Нередко от коллекционеров, что соответствует и собственному наблюдению, приходится слышать о деградации художественного и технологического качества в значках, медалях, нагрудных знаках, орденах. Но если не касаться только фалеристики, а посмотреть шире? Ювелирное искусство популярно у куда как более широкого круга людей. Это касается и подарков любимым дамам, если говорить о бытовом уровне. Это и удовольствие от созерцания произведений ювелирного искусства на выставках и в музеях, где показывают уже эксклюзив. Если говорить об авторском ювелирном искусстве в России, то говорить нужно с практиком. Именно такой человек сегодня станет нашим собеседником.
Наталия Юрьевна Тарасова (Н.Т.) – художник-ювелир, член Санкт-Петербургского Союза художников, член декоративной комиссии Союза художников России; победитель российских и международных ювелирных конкурсов, генеральный директор ювелирного предприятия «Невский-Т». Беседовал заместитель главного редактора журнала «Коллекция», научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно» Михаил Тренихин (М.Т.).
Художники-ювелиры Татьяна и Наталья Тарасовы и искусствовед Михаил Тренихин на выставке «В поисках народного искусства» в музее «Царицыно»
М.Т.: Наталья, привет! Мы знакомы давно, но хотелось бы представить нашим читателям. Расскажи о себе и семье, о мастерской и произведениях.
Н.Т.: В 2000 году наша семья организовала маленькое ювелирное предприятие. Основной идеей создания предприятия стала, как ни странно, необходимость оплачивать нашу с сестрой творческую деятельность, которая началась в 1996 году с первого конкурса молодых ювелиров, организованного Фондом Искусств Фаберже (FAF).
FAF — это американский фонд, образованный внучкой Карла Фаберже Татьяной. В Санкт-Петербурге из участников первого конкурса, проведённого FAF, сформировали «Клуб молодых ювелиров». Фонд вёл большую просветительскую работу с молодёжью, на протяжении десяти лет. Всем членам клуба оплачивали семинары, стажировки, обучение в профильных иностранных образовательных заведениях, проводились лекции, поездки в Финляндию и Эстонию, участие в иностранных конкурсах. При фонде так же была создана библиотека.
Это дало мощный толчок развитию авторского ювелирного искусства в России. Чуть позже Галина Николаевна Ковалёва организовала частную ювелирную школу и конкурс «Образ и Форма» на базе Этнографического Музея (РЭМ). Это тоже внесло значительный вклад в развитие именно отечественной ювелирки, т.к многие её выпускники до сих пор работают главными художниками на крупных российских предприятиях. Школа Шароновых тоже выпускает прекрасных ювелиров, но ориентирует их на работу преимущественно в зарубежных компаниях. Конечно прекрасно, что наших ювелиров берут на работу в фирму Картье и другие мировые бренды, но ведь это не способствует развитию российской ювелирного искусства… Хотя именно эта школа получает максимальную финансовую поддержку от государства.
VI Всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства
Нам с сестрой повезло. Мы были и членами «Клуба молодых ювелиров» и прошли обучение в школе Г.Н. Ковалёвой. Это было интереснейшее время! Расширение горизонтов, снятие запретов классической школы (я с сестрой закончили ХТУ-11 при Русских Самоцветах, а тогда в Питере это была лучшая школа мастерства), и в конечном счёте изменение творческого сознания. Мы очень много работали, участвовали и побеждали в российских и международных конкурсах и выставках. На данный момент обе являемся членами СХР, наши работы находятся в Калининградском Музее янтаря, в Эрмитаже, в музее Современного Ювелирного Искусства г. Пфорцхайм, в Гохране России. Все регалии перечислять не вижу смысла.
- Ювелирный авангард. Истоки. Параллели. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб.: Славия, 2002. Произведения Натальи и Татьяны Тарасовых
М.Т.: Как менялась ситуация в ювелирной отрасли от позднего СССР до сегодняшнего дня? Понимаю, что это история на пару диссертаций, но ты ёмко рассказываешь.
Н.Т.: Но обратимся к истории. В советские времена работа с драгоценными металлами была запрещена, но тем не менее ювелирное дело жило (выживало на остатках базы фирмы Фаберже), в немногочисленных ювелирных мастерских и артелях. В 60-е годы, путём слияния действующих мастерских, был образован завод «Русские Самоцветы». В 1966 году организован ВНИИЮвелирпром, где над созданием ассортимента продукции, работали лучшие художники того времени: Ю.И. Паас-Александрова, В.Г. Поволоцкая, Р.В. Харитонов. Именно туда в 1991 году, по счастливому распределению, попала и я. Мне довелось познакомиться и поработать с лучшими на тот момент мастерами и художниками страны.
В угоду прибыли ассортимент упрощается, эстетика уходит даже не на второй, а на третий план
Но работа на производстве не может полностью удовлетворить творческие амбиции художников. Бесконечные ограничения: экономические, технологические, инерционные… В угоду прибыли ассортимент упрощается, эстетика уходит даже не на второй, а на третий план. Монополию интересуют только деньги.
Творческим людям необходима свобода и самореализация.
Произведения Веры Георгиевны Поволоцкой (1932-2017)
Практически единственной возможностью для свободного творчества было членство в Союзе Художников России. В 1954 году Юта Йоханнесовна Паас-Александрова стала первым ювелиром, которого приняли в Ленинграде в Союз Художников. По её воспоминаниям, высокая комиссия Союза, в основном живописцы, несколько часов рассуждала, может ли ювелир считаться художником.
С этого момента началось зарождение советской ювелирной промышленности. Юта Паас получила художественное образование в Эстонии и став главным художником «Русских Самоцветов», кардинально изменила стилистику серийной продукции.
В 70-80-е годы, когда в составе секции декоративно прикладного искусства было уже довольно много ювелиров, ими было проведено несколько знаковых выставок: «Ювелирная пластика», «Мосты», «Ленинградская Художественная Эмаль». Художники демонстрировали отказ от утилитарности. Ими создавались великолепные панно и объекты с использованием горячей эмали, титана, латуни, разнообразных камней.
Со стороны монументалистов не принято считать ДПИ искусством.
Это был своего рода протест против промышленных ограничений с одной стороны и бесконечных нападок со стороны монументалистов, в среде которых не принято считать ДПИ искусством. К сожалению это мнение бытует и в нынешнее время, хотя мне кажется, что именно в предметах декоративного искусства сосредотачиваются истоки эстетического восприятия, зарождается вкус, необходимая связь художника и зрителя. Без высокохудожественных предметов ДПИ, окружающих человека каждый день, не возможно массовое восприятие «высокого» монументального искусства.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо «Птица». Бумага, акрил, авторская техника, 2017. 153х38х49 мм
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Украшения на кисть руки «Иллюзион». Cеребро, сталь, эбеновое дерево, мозаика. 2000. 122х114х70 мм, 100х100х52 мм, 71х65х47 мм
Этот период можно назвать «и на камнях растут деревья». Практически полное уничтожение ювелирного искусства к концу 50-х годов, потом чудесная семечка возрождения в лице Паас-Александровой и, наконец, молодая поросль на беднейшей почве. Но как они были сильны! В условиях жесточайших запретов, угрозы лишиться свободы, отсутствии информации и элементарного оборудования. Бытуют легенды, что ювелиры, для создания своих произведений в отсутствии вальцев, раскатывали монеты и ложки под трамваями, где толщина пластины регулировалась количеством этих самых трамваев. Паяли фефками (паяльными трубками — прим. ред.) и на домашних газовых плитах. Качество инструмента было настолько низким, что не понятно каким образом ювелирам вообще удавалось создавать свои произведения. А на предприятиях работать «на себя» было нельзя: об ужасах «режима», не только наслышана, но и пришлось столкнуться в период работы на «Русских Самоцветах «. Можно книгу написать. «Ужасы нашего городка» или «Легенды Невского проспекта».
Но это была качественная селекция! Выживали лучшие и сильнейшие, имена которых навсегда будут выписаны в историю ювелирного искусства.
В конце восьмидесятых начинается кооперативный рай. В Питере первый ювелирный кооператив был основан в 1988 году.
В 93-м Постановлением Правительства разрешено работать с драгметаллами на частных предприятиях. В 2005 году ювелиры-члены СХР получают право клеймения изделий без образования юридического лица
Шикарное время! В моду входит гранж. Расцвет творчества, что только и из чего только не делали. Людей не заботили материалы, только эстетика, жажда быть непохожим, уникальным. В 93-м Постановлением Правительства разрешено работать с драгметаллами на частных предприятиях. В 2005 году ювелиры-члены СХР получают право клеймения изделий без образования юридического лица.
Мы в это время работаем и как руководители предприятия и как свободные художники. Огромное количество различных конкурсов и выставок привлекает художников из разных стран. Наша промышленность знакомиться с современными технологиями, что позволяет значительно расширять ассортимент. Технологии и оборудование наконец становиться доступным и художникам! Что немаловажно! Кстати, т.к ювелирная отрасль является высокотехнологичной, то и пришедшие технологии оказали положительное влияние на развитие многих отраслей, в том числе медицины.
В 2015 году художников-ювелиров лишили права клеймения без образования юридического лица
М.Т.: Спасибо за экскурс. А что же сегодня? Как я понимаю, есть большие проблемы в отрасли, если ты не большой холдинг, а частный художник со своим небольшим предприятием.
Н.Т.: К сожалению, хорошие времена всегда заканчиваются. В 2015 году художников-ювелиров лишили права клеймения без образования юрлица, а регулирование ювелирной отрасли достигло беспрецедентного масштаба. Ювелирные предприятия и магазины за последние 5 лет обязали встать на учёт, помимо Федеральной промышленной палаты, в Росфинмониторинг и в ГИИС ДМДК (Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота — прим. ред.). Это требует от каждого предприятия установку дополнительного оборудования, программ, найм и обучение сотрудников. Несмотря на обещанную государством «бесплатность» этих мер, на нашем предприятии расходы на «этот праздник» составляют около 100±150 тысяч рублей в месяц. При этом многие функции этих инстанций дублируются. На каждого производственного рабочего приходится два учётчика. Не надо быть экономистом чтобы понять: все эти расходы ложатся на себестоимость, соответственно увеличивая цену изделия. А в конечном счёте разгоняя инфляцию.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Серьги «Without reverse side». Серебро, бумага, авторская техника. 2014. 75х60х42 мм. 27.10.2014 — 31.10.2014 — ХI Международный конкурс молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма». Первое место в номинации «Фантазия»: серьги «Without reverse side»; почётный диплом от СПб Союза дизайнеров. Этнографический музей, г. Санкт-Петербург, Россия.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо «Вулкан». Бумага. 2021. 20.11.2022 – 23.11.2022 — MJW Awards в рамках Milano Jewelry Week. Кольцо «Вулкан» отмечен специальными дипломами от «Bab’s Gallery» и от «Sculpture to wear Gallery». Театр «Одеон», г. Милан, Италия.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо «For Form Plasticity». Серебро, бумага, янтарь, авторская техника. 2015. 69х75х67 мм. 01.03.2017 — 02.03.2017 — Конкурс мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award. Победили в номинации «Инновация и уникальность в дизайне», кольцо «For Form Plasticity». Г. Гонконг, Китай. 01.02.2017 — 05.02.2017 — Всероссийский ювелирный конкурс на приз культурной столицы «Признание Петербурга» в рамках Международного форума ювелирной индустрии «JUNWEX ПЕТЕРБУРГ». Первое место в номинации «Ювелирный эксперимент»: кольцо «For Form Plasticity». EXPOFORUM, г. Санкт-Петербург, Россия. 21.12.2016 — Международный конкурс «Русская линия – 2016». Конкурс ювелирного дизайна, учреждённый журнала «Ювелирное обозрение». Диплом лауреата в номинации «Эксклюзив. Высокое ювелирное искусство» за кольцо «For Form Plasticity». Амбер Плаза, г. Москва, Россия. 18.03.2015 — 21.03.2015 — ХII Международная выставка ювелирных изделий Балтики «Amber trip», диплом первой степени в номинации «Dialogue of opposites»: кольцо «For Form Plasticity». Выставочный центр Litexpo, г. Вильнюс, Латвия.
Художники-ювелиры Наталья Тарасова и Татьяна Тарасова
Это не последние беды, свалившиеся на ювелиров. С первого января 2023 года у отрасли отняли возможность применять специальные налоговые режимы! Лоббисты и представители крупного бизнеса утверждают, что данная мера создаст равные условия в отрасли, но позвольте, в 1937 году мы уже проходили это равенство.
Мы утратили процентов 70 наследия Фаберже. Не только в виде изделий, а в виде мастерства и технологий. У Фаберже было 140 цветов эмали, сейчас с трудом восстановили девяносто
Мы утратили процентов 70 наследия Фаберже. Не только в виде изделий, а в виде мастерства и технологий. У Фаберже было 140 цветов эмали, сейчас с трудом восстановили девяносто. В начале прошлого века было несколько десятков фирм, работающих на Фаберже, а сейчас несколько десятков отдельных мастеров. И конечно есть фирмы, и, естественно, некоторые из них могут сделать копию Фаберже, но весь мир ушёл вперёд! Давным-давно! А мы радуемся тому, как лихо убиваем всё новое и непонятное, т.к. способны создавать только копии.
О каком равенстве вообще можно говорить если по факту сравнивают завод и художника?
Ювелирная отрасль сложна и разнообразна.
По виду деятельности: производства крупные и малые, мастерские по изготовлению и ремонту, ломбарды, скупки, магазины по продаже комплектующих, оптовые конторы, розничные магазины, розничные сети, художники.
По организационным формам АО, ООО, ИП и т.д.
Как это вообще можно унифицировать?
Это означает, что каждый художник должен нанять персонального бухгалтера! И, естественно, накладные расходы на бухгалтера у завода с оборотом 100 кг и у художника с 50 г будут одинаковые! Любой лоббист это вам не только подтвердит, но и докажет в цифрах! Вся отрасль уже имела «удовольствие» лицезреть подобные отчёты на высшем уровне.
С 1-го апреля 2024 года художникам вернут статус (но по усмотрению Гохрана)!
Ах да, с 1-го апреля 2024 года художникам вернут статус! Правда только тем, кого одобрит Гохран (тоже в целях обеления рынка)…
Я очень уважаю Минфин, но боюсь, что Поволоцкие и Харитоновы на этой почве уже не прорастут. Девять лет «вне закона» с 2015 года не прошли бесследно.
Отрасль сейчас очень страдает, но пытается приспособиться. Многие переносят производства в страны ближнего и дальнего зарубежья, разрушая с трудом накопленную технологическую базу. Магазины переориентируются. Кадры уходят из профессии. 70% молодых художников уже уехали… Кто-то, конечно, выживет, но расцвета отрасли можно не ждать в ближайшие несколько десятилетий.
Конечно, необходимо «обелять рынок», но выбранный метод «до основанья, а затем», в этот раз может привести к полному уничтожению ювелирного искусства в России. Учиться негде, работать негде, самостоятельно невозможно…
Увы… но сейчас, как пародия на Фаберже, рождается новый вид искусства «из дерьма и палок» (в скульптуре, это направление уже давно обосновалось из-за дороговизны материалов и отсутствия финансирования… и «наконец» дошло до ювелирки).
Это поистине большое достижение!
Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо из серии украшений «Видения шамана». Серебро, бумага, акрил. 2019. 78х70х45 мм
М.Т.: Художники в области декоративного искусства не берутся из вакуума. Из кто-то должен воспитать и научить.
Н.Т.: Отдельно хочется сказать про образование. В Санкт-Петербурге при «Русских Самоцветах», образовано Художественно-Промышленное училище-11. Естественно оно было дотационное, и поставляло кадры в первую очередь для «РС». В первом десятилетии XXI века, завод был продан «преданным последователям Фаберже», которые, в угоду арендного бизнеса, стали планомерно разваливать завод. В одно из потрясших меня сокращений штата, уволили 40% ИТР, в основном технологов… ура!!! 90% площадей завода сдано под магазины и банки! Нет больше ВНИИЮвелирпром… Училище снято с дотаций — кадры ведь больше не нужны. Благо есть много предприятий и училище востребовано. Директор «горит» любимым делом: закупается новое оборудование, вводятся новые специальности. За 5 лет конкурс на место возрастает до шести человек на место.
Училище снято с дотаций — кадры ведь больше не нужны
Но училище по-прежнему стоит на городской земле. А денег всегда мало и они точно не пахнут. Начинается строительство домов почти вплотную. Раньше это было не допустимо, но сейчас все в «равных условиях». Рядом с лицеем начинают строить городской коллектор. В один «прекрасный» момент, происходит авария на шахте коллектора. Происходит просадка грунта и производственный корпус получает серьёзные повреждения. в корпусе с мастерскими фундамент даёт трещину. Учить детей нельзя! Доказать тоже ничего нельзя, это ведь точно не диверсия! Это — случайность. 🙂
Но это дело совести.
Художники-ювелиры Наталья и Татьяна Тарасовы
М.Т.: Резюмируя, что можно сказать?
Н.Т.: Факт в том, что ювелирное производство — это высоко технологичный комплекс. Данные мастерские были оборудованы не только современным оборудованием, но и общеобменной вентиляцией, усиленным фундаментом (ограночный станок весит 200-300 кг), заземление, три фазы (мощности), разрешение на использование газовых балонов и пайки, высокие требования к технике безопасности. Такое здание надо строить специально, аналогов нет. Но учить детей надо. И училище объединяют с колледжем народных промыслов… Теперь это площадка номер 4 им. Фаберже.
Сказать, что это позор — ничего не сказать. На Родине одного из самых известных ювелиров мира, уничтожают ювелиров и ювелирное искусство по всей цепочке от обучения, до возможности самореализации.
М.Т.: В ювелирном искусстве есть имена, которые стоит не забывать. Авторы, за которыми произведениями которых гоняются коллекционеры. Сразу на вскидку кого из художников вспомнишь?
Н.Т.: Назову ленинградских и московских мастеров. Юта Паас-Александровна, Вера Поволоцкая, Рэмир Харитонов, Феликс и Ольга Кузнецовы, Геннадий Ленцов, Геннадий и Наталья Быковы, Владимир и Вера Наумовы, Михаил Маслеников, Татьяна Балтро, Вадим Антонов, Петровы.
Список лучше продолжить с помощью наших выдающихся искусствоведов Галины Габриэль, Ирины Перфильевой, Андрея Гилодо.
М.Т.: Да, раз уж вспомнили про искусствоведов, то надо сказать, что они нередко и коллекционеры. У Галины Николаевны чудесное собрание. А как вообще с коллекционированием произведений ювелирного искусства дела обстоят?
Н.Т.: Основные коллекции в музеях, у искусствоведов и у частных лиц.
М.Т.: А я напомню читателям про круглый стол «Авторское ювелирное искусство», состоявшийся в музее-заповеднике «Царицыно» 28 марта 2022 года. Материалы размещены у нас в журнале. Кроме того, там же представлена видеозапись лекции Галины Николаевны Габриэль «Европейское авторское ювелирное искусство: основные этапы и векторы развития». Для тех, кто заинтересуется нашим сегодняшним разговором эти материалы могут оказаться полезными.
Н.Т.: Обязательно!
Художники вынуждены сами объединяться, не имея поддержки государства. … Художники вынуждены уходить от использования драгоценных металлов в своих произведениях
М.Т.: Напоследок вопрос: как насчёт художественной жизни у ювелиров?
Н.Т.: Художники вынуждены сами объединяться, не имея поддержки государства. В связи с изменением законодательства и усложнением работы с драгметаллами, музеи отказываются выставлять (условия хранения, экспонирования, охраны не все могут обеспечить — три линии защиты, сигнализация). Но есть и положительные примеры. Знакомая тебе Анна Терещенкова, автор и куратор проекта GOODWOOD, пробила возможность участия в музеях — Калининградский музей янтаря, Музей Востока, Царицыно, которые помогли реализовать проект на своих площадках. Художники вынуждены уходить от использования драгоценных металлов в своих произведениях в связи с ужесточением законодательства. Но использование нетрадиционных для ювелирного искусства материалов, таких как дерево, бумага, пластик, акрил, перья, рождает новые интересные проекты, о которых имеет смысл рассказать отдельно.
М.Т.: Расскажем, привлечём к продолжению коллег. И может быть увидим, что получится, если художники-ювелиры «вынуждены уходить от использования драгоценных металлов в своих произведениях»…
VI Всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства
_________________