Александр Иванов — мастер

Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж

in Новости музеев 2301 views

Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель гра­фи­ческого наследия Алек­санд­ра Андреевича Иванова (1806–1858), кото­рое вклю­чает в се­бя более 700 са­мо­стоя­тель­ных лис­тов и око­ло 40 аль­бо­мов. Полнота собра­ния поз­во­ляет сфор­ми­ро­вать несколь­ко сме­няющих друг дру­га экспо­зиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки.

Экспозиция «Мастер акварели. Жанр и пейзаж» являет­ся пя­той мо­нографи­ческой выставкой Иванова в Галерее и познакомит зрителей с акварельными сценами из итальянской жизни и пейзажами Италии.

Иванов А.А. Море у берегов Неаполя. Вторая половина 1840-х – 1850-е. ГТГ
Иванов А.А. Море у берегов Неаполя. Вторая половина 1840-х – 1850-е. ГТГ

Экспозиция представляет исто­ри­чес­кого живописца Иванова как мастера акварели, автора жанровых и пейзажных композиций.

Создание Ивановым первой жанровой композиции было связано с приездом в Рим в декабре 1838 года великого князя Александра Николаевича. Ху­дож­ники решили препод­нести ему в подарок на Новый год свои рисунки, и именно тогда Иванов впервые решил обратиться к жанровой живописи и подарил великому князю аква­рель «Аве Мария» (Государственный Русский музей), эскиз которой пред­ставлен в зале. Открывают выставку две уникальные ранние аква­рельные работы Ивановна сере­дины 1830-х годов, изображающие интерьер его мастерской в Риме на верх­нем этаже палаццо Боргезе. На моль­берте установлен эскиз картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857), начатый в 1836 году и ныне находящийся в собрании Русского музея. Жанровые композиции, созданные в 1839–1842 годах, были задуманы как подарки высочайшим особам в связи с их приездом в Рим. В экспозиции будут представлены акварели «Жених, выбирающий серьги для своей невесты» (1839) и листы, объе­динённые общей темой «Октябрьский праздник в Риме» (1842). Картины повседневного быта итальянцев оказались бесценным опытом для ху­дож­ника, в дальнейшем он использовал его в работе над зна­менитым графическим циклом «Библейские эскизы».

Иванов А.А. Драпировка для фигуры ближайшего к Христу. Два рисунка. Вторая половина 1830-х – 1840-е. ГТГ
Иванов А.А. Драпировка для фигуры ближайшего к Христу. Два рисунка. Вторая половина 1830-х – 1840-е. ГТГ

Создавая жанровые сцены, Иванов открыл для себя возможности акварельной техники и обра­тился к пейзажу. Он пишет много­численные виды, выезжая в окрест­ности Рима, а также на берег Неаполитанского залива. Акварельные пейзажи отличает разнообразие приёмов. Худож­ник пишет мелкими мазочками, аккуратными цветовыми пятнами, работает широкими заливами краски, затёками тона в тон, сопоставляет на одном листе акварельные этюды-варианты, сделанные с разных точек и с различной степенью приближения. В тональных акварелях он прокладывает быстрые мазки одного тона, но разной интенсивности и мини­мальными средствами передаёт ощущение ослепительного солнца, при котором яркие краски итальянской природы смягчаются воздушной дымкой. Подлинные шедевры — работы «Терраса, обвитая виноградом», «На берегу Неаполитанского залива у Кастелламаре», «Море у берегов Неаполя» (все — вторая половина 1840-х – 1850-е).

А. А. Иванов. Жених, выбирающий серьги для своей невесты. 1839. ГТГ
Иванов А.А. Жених, выбирающий
серьги для своей невесты. 1839. ГТГ

Пейзажные акварели Иванова — это натурные этюды, в которых мастер решает типичные задачи пленэрной живописи. На фоне искусства его совре­менников Иванов-акварелист оказывается новатором, далеко опе­ре­дившим свою эпоху.

Работы, представленные на выставке, откроют новую, неожиданную грань в творчестве исто­рического живописца Александра Иванова — обращение к жанру и представят художника как выдающегося мастера акварели.

Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова

Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу). ГТГ
Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу). ГТГ

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11

20 мая — 19 ноября 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
15.05.2023


19 мая 2023 г.

Открытие выставки «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж»

Крылова Маргарита Васильевна,куратор, хранитель музейных предметов отдела графики XVIII-начала XX века Шуманова Ирина Викторовна, заведующий отделом графики XVIII-начала XX века Карпова Татьяна Львовна, заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи

  • Крылова Маргарита Васильевна, куратор, хранитель музейных предметов отдела графики XVIII — начала XX века
  • Шуманова Ирина Викторовна, заведующий отделом графики XVIII — начала XX века
  • Карпова Татьяна Львовна, заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи

Иванов А.А. Жених, выбирающий серьги для своей невесты. 1839. ГТГ

Иванов А.А. Жених, выбирающий серьги для своей невесты. 1839. ГТГ

  • Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме у Понте Молле (перед началом танца). 1842. Этюд для одноимённой акварели. 1842. ГРМ
  • Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу). 1842. Этюд-вариант. ГТГ

 

Иванов А.А. Мастерская А.А. Иванова в Риме. 1836-1837. ГТГ

Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме у Монте Тестаччо (народная сцена). 1842. Эскиз. ГТГ

Иванов А.А. Октябрьский праздник в Риме у Монте Тестаччо (народная сцена). 1842. Эскиз. ГТГ

  • Иванов А.А. На берегу Неаполитанского залива у Кастелламаре. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Лодка в Анцио. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Рыбаки на побережье. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Рим близ Сан-Джованни ин Латерано. Конец 1830-х — начало 1840-х. ГТГ
  • Иванов А.А. Итальянский пейзаж. Неттуно. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Горы. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Аве Мария (Ave Maria). 1838. ГРМ
  • Иванов А.А. Пинии. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Рокка Синибальда. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Городская площадь. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Иванов А.А. Аричча. Понте Сан Рокко. Вторая половина 1840-х — 1850-е. ГТГ
  • Михаил Тренихин у витрины с работами Александра Иванова

Александр Иванов - мастер акварели. Жанр и пейзаж

Александр Иванов. На пути к храму

Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова

__________________

>>><<<