третий раз удостоен областной премии за достижения в области культуры им. И. А. Тихомирова — за выставочный проект «Обретение» в Ярославском художественном музее.

100 попугаев

Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения

Русские римляне в Ярославле

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы