Русские римляне

Русские римляне в Ярославле

in Новости музеев 2280 views

С 21 апреля 2023 г. в Ярославском ху­до­же­ст­вен­ном му­зее от­кры­вает­ся вы­став­ка «Рус­ские рим­ля­не». Пред­став­ле­на жи­вопись из со­бра­ний Ярослав­ского ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея, Ивановского областного ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея, Переславль-Залесского музея-за­по­вед­ника, Рыбинского музея-за­по­вед­ника и частной коллекции (Москва).

«Есть ли на свете другая страна так хороша, как Италия? Чудный, прелестный край, где живу я – просто рай! И счастлив тот, кто побывает в этой стране, во сто раз счастливее тот, кому доведется прожить годы под этим дивно волшебным небом! Лучше Италии и Рима, я полагаю, нет места для художника», – так писал в 1864 году домой, в Россию, художник Павел Чистяков.

  • Бронников Ф. А. Девочка-итальянка. 1887. Частное собрание (Москва)
  • Бронников Ф.А. Варенна. Озеро Комо. 1896. ЯХМ

Вечный Рим – сокровищница мировой культуры, в которой античность соседствует с высоким Ренессансом, памятниками раннего христианства и великолепными образцами барокко и классицизма. Этот город мечтали посетить большинство русских живописцев. С 60-х годов XVIII века лучшие выпускники Императорской Академии художеств отравлялись в пенсионерские поездки в Европу для повышения квалификации. Особенное значение придавалось обучению в Италии, и прежде всего в Риме. Пребывание пенсионеров в Италии оплачивалось Академией в течение 4–6 лет. За это время художник должен был знакомиться с важнейшими достопримечательностями Италии, копировать выдающиеся произведения искусства, вести дневник и предоставлять отчеты о своих занятиях, а самое главное – подобрать сюжет и создать большую картину на историческую, мифологическую или библейскую тему.

Сорокин Е.С. Христос в Эммаусе. 1850-е. ЯХМ

Сорокин Е.С. Христос в Эммаусе. 1850-е. ЯХМ

  • Мокрицкий А.Н. Турчанка. 1843. ЯХМ
  • Силаев М.П. (с К.П. Брюллова). Итальянский полдень. 1858. ЯХМ
  • Тыранов А.В. Молодая мать. Вторая половина 1830-х. ЯХМ

В первой половине XIX века в Риме сложилась целая колония русских художников, большую часть которых составляли пенсионеры из Академии художеств. Позднее на свои средства отправляли талантливых живописцев в Рим Общество поощрения художников, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Канцелярия Его Императорского Величества и отдельные меценаты. Многие живописцы по окончании срока пенсионерства оставались на постоянное жительство в Италии. Они становились хранителями традиций, объединявшими разные поколения живописцев.

Сведомский П.А. У гадалки. Добрые советы. 1890-е. ЯХМ

Сведомский П.А. У гадалки. Добрые советы. 1890-е. ЯХМ

Русская колония в Риме всегда сохраняла тесные связи с родиной. Обязательное участие в академических выставках в России, отправка в Академию отчетов и эскизов будущих работ, продажа произведений на Родине, посещение мастерских путешествовавшими по Европе представителями императорского дома и аристократами, заказывавшими и покупавшими произведения художников из России, – таковы реалии жизни колонистов в Вечном городе. Общение друг с другом, с представителями русской культуры, избравшими Рим постоянным местом жительства, дружба с художниками других стран, приехавшими в вечный город для повышения квалификации, участие в европейских выставках, – всё это способствовало творческому росту россиян и оказывало влияние на их творчество. Все эти многогранные процессы нашли отражение в произведениях, вошедших в состав выставки «Русские римляне».

  • Матвеев Ф.М. Пейзаж с водопадом. 1810-е. ЯХМ
  • Поленов В.Д. Монте-Париоли. ЯХМ

На выставке представлены многочисленные пейзажи римских окрестностей и других городов Италии, куда художники выезжали из Рима (работы Ф. Матвеева, С. Щедрина, Н. Ге), виды Рима и бытовые зарисовки из жизни простых римлян и крестьян из Чочарии, любимые русскими путешественниками (Н. Чернецов, Ф. Бронников, В. Раев, А. Мокрицкий, П. Орлов), этюды и эскизы больших картин, исполненных позднее (А. Марков, Д. Флавицкий, В. Поленов). Украшением выставки стал один из немногих прижизненных портретов Н.В. Гоголя кисти Ф. Моллера, написанный в Риме. Интересно, что многие произведения, представленные на выставке, являются авторскими повторениями полюбившихся россиянам и хорошо продававшихся картин.

С 1870-х годов жизнь русских живописцев в Риме изменилась. Художников-пенсионеров стал больше привлекать Париж, посещение же Вечного города оставалось лишь обязательной частью образовательной программы зарубежной поездки.

В конце XIX века в Риме сформировалась вторая по времени крупная колония русских живописцев. Г. Семирадский, П. Сведомский, В. Котарбинский, С. Бакалович, А. Риццони, выбрав Италию местом постоянного жительства, остались верны принципам академизма, обогатив их импрессионистическими приемами нового времени. Их работы участвуют в многочисленных международных выставках, их охотно покупают коллекционеры из России, но в XX столетии многие из этих имен были известны лишь специалистам. Выставки последнего десятилетия в Москве и Санкт-Петербурге возвратили россиянам творчество русских римлян «второй волны». Представленные на выставке работы этих художников позволяют достаточно полно оценить их незаурядное дарование.

Выставка «Русские римляне» состоит из 47 живописных и двух графических произведений, созданных в Италии. Все они принадлежат художникам, которые не просто посещали Рим, а жили и работали в нём в течение нескольких лет. Выставка объединяет работы из собраний Ивановского областного художественного музея, Переславского и Рыбинского музеев-заповедников, Ярославского художественного музея и московского частного собрания.

Куратор – Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора ЯХМ.

Русские римляне

Ярославский художественный музей

Ярославль, Волжская набережная, 23

21 апреля 2023 г. по 20 августа 2023 г.

Марина Полывяная
Ярославский художественный музей
17.03.2023

Отличники Музей Русского импрессионизма

100 попугаев

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Практика ощущения. Звук

Практика ощущения. Звук

РОСИЗО представит уникальный проект, исследующий феномен российской звуковой экспе­ри­мен­тальной культуры первой трети
Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы