В Музее имени Андрея Рублёва 28 апреля 2023 г. открывается выставка «Модерн в русской иконе», посвящённая стилю модерн в памятниках религиозного искусства. Это художественное направление получило распространение в последних десятилетиях XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где модерн достиг своей зрелости к 1900-м годам. Первоначально модерн сформировался как элитарный стиль в светском искусстве – архитектуре, живописи, произведениях декоративно-прикладного искусства, однако уже и на начальном этапе его эстетика появляется в православном искусстве.
- Икона «Господь Вседержитель». Икона в окладе. 1908–1917 годы. Москва. Икона: Мастерская А.Я. Вашурова (?). Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л. Смирнова. Коллекция семьи Карисаловых
- Святитель Николай Чудотворец. Икона в окладе. 1908–1917 годы. Москва. Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л. Смирнова. Собрание А.В. Дадиани
- Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона в окладе. 1908–1917 годы. Москва. Оклад: Фабрика золотых и серебряных изделий М.Н. Рындина. Коллекция семьи Карисаловых
Мы не смогли пройти мимо, заинтересовавшись одним названием, объединяющим столь интересные понятия, как русская икона и модерн. Чтобы лучше разобраться, а для вас дать больше информации о событии, мы обратились к куратору выставки «Модерн в русской иконе», директору Музея имени Андрея Рублёва Михаилу Борисовичу Миндлину.
А.С.: Насколько термин модерн применим в музее древнерусского искусства? Если можно, проговорите пожалуйста существование школ, периодов и времен написания.
М.М.: Модерн – это яркое направление в искусстве конца XIX – начала XX века, захватившее как светское, так и религиозное искусство. Наш музей носит название Центральный музей древнерусской культуры и искусства, но словосочетание «древнерусское искусство» имеет расширительное понятие, которое включает в себя все религиозное искусство до начала XX века.
А.С.: Учитывая, что стиль модерн в иконах возник не так давно, то какие авторы наиболее известны? Существуют ли направления в этом стиле?
М.М.: Собственно, сам модерн и является направлением в искусстве. И в этом направлении работали разные художники. Создавались иконы по образцам Васнецова, Нестерова. Стилевые приемы модерна использовали ряд иконописцев, например, Вашуров, ювелирные мастерские, мастерские декоративно-прикладного искусства. Мастерская Оловянишникова и Конова, которые создавали произведения по эскизам Вашкова. Такие знаменитые мастерские, как Фаберже, Хлебникова, Курлюкова, Овчинникова, 1-я, 2-я, 3-я и другие московские артели, мастерская Смирнова и многие-многие другие.
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942). Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926 год. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
- Покров Богородицы. Икона в окладе. 1910-е годы. Москва. Оклад: Мастерская серебряных изделий Ф.Я. Мишукова. Собрание К.П. Калашникова
А.С.: Но стиль модерн коснулся не только икон. Эти вещи можно увидеть?
М.М.: Действительно, название выставки «Модерн в русской иконе» тоже имеет расширительное понятие. Имеется в виду модерн в русском религиозном искусстве. А модерн в русском религиозном искусстве проявлялся как в живописи, в стенописях, в архитектуре, в произведениях декоративно-прикладного искусства. Многое из этого, не все конечно, далеко не все, наши возможности не позволяют представить всю широту и диапазон модерна в русском религиозном искусстве, но многие произведения можно будет увидеть на выставке.
- Богоматерь из композиции «Благовещение». Начало ХХ века. Москва. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
А.С.: Вы не знаете, как принимались верующими изображения икон в стиле модерн в момент их написания? Не было ли критики?
М.М.: Ну, можно предположить, что критика всегда была. Она всегда есть, всегда будет. Наверняка часть верующих, зрителей, пользователей воспринимали произведения религиозного искусства, выполненные в стиле модерн, положительно, и наверняка были такие, которые воспринимали это крайне отрицательно.
А.С.: Чей материал представлен на выставке?
М.М.: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и участвуют частные коллекционеры.
А.С.: Можно ли назвать предметы, представленные на выставке, «намоленными»?
М.М.: Ну, понятие «намоленность» это вообще такое, насколько я понимаю, бытовое понятие, не имеющее отношения, прямого отношения к религии. Любое изображение святого, любое изображение христианских православных символов, одобренных Православной Церковью, пригодно для использования в религиозном культе.
- Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1908–1917 годы. Москва. Икона: Мастерская В.П. Гурьянова. Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л. Смирнова. Музей русской иконы имени Михаила Абрамова
- Святитель Пётр Митрополит Московский. Икона в окладе. 1913–1917 годы. Москва. Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л. Смирнова. Коллекция семьи Карисаловых
- Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1899–1908 годы. Москва. Оклад: мастер-монограммист «МНТ». Собрание И.М. Вилькина
А.С.: Как Вы считаете, насколько важна подобная выставка в сегодняшних непростых условиях? Достаточно ли информации о ее проведении?
М.М.: Мне кажется, такая выставка чрезвычайно важна, потому что выставка важна в любых условиях, всегда. Как и культура важна в любых условиях, в самом широком смысле. А эта выставка особенно важна сегодня, потому что, к сожалению, не только в среде коллекционеров, любителей русского религиозного искусства, но, и отчасти, в среде профессионалов, понятие модерн в религиозном искусстве не до конца артикулировано и однозначно понимается. Очень часто произведение религиозного искусства обозначается как произведение, выполненное в стиле модерн, имея лишь некоторый налёт, некоторый флёр модерна, не имея прямого отношения к стилю модерн, а порой вообще не имея никакого отношения к стилю модерн. К сожалению, зачастую произведения определяются, атрибутируются как созданные в стиле модерн исключительно на основании времени их создания, то есть рубежа XIX–XX веков и начала XX века. Мы попытались создать такой выставочный проект, который бы более внятно представил и артикулировал понятие модерна в русском религиозном искусстве.
На мой взгляд, всем категориям зрителей необходимо знакомиться с характерными образцами художественных стилей и направлений, важна «насмотренность». Предметы, которые представляются на выставках, нужно рассматривать и вникать в них, чтобы понимать увиденное, чтобы разбираться в прошлом нашей художественной культуры. Не зная, не понимая прошлого, трудно или почти невозможно адекватно оценивать настоящее.
А.С.: Какие планы у Вашего музея на ближайшее будущее?
М.М.: Ну, планов у нас громадьё. Но о них мы будем рассказывать в вашем журнале.
Беседовал Главный редактор журнала "Коллекция" Алексей Сидельников
- Святители Михаил Киевский, Николай Мирликийский, Алексий Московский. Складень трёхстворчатый. 1899–1908 годы. Москва. Фабрика золотых и серебряных изделий И.А. Алексеева, Торгово-промышленное товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья» (по рисунку С.И. Вашкова). Коллекция семьи Карисаловых
Модерн в русской иконе
В разных странах для обозначения этого стиля использовали различные термины – во Франции и Англии «Ар Нуво» (Art Nouveau), в Германии «югендстиль» (jugendstil), в Австрии «Сецессион» (Secessionstil), в США «Тиффани» (Tiffany), в России для обозначения этого стиля принято название «Модерн» (Modern Style). Направление модерн аппроприировало элементы некоторых исторических направлений мирового искусства – древнегреческого, древнеегипетского, искусства Дальнего Востока. Русское религиозное искусство характеризуется переходом от историзма и неорусского стиля к эстетике нового направления (модерн). Для русского модерна характерно частое использование элементов национальной художественной культуры. Тенденции модерна проявились в эстетике традиционной иконописи и религиозного декоративно-прикладного искусства. Элементы модерна не обошли стороной самые и консервативные художественные центры.
- Богоматерь Казанская. Икона в окладе и киоте. 1908–1917 годы. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья», К.И. Конов (по рисунку С.И. Вашкова). Музей имени Андрея Рублёва
- Мученица Царица Александра. Икона в окладе. 1916 год. Москва. Икона: Мастерская А.Я. Вашурова. Оклад: Мастерская С.Г. Галкина. Собрание Р.Г. Хасанова
- Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Святитель Алексий, Митрополит Московский. Эскиз. 1907 год. Музей имени Андрея Рублева. Из собрания Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской
- Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1908–1917 годы. Москва. Оклад: Н.А. Алексеев (по рисунку С.И. Вашкова). Частное собрание
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942). Всадники. 1932 год. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
С конца XIX века стиль модерн появляется в живописных произведениях на религиозные темы в творчестве М.В. Врубеля, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и ряда других художников. В иконописи стиль модерн в начале ХХ века оказал влияние на произведения А.Я. Вашурова, А.А. Глазунова и других. Эстетика модерна наряду с историзмом и неорусским стилем использовалась в произведениях декоративно-прикладного искусства многих знаменитых ювелирных фирм в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве: К. Фаберже, Ф. Рюкерта, на фабриках «Товарищества П.И. Оловянишникова сыновья» (главный художник С.И. Вашков), Д.Л. Смирнова, О.Ф. Курлюкова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, в московских артелях (с 1-й по 24-ю), И.А. Маршака и других. Мастера, работавшие в стиле модерн, органично использовали разные материалы и экспериментировали с художественной формой.
- Крест Напрестольный. 1908–1917 годы. Москва. К.И. Конов (по рисунку С.И. Вашкова). Собрание К.П. Калашникова
- Лампада настольная. Начало ХХ века. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И.Оловянишникова сыновья». Собрание Т.А. и С.А. Подстаницких
- Крест Наперсный. Начало ХХ века. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья» (?). Собрание А.С. Жарикова
Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублёва М.Б. Миндлин, главный научный сотрудник С.В. Гнутова, заведующий отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж.Г. Белик.
Вильгельм Александрович Котарбинский (1848–1921). Плач ангелов на Голгофе. Рисунок
1880–1890-е годы. Киев. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
28 апреля – 16 июля 2023 года
Три радости. Иконография Святого Семейства в русской иконописи
__________________
>>><<<