Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), которое включает в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки.
Экспозиция «Мастер акварели. Жанр и пейзаж» является пятой монографической выставкой Иванова в Галерее и познакомит зрителей с акварельными сценами из итальянской жизни и пейзажами Италии.
Экспозиция представляет исторического живописца Иванова как мастера акварели, автора жанровых и пейзажных композиций.
Создание Ивановым первой жанровой композиции было связано с приездом в Рим в декабре 1838 года великого князя Александра Николаевича. Художники решили преподнести ему в подарок на Новый год свои рисунки, и именно тогда Иванов впервые решил обратиться к жанровой живописи и подарил великому князю акварель «Аве Мария» (Государственный Русский музей), эскиз которой представлен в зале. Открывают выставку две уникальные ранние акварельные работы Ивановна середины 1830-х годов, изображающие интерьер его мастерской в Риме на верхнем этаже палаццо Боргезе. На мольберте установлен эскиз картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857), начатый в 1836 году и ныне находящийся в собрании Русского музея. Жанровые композиции, созданные в 1839–1842 годах, были задуманы как подарки высочайшим особам в связи с их приездом в Рим. В экспозиции будут представлены акварели «Жених, выбирающий серьги для своей невесты» (1839) и листы, объединённые общей темой «Октябрьский праздник в Риме» (1842). Картины повседневного быта итальянцев оказались бесценным опытом для художника, в дальнейшем он использовал его в работе над знаменитым графическим циклом «Библейские эскизы».
Создавая жанровые сцены, Иванов открыл для себя возможности акварельной техники и обратился к пейзажу. Он пишет многочисленные виды, выезжая в окрестности Рима, а также на берег Неаполитанского залива. Акварельные пейзажи отличает разнообразие приёмов. Художник пишет мелкими мазочками, аккуратными цветовыми пятнами, работает широкими заливами краски, затёками тона в тон, сопоставляет на одном листе акварельные этюды-варианты, сделанные с разных точек и с различной степенью приближения. В тональных акварелях он прокладывает быстрые мазки одного тона, но разной интенсивности и минимальными средствами передаёт ощущение ослепительного солнца, при котором яркие краски итальянской природы смягчаются воздушной дымкой. Подлинные шедевры — работы «Терраса, обвитая виноградом», «На берегу Неаполитанского залива у Кастелламаре», «Море у берегов Неаполя» (все — вторая половина 1840-х – 1850-е).
Пейзажные акварели Иванова — это натурные этюды, в которых мастер решает типичные задачи пленэрной живописи. На фоне искусства его современников Иванов-акварелист оказывается новатором, далеко опередившим свою эпоху.
Работы, представленные на выставке, откроют новую, неожиданную грань в творчестве исторического живописца Александра Иванова — обращение к жанру и представят художника как выдающегося мастера акварели.
Кураторы
Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова
Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11
20 мая — 19 ноября 2023 г.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 15.05.2023
19 мая 2023 г.
Открытие выставки «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж»
- Крылова Маргарита Васильевна, куратор, хранитель музейных предметов отдела графики XVIII — начала XX века
- Шуманова Ирина Викторовна, заведующий отделом графики XVIII — начала XX века
- Карпова Татьяна Львовна, заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи
Иванов А.А. Жених, выбирающий серьги для своей невесты. 1839. ГТГ
- Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме у Понте Молле (перед началом танца). 1842. Этюд для одноимённой акварели. 1842. ГРМ
- Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу). 1842. Этюд-вариант. ГТГ
Иванов А.А. Мастерская А.А. Иванова в Риме. 1836-1837. ГТГ
Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме у Монте Тестаччо (народная сцена). 1842. Эскиз. ГТГ
- Иванов А.А. На берегу Неаполитанского залива у Кастелламаре. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Лодка в Анцио. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Рыбаки на побережье. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Рим близ Сан-Джованни ин Латерано. Конец 1830-х — начало 1840-х. ГТГ
- Иванов А.А. Итальянский пейзаж. Неттуно. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Горы. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Аве Мария (Ave Maria). 1838. ГРМ
- Иванов А.А. Пинии. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Рокка Синибальда. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Городская площадь. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Иванов А.А. Аричча. Понте Сан Рокко. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
- Михаил Тренихин у витрины с работами Александра Иванова
__________________
>>><<<