Наследие определяют наследники. И то, чему мы не даём оказаться заметённым «песками времени» и чтим как достойное, остаётся не только нам, но и нашим детям. То, что накапливается годами и столетиями, становится культурным кодом. Что-то идёт от родителей, что-то – от далёких предков, оказываясь архетипом. Что-то забытое открывается при среди «культурных слоёв». То, что ближе к нам по времени – память поколений, дальше – «археология».
Межсекционный выставочный проект
«Культурный слой»
«Пыль оседает на предметах, даже если они бесценны».
Тонино Гуэрра
Глина. Волшебство первого прикосновения и созидания. «Стихия керамики как будто ясна, – писала искусствовед Лидия Владимировна Андреева. – Керамика сродни земле, близка ей по составу и цвету, в огне, как под солнцем, она обретает твёрдость и каменную крепость». Но именно эта «будто бы ясность» говорит и о потаённости.
Мерой человеческой жизни и судьбы являются куда более скромные временные отрезки. И даже за такой скромный по меркам истории этап, случаются культурные и социальные сломы. Сохранение культурных слоёв, характеризующих каждый свою эпоху – созидательный и кропотливый процесс. Каждый «слой» хранит свои артефакты и по-своему важен.
Валерий Малолетков и Михаил Тренихин
Как ни странно, не только рядовой зритель, но и нередко исследователь оказывается сегодня в парадоксальной ситуации, когда недавнее ещё декоративное искусство СССР с расстояния в тридцать с небольшим лет кажется эдакой «Atlantida soveticus». Что-то мы переоцениваем, чему-то удивляемся, как раскрашенным греческим скульптурам, которые привыкли воспринимать по белым римским копиям. И снова понимаем, что интересно разобраться в недавно сформировавшемся и ещё молодом культурном слое. И в себе.
Современность и традиция, «актуальность» и «классика». Где граница этих явлений и что мы считаем своей классикой и что готовы брать из наследия? Когда сегодняшние дни станут эпохой, которую заметят потомки? Развитие искусства – эволюция, или деградация? И то, и другое. Но жизнь в движении. В прикосновении и созидании. Теплота керамики не затухает, не перестаёт привлекать художников.
Какова сегодня московская керамика? Исторически она живописна. И нередко повествовательна, это своего рода «сказ». Кроме того, она близка исторически близка и живописи, и архитектуре, и скульптуре. Московская керамика отражает время. И поэтому интересно сравнить архивные материалы того, что происходило в советское время с сегодняшней ситуацией. Среди мастеров старшего поколения работает и талантливая молодёжь. На смену (но не замену) традиционной классике приходят концептуальные поиски. Кто-то возвращается к классике вновь.
Художник по природе своей – созидатель. И какие бы катаклизмы не происходили за окном мастерской, завода или комбината, художник остаётся живым и восприимчивым.
Продолжим созидать.
Ирина Юрьевна Перфильева, Михаил Тренихин и Александра Створа
Комова Мария. Двойной портрет. 2023
Михаил Тренихин и Александра Створа
- Сошинская Людмила Анатольевна (1941-1996) Портрет Гоголя. Скульптура декоративная. 1984. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Нерода Юрий. Александр Блок. 2022
- Овсянникова Софья. Бегемотиха с бегемотиками. 2020
- Фукс Виля Иосифович (1937 — 2003) Караван. Декоративная композиция. 1989. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Лукинова Евгения Семеновна (Род. 1930). Художница (Город мой любимый). Блюдо. 1975
- Макарова Майа Яковлевна (Род. 1926). Летний день. Блюдо. 1985
- Мухина Дина Владимировна (Род. 1928) Портрет. Блюдо декоративное. 1967. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Орлова Любовь Степановна (1916 — ??) Девушка. Блюдо. 1974. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Юркова Маргарита Николаевна (Род. 1946) В деревне. Блюдо. 1978. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Никитина Людмила Николаевна (Род. 1927). Портрет. Тарелочка. 1979. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Панюков Николай. Тарелка декоративная «Натюрморт с лампой». 2022
- Панюков Николай. Тарелка декоративная «Натюрморт с астрами». 2022
- Александров Константин. Блюдо «Время не властно». 2020
- Александров Константин. Блюдо «На ковре». 2020
- Александров Константин. Блюдо «Ню». 2020
- Глебова Екатерина. Блюдо «Деревья природы». 2022
- Глебова Екатерина. Блюдо «Церковь Покрова на Нерли». 2022
- Малолетков Валерий. Идущие в никуда. 2016
- Малолетков Валерий. В.Е. Татлин. 2015
- Створа Александра. Блюдо «Культурный слой». 2023
- Нюренберг Анна. Панно «Жизненная точка». 2022
- Алексеев Виталий. Скульптура «Люся». 2023
- Нюренберг Анна. Панно «Дама в белом». 2022
- Крутикова Людмила. Пласт «Районы». 2020
- Богуславская Людмила. Горельеф «Причал». 2021
- Чибисов Владимир. Противостояние. 2022
- Шкварина Кристина. Панно «Ожидание». 2022
- Чибисов Владимир. Пласт «Хочу обратно – в Африку!». 2020
- Метсо Светлана. «Большая рыба». 2021
- Чирикова Ирина. Скульптура «Гоша». 2022
- Одинокая Галина. Композиция «Времён связующая нить». 2018
- Герасимов Игорь. Композиция «Две спортсменки». 2020
- Решетников Виктор. Знаки. 2023
- Миллер Павел. Хамам-Баши. 2022
Крутикова Людмила. Пласт «Глаза». 2022
Малолетков Валерий Александрович (Род. 1945). Бенгальский залив. Панно-триптих. Из серии «Палеонтология». 1984
- Буравцев Сергей и Буравцева Лариса. Пласты «Птицы Подмосковья». 2022
- Суровцева Елена. Скульптура «Сидящая с руками вверх». 2018
- Грозина Галина. Пласт «Казань. Старый город». 2023
- Грозина Галина. Пласт «Казань. Кремль». 2023
- Лясс Инна Ефремовна (1927 — 2004). Декоративный набор. 1962
- Воробьёв Сергей Александрович (1943 — 2001) Большое свинство. Декоративная композиция. 1989. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Бржезицкая Аста Давыдовна (1912 — 2004) Укротительница. Декоративная скульптура. 1969. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Курило Людмила. Кот. 1984
- Рабинович Моисей Азриелевич (1911 — 1994) Цыганка. Ваза настенная. 1970-е. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Холево Дмитрий. В городе Тарусе петухи да гуси. 2020
- Наумов Николай. Невеста космическая. 2021
- Глебова Екатерина. Скульптура «Художник». 2022
- Датюк Татьяна. Композиция из трёх тарелок «Из семейного альбома». 2023
- Шавыкин Иван. Серия пластов «Чёрные подсолнухи». 2023
- Бодрикова Наталия. Композиция из двух блюд «Мороженые яблоки». 2022
- Леонова Ольга. Композиция пластов из «Итальянской серии». 2021
- Скворцова Елена. Триптих «Реновация». 2021
- Овчарова Юлия. Триптих «Февраль». 2023
- Сотников Алексей Георгиевич (1904 — 1989) Свадьба. Композиция. 1957. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Богданова Наталья Николаевна (1931 — 2015) Старый Суздаль. Композиция. 1975. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
Щипарева Раиса Васильевна (1928 – 2020) Портрет Петериса Мартинсона. Не позднее 1990. Из собрания ВТОО «Союз художников России»
- Червякова Елизавета. Дом культуры. 2023
- Яковлева Екатерина. Скульптура «Мать. (Тигрица)». 2023
- Хлебцевич Наталья. Скульптуры из «Без названия». 2022–2023
Филатчев Олег. Спарты (Посеянные). 2022
Богуславская Людмила. Ноев ковчег (из триптиха «Корабли»). 2020
Сиротинская Марина. Проект «Товарищ Че». 2023
Камардина Маргарита. Композиция «Предрассудки». 2000
Московская керамика
Керамика для дореволюционной Москвы характерна как станковыми работами (абрамцевские опыты Михаила Врубеля и Александра Головина), так и самобытным использованием в архитектуре. И то, и другое получило расцвет в тесном слиянии русского стиля и модерна на рубеже веков.
Новое рождение московской школы авторской керамики относится к 1930-м годам. Особенностью этого периода является то, что к керамике обратились художники разных специальностей – живописцы, скульпторы и, в меньшей степени, собственно, керамисты. После революции судьба традиционных центров производства складывалась по-разному. Гжельский промысел прекратил свое существование, и его «традиции» будут воссоздаваться только в 1950-е годы. Конаковский фаянсовый завод, напротив, продолжил свое существование. Именно он в 1930-е годы стал базой творческого эксперимента таких художников, как Иван Ефимов (1878–1959), Исидор Фрих-Хар (1893–1978), С.Д. Лебедева (1892–1967) и В.А. Фаворский (1886–1964). Их творчество дало очень много московской керамике и оказало влияние на все её дальнейшее развитие. Были привнесены черты, заимствованные из станкового искусства (живопись, графика, скульптура), которые придают их работам определённую иллюстративность.
В послевоенный период и в 1950-е годы ведущее место в керамике отводилось изобразительно-тематическому началу, в котором преобладал станковый характер работ, мажорная тональность и пышность форм. К концу 1960-х керамика московской школы освобождается от украшательства и становится более экспериментаторской. творческого эксперимента в решении живописной поверхности и формы. Наиболее активный импульс получило развитие живописной линии в воплощении пластического образа. Но интереса к живописным решениям московская школа не теряет и до сегодняшнего дня.
Следует отметить, что в московской керамике советского времени можно условно выделить три поколения мастеров. Первой и второе много работали в архитектуре (павильоны ВСХВ-ВДНХ, фонтаны), третье в большей степени создавали станковые произведения.
Не случайно обращение к наследию – произволениям из керамики, фарфора и фаянса из коллекции Союза художников России от ведущих мэтров московской керамики 1960-х – 1980-х годов, формировавших её облик.
Хохловкин Пётр. «Байкальский бокоплав». 2022
Производства
Декоративное искусство – это прежде всего работа с материалом и передача свой опыта и технических находок. Соответственно, дома творчества для художников декоративного искусства требовали наличия технологической базы. И такие творческие группы проводились на базе творческо-производственных комбинатов Союза художников. С конца 1950-х годов деятельность СХ СССР в области ДПИ была весьма продуктивной. Сегодня художники с ностальгией вспоминают работу в Доме творчества СХ СССР в Дзинтари (Латвия), оснащённом печами высокого обжига, что обеспечивало первоклассное технологическое качество керамических произведений. Творческие группы художников-керамистов создавали там произведения к международным конкурсам в Фаэнце (Италия) и Валлорисе (Франция), Сопоте (Польша) и Всесоюзным выставкам. С распадом СССР были разрушены большинство производств фарфоровой, стекольной и керамической промышленности, прекратились государственные заказы. К сожалению, в 1995 году Дом Творчества им. Теодора Залькальна в Дзинтари был ликвидирован и разрушен до основания. Многие произведения сегодня невозможно повторить технологически. Выходит, что в области декоративного наследия артефакты, которые сегодня можно видеть только на выставках, действительно стали советской «Атлантидой».
Ефремова Дария. Скульптура «Традиционные ценности». 2023
Экспериментальный творческо-производственный комбинат «Воронцово»
Экспериментальные творческо-производственные комбинаты являлись частью системы Союза художников. Именно на их базе работали творческие группы. Ярким примером является ЭТПК «Воронцово», располагавшийся в Москве на улице Архитектора Власова. Московский комбинат был образован в 1948 году Союзом художников РСФСР. Сначала это был небольшой цех керамической и бетонной скульптуры, который располагался в районе Потылихи. С 1965 года с ростом задач комбинат укрупнили создали новые мастерские. Для комбината было выстроено специальное здание близ усадьбы Воронцово, которая и подарила комбинату название – ЭТПК «Воронцово».
Отличительной чертой всех художественных изделий ЭТПК была их нестандартность и малотиражность. В процессе тиражирования часто участвовал сам автор. А творческие группы с нежностью вспоминают все, кто в них участвовал: это была возможность сотворчества разных поколений, вместе с тем и некая здоровая конкуренция, и освоение технологических секретов.
Здесь выполнялись уникальные произведения для отечественных художественных выставок и международных конкурсов. Расцвет ЭТПК пришёлся на 1960–1980-е годы. Но и после распада СССР ЭТПК «Воронцово» остался уникальной производственной базой. Здесь создавались свои собственные керамические массы разного качества. Дробильный, цех оттиска по формам, литейно-керамический цеха, цеха холодной обработки стекла, ковки и литья металла сохраняли уникальных технических специалистов.
В 2021 году было принято решение о ликвидации ЭТПК. Здание комбината было снесено в апреле 2022 года. Не стало технической базы и ушла эпоха советского и постсоветского декоративного искусства.
Лиховцев Дмитрий. «Стихия огня». 2023
Комбинат монументальной и декоративной скульптуры, Бабушкинская
История Экспериментально-производственного комбината монументальной и декоративной скульптуры Московской городской организации Художественного фонда РСФСР уходит почти на сто лет назад. Еще в 1930-е годы появились первые художественно-производственные площадки в Потылихе, а чуть позже, в 1950-х, на Соломенной сторожке. Для расширения скульптурного производства в 1962 году был построен целый корпус в Бабушкине, который существует до настоящего времени.
В течение десятков лет в мастерских Комбината монументальной и декоративной скульптуры создавались и создаются не только произведения, которые предназначены для участия в выставках, но и работы, связанные с различными архитектурными потребностями российской столицы. Речь идёт о художественном оформлении публичного пространства, будь то общественные здания, городские улицы или площади.
В 1964 году в мастерских комбината команда скульпторов выполнила работы для комплекса «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. На комбинате были созданы композиции для станций Московского метрополитена «Баррикадная» (1972) и «Пушкинская» (1975), «Орехово» (1984), «Красногвардейская» (1985) и «Римская» (1995).
Сегодня комбинат активно продолжает активную работу.
Гамбарян Елена. Скульптурная группа «Коты» (из серии «Игра»). 2021
Межсекционное объедение «Цех №1» МСХ
Коллектив сложился на Гжельском экспериментальном керамическом заводе в посёлке Речицы. В течение многих лет сюда приезжали московские художники работать в творческих группах, создавая в керамике скульптуру, произведения декоративного искусства, монументальные произведения.
Расположенный в самом сердце керамического Гжельского промысла, завод ГЭКЗ являлся крупнейшим керамическим заводом художественной керамики московского региона с богатой историей. Здесь особым образом переплелись традиции народного промысла и художественной керамики, здесь создавалась архитектурная керамика Москвы (ВДНХ, московский метрополитен, декор высоток), здесь художниками Александром Белашовым, Валерием Малолетковым, Марией Фаворской было выполнено монументальное керамическое панно «Древо Жизни» для Палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова Академии наук СССР площадью около 500 кв. метров, здесь работали художники из разных секций Московского Союза художников, сформировавшие неповторимый стиль московской керамики.
Начатый в 2010 году выставочный проект группы художников под названием «Цех №1» показал, что само понятие «художественная керамика» широкому кругу зрителей знакомо меньше, чем керамика народных промыслов и так называемая прикладная, декоративная керамика.
Успех выставок и интерес публики к авторской керамике подвигли коллектив художников, работавших на Гжельском экспериментальном керамическом заводе, организовать ряд передвижных выставок и расширить их географию далеко за пределы Москвы и области (включая иностранные).
Одной из своих главных задач проекта объединение «Цех №1» видит сохранение и продвижение традиций российской художественной керамики, которые были заложены великими мастерами отечественного искусства и народных промыслов.
Заместитель главного редактора журнала Коллекция, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин Фотографии — Алексей Сидельников, Андрей Лобанов
- Студенты-музеологи МГИК со своим преподавателем искусствоведом Михаилом Тренихиным
- Искусствоведы Михаил Тренихин и Наталья Феденко (Луганск)
Данный материал в изменённом виде был подготовлен для третьего номера журнала «Московское наследие» за 2023 год. Благодарим главного редактора «МН» Филиппа Смирнова за публикацию!
Региональная общественная организация «Московский союз художников»
Департамент культуры г. Москвы
представляют
межсекционный выставочный проект «Культурный слой»
Московский Дом художника
Москва, ул. Кузнецкий мост, 11
8 – 18 июня 2023 г.
- Руководитель проекта – Наталия Бодрикова
- Координатор – Александра Створа
- Автор концепции и текстов – Михаил Тренихин
- Пространство выставки – Алексей Белоус
- Дизайнер – Андрей Емцов
- Декорации изготовлены – «Фабрика Арт»
- Графический дизайн – Иван Зубов
Информационные спонсоры:
- Союз художников России
- Российская академия художеств
- Журнал «Коллекция»
Фотографии Алексей Сидельников Андрей Лобанов Игорь Дрёмин
_________________
>>><<<