Открытие выставки «Три радости. Иконография Святого Семейства в русской иконописи» 8.02.2023 г.
Никто не будет спорить, что в Москве много интересных мест? Почему бы для прогулки в один из выходных не выбрать улицу Покровка или найти Спасо-Андроников монастырь? Можно с любимой девушкой, всей семьёй с детьми, с друзьями. Попробовать найти и решить загадку из XIX века, прикоснуться к чуду.
В конце 60-х годов XIX века на одну знатную даму и её семью обрушилась череда несчастий: любимый сын исчез, попав в плен на войне, мужа отправили на каторгу по обвинению в растратах, а родовое имение отобрали. Убитой горем женщине ничего не оставалось как молиться в Храмах. Во время службы в Храме ей пришло знамение, что надо найти определённую икону в одной церкви. Она отправилась на Покровку и нашла там Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот. По приданию именно там она обнаружила необычную икону Богородицы с младенцем и стала усердно молится. Через некоторое время случилось Чудо! Сына освободили из плена, муж оказался невиновен и вернулся с каторги, а родовое имение возвращено. Основываясь на этих событиях икона получила название «Три Радости».
Иконография «Трёх Радостей» известна в большом количестве вариантов, которые берут начало от западноевропейских образцов. У нас такие иконы стали появляться в пост Петровские времена. Икона необычна тем, что изображалась не только Богородица с младенцем, а ещё от одной до трёх дополнительных фигур. Изображали Иоанна Предтечу, праведных Иосифа Обручника и Елизавету — мать Иоанна Предтечи.
Центральный музей древне-русской культуры имени Андрея Рублёва открыт для вас на территории Спасо-Андроникова монастыря, где в эти дни открыта и работает выставка «Три Радости».
Вы сможете бесплатно посмотреть специально собранные из разных мест иконы «Три Радости» работы русских мастеров XIX века, прогуляться по территории монастыря.
На территории работает трапезная, где сможете пообедать с семьёй и согреться чаем с имбирём.
Центральный музей древне-русской культуры имени Андрея Рублёва
А о самом Спасо-Андроникове монастыре хорошо написал Лев Колодный.
По следам «Письма Рублёва»
Андрей Рублёв принадлежит к тем художникам, чей гений признан при жизни. О нём слагались легенды. Других иконописцев призывали писать так, как он.
Слава Рублёва росла с годами, но краски его произведений тускнели. Покрывавшая их олифа — варёное льняное масло — чернела через 80 — 100 лет. Чем больше почитались иконы, тем ревностнее их подновляли, покрывая свежими красками так, что от первоначального образа оставалась одна композиция.
Шли века. Могила Рублёва затерялась на кладбище Андроникова монастыря. Его произведения исчезли: одни не пощадили огонь и время, другие скрылись под почерневшим слоем краски.
Двадцатый век прошёл в неустанных поисках наследия великого мастера. Можно без преувеличения сказать, что в России произошло возрождение Рублёва. Усилиями ученых, художников-реставраторов краски гениального художника вновь засияли на небосклоне русского искусства, привлекая к себе внимание всего мира. Люди едут в Москву издалека, чтобы увидеть то, что вышло из-под его кисти.
Тому, кто живёт в ней, нужно совсем немного времени, чтобы оказаться в стенах Андроникова монастыря. Отсюда предлагаю начать путь по следам «письма Рублева», по местам, где он жил и работал в Москве, где хранятся его творения. Бывший монастырь не разрушили, как другие. В нём находится музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
За оградой, на вершине холма, где 600 лет назад основан монастырь, сохранилась чудом белокаменная постройка начала XV века. Есть в Москве более известные храмы, но нет более древней церкви, архитектура которой дошла бы до нас в первозданном виде. Сохранилась в Кремле церковь Воскресения Лазаря конца XIV века, но её стены со всех сторон застроены.
Собор Андроникова монастыря можно увидеть таким, каким предстал он перед москвичами в 1427 гол Видел его и Андрей Рублёв. Он, как гласит старинная рукопись, «церковь камену зело крáсну» вместе с помощниками расписал. В монастыре он жил, в соборе работал до смерти.
Внутри собор не выглядит маленьким, как снаружи на фоне многоэтажных домов.
Много сил потребовалось тогда немолодому «старцу» Рублеву, чтобы расписать высокие — до 28 метров — стены с куполом-барабаном, четыре массивных столба, подпирающих каменную тяжесть.
Даже в сумрачный зимний день внутрь попадают потоки света, которые усиливаются благодаря окнам, прорубленным в толще стен. На них видны следы насечки — удары безжалостных рук, уничтоживших в прошлом фрески Рублёва. Время пощадило орнамент на откосах восточных окон — листья, стебли, цветы, непохожие один на другой. Всё это — остатки той великолепной росписи, что украшала стены собора вширь и ввысь до самого купола, как это можно увидеть в соборах Кремля.
Лев Колодный. Москва в улицах и лицах. Дома и люди. 2005
- Богоматерь трёх радостей. 1838. Василий Великанов, Ярославль (?). Собрание В.М. Федотова
- Богоматерь трёх радостей. 1864. Москва. Оклад: фабрика В.С. Семёнова. Собрание Г.А. и М.А. Покровских. Музей имени Андрея Рублёва
- Богоматерь трёх радостей. Вторая четверть XIX века. Павел Соловьёв, Москва. Оклад 1899-1908. Мастерская Д.Л. Смирнова. Собрание Андрея Бокарева
От имени редакции благодарим заместителя директора по развитию Сергея Евгеньевича Богатырёва и Отдел по связям с общественностью Центрального музея древне-русской культуры имени Андрея Рублёва за любезное приглашение, которым мы воспользовались. Уверены, что посетим музей ещё не один раз.
Андрей Соловьёв специальный корреспондент 8.02.2023
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
9 февраля — 19 марта 2023 года
Посещение выставки бесплатное!
Пресс-релиз
Иконы Богоматери Трёх Радостей появились в России в послепетровское время. Они были необычны для русской иконописи, поскольку изображали не только Богородицу с Младенцем, но включали от одной до трёх дополнительных фигур – Иоанна Предтечу, праведных Иосифа Обручника и Елизавету. Иконография Трёх Радостей известна в большом количестве вариантов, которые восходят к западноевропейским образцам. Одна из таких икон прославилась как чудотворная в церкви Троицы на Грязех на Покровке в Москве.
Согласно преданию об образе, название появилось после чуда, свершившегося с некой знатной дамой, на которую внезапно обрушилась череда несчастий. Она усердно молилась перед иконой и вскоре получила три радостных известия: муж был оправдан от несправедливого обвинения и вернулся из ссылки, имение возвращено, а сын освобождён из плена.
На выставке представлены русские иконы Богоматери Трёх Радостей, восходящие к известным работам мастеров эпохи Возрождения – «Мадонна в кресле» Рафаэля Санти и «Святое Семейство» Аннибале Караччи, а также уникальные произведения, воспроизводящие редкие образцы. На двух иконах сохранились подписи мастеров: произведение Василия Великанова датируется 1838 годом; икона Павла Соловьёва заключена в драгоценный оклад, созданный в мастерской Дмитрия Лукича Смирнова.
Выставка из фондов музея дополнена экспонатами из частных коллекций. Посещение выставки бесплатное.
Куратор выставки – Н.В. Герасименко, кандидат искусствоведения, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублёва.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
9 февраля — 19 марта 2023 года
Посещение выставки бесплатное!
Отдел по связям с общественностью Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 2.02.2023
Иконы из коллекции рок-музыканта Александра Липницкого
Образ святого Георгия Победоносца в Древней Руси. Памяти Татьяны Борисовны Вилинбаховой
Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков
Преподобный Сергий Радонежский
Александр Иванов. На пути к храму
__________________
>>><<<