На выставке представлены произведения из коллекции Эдди Наварро (1925–2003) – фотографа, путешественника и коллекционера. В 1950-х он совершил несколько поездок в страны Тропической Африки, во время которых собрал уникальную коллекцию предметов африканского искусства. Сегодня собрание хранится в Фонде развития просветительских инициатив В.Д. Поленова.
Ярославский художественный музей
Фонд развития просветительских инициатив В. Д. Поленова
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова
Коллекция из собрания Фонда развития просветительских инициатив В. Д. Поленова
В экспозицию вошли маски, скульптура и бытовые предметы первой половины 20 века из стран Центральной и Западной Африки: Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара, Нигерии, Мали, Демократической Республики Конго, Камеруна и др. Живущие здесь народы (йоруба, догоны, мосси, сенуфо, бауле, луба, акан, бамана и др.) создали свой пластический язык, который не теряет своих основных черт до настоящего времени. В большинстве случаев для изготовления скульптур и ритуальных масок используется дерево. Этот материал недолговечен, поэтому так ценится умение африканского мастера создавать вещи не только выразительные, но и узнаваемые, соответствующие традициям.
Произведения африканского искусства не только выражают представления о красоте, они составляют неотъемлемую часть верований, связывают человека с потусторонним миром.
Формы африканских ритуальных масок, представленных в экспозиции, разнообразны – от вполне натуралистичных до почти фантастических, зооморфных, сочетающих в себе черты человека и животного. Подобные маски участвуют в церемониях вызова дождя, в обрядах начала посадки и сбора урожая, в ритуалах инициации (переход в новую возрастную и социальную категорию), в знахарских манипуляциях, в похоронах, обрядах тайных обществ, направленных, в том числе, на сохранения общественного порядка. Во всех этих действах главную роль играют духи предков — умершие сородичи, обретшие сверхъестественное могущество.
С культом предков у африканских народов была связана необходимость сохранять их останки. Их помещали в специальные короба, увенчанные фигурками, охраняющими их от злых духов. Некоторые из таких наверший представлены на выставке.
Деревянная скульптура изображает людей, прорицателей, богов и духов. Среди них – нкиси – ритуальные фигуры, в которые заключен дух, и нкиси-нконди, вся поверхность которых покрыта гвоздями. Вбивая гвоздь, жрец заставлял дух, живущий в фигуре, действовать.
Отдельная тема на выставке – скульптуры, изображающие женщину с ребенком. В теме материнства, к которой обращаются многие африканские народы, отразилось представление о важности женщины в жизни рода, о том, что ее способность давать жизнь делает женщину подобной божеству.
Из предметов «бытового» назначения стоит отметить украшенную резьбой амбарную дверь-оберег с изображением сакральных для народа догон змей и крокодилов.
Европейцы открыли для себя африканское искусство в 16 столетии С конца 19 века поступление в Европу деревянной пластики стало массовым явлением. Скульптура и маски из Африки произвели огромное впечатление на художников начала XX столетия: Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Андре Дерена. В это время были опубликованы работы об африканском искусстве, доказывавшие его не только этнографическое, но и высокое эстетическое значение.
Сегодня традиционное африканское искусство во многом остается загадочным, и в по-прежнему экзотическим. Оно неизменно привлекает своей особенной пластикой, феноменальной выразительной силой и энергетикой.
Куратор – Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора ЯХМ
Ярославский художественный музей
Ярославль, Советская пл., 2
(Музей зарубежного искусства)
24 марта — 12 ноября 2023 г.
Марина Полывяная Ярославский художественный музей 20.03.2023
_________________
>>><<<