Выставка представляет произведения с изображением попугаев из собрания Ярославского художественного музея. Большая часть экспонатов – фарфоровые и фаянсовые фигуры. Музей собрал обширную коллекцию экзотических птиц, которые были произведены на известных европейских заводах в Англии, Дании, Германии, Австрии, Чехии. Фигура попугая была выбрана неслучайно: за счет сложности формы и разнообразия декора попугай является примером высшего мастерства и образцом технологического уровня фабрики.
Первые изображения попугаев встречались ещё в римских мозаиках, но подлинный интерес к этой экзотической птице можно видеть в искусстве средневековья. Крестоносцы, привозившие попугаев из восточных походов, наделяли их мистическими чертами. Так, в XV—XVI веках было распространено поверье, что перья этих птиц не промокают под дождем, и попугай в изобразительном искусстве стал одним из знаков Девы Марии, всегда сохранявшей свою девственную чистоту. Позднее попугая на картинах стали воспринимать как символ человека, вероятно, за способность птицы подражать речи. Постепенно восприятие образа попугая изменилось. В портретной живописи попугай стал обозначать статус и благосостояние изображённого, так как птицы стоили дорого, и содержать их могли только состоятельные люди. В XIX веке образ попугая часто встречался в исторической живописи, в «костюмированных жанровых работах», посвящённых ушедшим эпохам. С конца XIX века попугай стал символом творчески одарённой личности или представителя свободных профессий.
На выставке представлены гравюры с изображениями попугаев, выполненные с живописных оригиналов. С помощью графики в XVI-XIX веках тиражировали наиболее интересные и полюбившиеся публике картины.
В декоративно-прикладном искусстве XIX века образ попугая имел значение душевной признательности. Представленные в экспозиции вышитые бисером панно и обложка записной книжки с фигурами попугаев, возможно, предназначались в подарок с чувством благодарности.
Наибольшую часть экспонатов выставки составляют европейские фарфоровые и фаянсовые фигуры.
История фарфорового производства Европы непродолжительна: первая мануфактура была открыта в Мейсене в 1710 году. До этого момента все фарфоровые изделия поставлялись в Европу с Востока и ценились очень дорого. Китай строго охранял секреты производства «белого золота». В Саксонии рецептуру производства пришлось открывать заново, и ее также хранили в тайне. Но попытки продать или передать секреты фарфорового дела Мейсена начались уже вскоре после открытия фабрики и увенчались успехом. В XVIII веке по инициативе и при помощи правящих династий были созданы фарфоровые мануфактуры в других землях Германии, во Франции, Австрии, Италии, России. В то же время появились и первые частные производства, выросшие из маленьких семейных мастерских. К XIX веку в Европе насчитывалось более сотни больших и малых порцелиновых, то есть фарфоровых, мануфактур, обслуживающих не только потребности аристократии, но и средних буржуа. Продукция их была весьма разнообразной, у каждой фабрики были секреты в создании рецептуры фарфоровой массы и в декоре изделий. Во многом это было связано с наличием или отсутствием залежей каолиновой глины, полевых шпатов, необходимых для производства качественного фарфора. В конце XIX — начале XX века многие фабрики для повышения конкурентоспособности приглашали на работу известных художников и скульпторов. Большую роль играли промышленные выставки, где знатоки оценивали новинки в ассортименте старых и вновь появившихся производств. Во второй половине XX века многие фарфоровые фабрики были объединены, а некоторые производства закрылись.
На выставке представлены изделия более 20 заводов Европы из 10 стран. Неслучайно для показа развития фарфорового производства XX века была избрана фигура попугая. Эту экзотическую птицу, образ которой прочно утвердился в искусстве к началу XVIII века, делали ещё на Мейсенской мануфактуре, а позже, по её примеру, на большинстве фарфоровых фабрик Европы.
Статуэтка попугая может служить образцом технологического уровня производства. Модель фигуры, как правило, изготавливали в несколько приёмов: в отдельных гипсовых формах отливали туловище, основание, крылья, затем детали монтировали в единое целое, украшали мелкими деталями (листочки, ягоды, цветы), выполненными из фарфоровой массы особого состава. Процессы сопровождались сушкой и обжигом изделия. Затем начиналось глазурование и раскраска. Производства использовали собственные рецепты глазури и красок. Попугая можно было декорировать только вручную, поэтому каждый экземпляр получался неповторимым. Во время раскраски и глазурования изделие ещё несколько раз высушивалось и обжигалось. В итоге для изготовления одной сложной по пластике фигуры требовалось до 20 рабочих дней.
К таким произведениям относится пара попугаев Рудольштадта. В её изготовлении принимал участие один из ведущих модельщиков рубежа XIX-XX веков Карл Энс младший, позднее основавший своё предприятие в Тюрингии. Попугаи и дамы с попугаями, изготовленные на фабрике Карла Энса, также представлены на выставке. Не так сложны по технологии производства, но оттого не менее эффектны попугаи начала XX века немецких фабрик Пассау, Людвигсбурга, Зитцендорфа. Интересно, что все они следуют типу, сложившемуся еще на Мейсенской мануфактуре в XVIII веке: попугай сидит на пеньке, украшенном цветами, ягодами, насекомыми, и не обращает на них внимания. Мейсенская модель сложилась под влиянием голландского натюрморта, в котором попугай как символ человека не обращает внимания на насекомое, означающее человеческую суету. Безусловно, такое прочтение смысла композиции уже к началу XIX века было забыто, но форма полюбилась и повторяется на фабриках до наших дней. Работа по старым образцам характерна для большинства современных фабрик.
Помимо росписи и совершенства модели всегда особенно ценилось качество фарфора. Белоснежный, без включений, однородный — именно такой фарфор ценили в Германии в 1930-е годы. Фигуры попугаев с минимальной полихромной росписью фабрики Хутченройтер во всей полноте отражают этот период в развитии фарфора. Известен и автор одной из моделей — скульптор-анималист Вильгельм Кригер (1877—1945).
В послевоенное время многие фабрики стали ориентироваться на выпуск массовой продукции. Несмотря на упрощение работы, замену гипсовых форм, из которых фигуру можно отлить не более 50 раз, формами из более стойких материалов, многим производствам удавалось создать настоящие шедевры. Заводы Чехии, Венгрии, Румынии, ГДР дают многочисленные подобные примеры: фигуры попугаев, совершенных по пластике формы и деликатности росписи.
Особый раздел на выставке составляют сюжетные фигуры: люди с попугаями. Стильно и изысканно выглядит произведение флорентийского отделения фабрики Каподимонте «Дама с попугаем» работы скульптора Джузеппе Армани (1935—2006).
Интересна своей неожиданной трактовкой сюжета фигура «Фавн с попугаем» производства знаменитой Датской королевской мануфактуры, прославившейся нежными подглазурными росписями. Автором модели фавна в 1920-е годы был известный скульптор Христиан Томсен (1866—1921).
Работа над собиранием фарфоровых фигур попугаев в Ярославском художественном музее продолжается. Представленная коллекция наглядно отражает особенности развития фарфорового производства Европы XIX—XX веков и значение образа попугая в искусстве.
Куратор – Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора ЯХМ.
Ярославский художественный музей
Музей зарубежного искусства
Ярославль, Советская пл., 2
с 15 сентября 2022 года
Марина Полывяная Ярославский художественный музей 14.09.2022
_________________
>>><<<