Музей русского импрессионизма 8 июня 2023 г. откроет выставку «Выбор Добычиной» об одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В созданном ей Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Экспозиция представит Надежду Добычину в двух главных профессиональных ролях: коллекционера и устроительницы выставок.
«Художественное бюро Н.Е. Добычиной» на протяжении почти десяти лет было главной независимой площадкой в Санкт-Петербурге, где художники-новаторы могли выставлять свои работы, а коллекционеры — приобретать произведения современных мастеров. Выступая одновременно и как галерист, и как куратор, Надежда Евсеевна дала возможность Марку Шагалу, Юрию Анненкову и другим ещё не признанным на тот момент авторам впервые широко представить свое творчество столичной публике.
- Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
- Фальк Роберт. Старая Руза. 1913. Холст, масло. Собрание Государственного Русского музея
- Альтман Натан. Пейзаж. 1910. Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
- Головин Александр. Портрет Н.Е. Добычиной. 1920. Холст, темпера. Государственный Русский музей
- Машков Илья. Натюрморт. 1915 (_). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
- Маневич Абрам. Париж. В парке Монсури. 1910-е. Государственный Русский музей
- Шагал Марк. Аптека в Витебске, 1914. Частное собрание, Москва
- Кустодиев Борис. Финский букет, 1917. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
- Писахов Степан. Парусники у рыбной пристани. 1912. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Экспозиция «Выбор Добычиной» познакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от «Постоянной выставки современного искусства» с работами мирискусников и авангардистов до персональной экспозиции Николая Кульбина — художника и теоретика авангарда, близкого друга Добычиной. Участниками выставок бюро в разное время были Натан Альтман, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Розанова, Ян Ционглинский и другие.
Посетители также увидят работы из личной коллекции Надежды Добычиной: живопись и графику ведущих мастеров начала XX века, среди которых Александр Бенуа, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, а также произведения менее известных авторов: Валентины Ходасевич, Виктора Замирайло, Юрия Черкесова и других.
- Кульбин Николай. Красная карусель. 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург
- Удальцова Надежда. Молоток и кружка. 1915. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
- Фальк Роберт. Пейзаж со свиньями, 1912. Смоленский государственный музей-заповедник
- Черкесов Юрий. Охота на слонов, 1920. Частное собрание
- Ционглинский Ян. Портрет И. Гофмана, 1912. Российский национальный музей музыки, Москва
- Бакст Лев. Портрет Д. В. Философова. 1897. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала
Продолжение экспозиции на третьем этаже музея будет посвящено проектам Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Первая мировая война, а впоследствии две революции вносили коррективы в выставочные планы. Архивные документы, газетные вырезки, личная переписка художников дали возможность восстановить тематику и состав участников нереализованных выставок: показов персидского и японского искусства, выставки мастеров русской провинции, персональных экспозиций Льва Бакста, Сергея Судейкина, Василия Шухаева и Николая Рериха. Этот раздел выставки позволит представить, что могли увидеть гости таких «неслучившихся» проектов.
Выставка станет первым масштабным исследованием, посвященным фигуре Надежды Добычиной и её влиянию на русскую культуру начала XX века. Составить представление о деятельности галеристки помогут произведения из более чем 40 собраний: частных коллекций, российских и зарубежных музеев. В их числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Приморская государственная картинная галерея, Национальная картинная галерея Армении, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева и другие.
Ряд произведений будут сопровождать тактильные станции с объёмными макетами картин и дополнительными элементами, дающими представление о фактуре живописи. Прочувствовать настроение работ помогут ароматы, созданные парфюмерами бренда NŌSE Perfumes по мотивам четырёх картин Наталии Гончаровой, Ильи Машкова, Роберта Фалька и Ольги Розановой. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых.
В каталог выставки войдут статьи куратора Анны Скляревской и искусствоведов Натальи Мюррей и Наталии Семёновой, посвященные Надежде Добычиной и её личной коллекции искусства, деятельности Художественного бюро и устройству художественного рынка в России 1900–1910-х годов.
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка «Выбор Добычиной»
8 июня 2023 г. – 24 сентября 2023 г.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 4.05.2023
ДОБЫЧИНА (урожд. Фишман) Надежда Евсеевна
28 октября (д ноября) 1884, Орёл -1 февраля 1950? Москва
Владелица Художественного бюро Н.Е. Добычиной (1911-1919) в Петербурге. Одна из первых профессиональных организаторов выставок в России
В 1903-1909 училась на курсах П.Ф. Лесгафта, где познакомилась с художником и военным медиком Н.И. Кульбиным, читавшим лекции по биологии. Это знакомство определило круг её интересов (она стала секретарём выставок объединений «Треугольник» и «Импрессионисты») и повлияло на решение основать (на средства от полученного мужем юристом П.П. Добычиным, наследства) галерею — «Художественное бюро Н.Е. Добычиной».
Открытое 28 октября 1911 года, в день её рождения, Художественное бюро ставило своей целью «живое посредничество между художниками и публикой по сбыту произведений искусства и исполнению всевозможных художественных работ, как то: картины, декорации, костюмы, предметы прикладного искусства, художественное устройство квартирной обстановки и пр.; оказание содействия по выбору и постановке театральных пьес, устройству концертов, оперных спектаклей, музыкально-литературных вечеров и т.п.; сообщение справок по различным вопросам искусства» (Д. Северюхин. С.246). Первоначально бюро располагалось на Дивенской улице, 9, квартира 3 на Петербургской (ныне Петроградской) стороне; с октября 1913 по апрель 1914 — в квартире на набережной Мойки, 63, где Добычина начала устраивать периодически обновляемую «Постоянно выставку современного искусства» (первая выставка собрала 78 участников – от мирискусников до В.В. Кандинского и Кульбина), а также временные групповые и персональные выставки-продажи. В сентябре бюро расположилось в Шести больших комнатах десятикомнатной квартиры, арендуемой Добычиными на втором этаже дома Адомини (Марсово поле, 7/набережная Мойки, 1; в этом доме жили В.В. Каменский, Б.Д. Григорьев, писатель Л.Н. Андреев; в подвале дома с 1915 по 1918 размещалось театральное кабаре «Привал странников».
За семь лет существования бюро провело более тридцати выставок (не считая «Постоянной выставки»), в которых приняло участие около трёхсот художников разных направлений. Пресса называла бюро «художественным магазином европейского типа» (АД. Бенуа), подчёркивая чисто коммерческий характер предприятия (издание платных каталогов, платный вход).
Весной 1914 в бюро прошла ретроспектива Н.С. Гончаровой, устроенная ранее в Художественном салоне К.И. Михайловой в Москве. По требованию цензуры из экспозиции было удалено двенадцать картин за «оскорбление религиозного чувства». Скандальный успех имела открытая в декабре 1915 «Последняя футуристическая выставка «0,10»», ставшая самым крупным выступлением авангардного искусства в Петрограде. Ей предшествовала практически не освещавшаяся в прессе «Выставка картин левых течений» (12 апреля — 9 мая 1915). В 1913 Добычина провела «Выставку художественной светописи» фотографа М.А. Шерлинга, ставшую одной из первых фотографических выставок в России.
Наибольшую известность бюро принесли две выставки «Современная русская живопись» (апрель 1916; ноябрь-январь 1917). На первой экспонировались шестьдесят две работы М.З. Шагала из «витебской серии»; на второй – его же четыре полотна «Жене» и шестьдесят девять рисунков.
В июне-июле 1918 в бюро прошла посмертная выставка Кульбина, а по её окончании — «Выставка современной живописи и рисунка» (с участием Н.И. Альтмана, Ю.П. Анненкова, В.В. Баранова-Россине, Л.С. Поповой, И.А. Пуни, В.В. Козлинского, Н.А. Удальцовой, Шагала, Д.П. Штеренберга, А.А. Экстер). Деятельность бюро завершилась выставкой «Русский пейзаж» (8 декабря 1918 — 8 января 1919), в которой приняли участие Альтман, Козлинский, Пуни.
Цитирование по
Ракитин В. И., Сарабьянов А. Д. Энциклопедия русского авангарда. 2013
Фотоотчёт
Изображения Музея русского импрессионизма 25 мая 2023
Фотоотчёт об открытии выставки «Выбор Добычиной»
7 июня 2023 г.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова и куратор выставки Анна Скляревская
Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма
Анна Скляревская, куратор выставки
- Александр Головин. Портрет Н.Е. Добычиной. 1920. Холст, темпера. Государственный Русский музей
- Константин Сомов Портрет Н.Е. Добычиной, 1921. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
- Николай Бенуа. Портрет Надежды Добычиной. До 1924. Частное собрание
- Борис Кустодиев. Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. Этюд для неосуществлённой картины «Групповой портрет художников «Мира искусства». 1920. Частное собрание, Санкт-Петербург. Вхождение работы в коллекцию Добычиной остаётся под сомнением
- Вадим Фалилеев. Ветер. 1905. ГМИИ им. Пушкина
- Владимир Баранов-Россине. Цветовая композиция. 1920. Вольский краеведческий музей. Участие работы в выставке Бюро Добычиной остаётся под сомнением
- Пётр Нерадовский. Портрет графини Любови Комаровской. 1908. Ярославский художественный музей
- Гончарова Наталия. Бабы с граблями. 1909. Серпуховский историко-художественный музей
- Наталия Гончарова. Стрижка овец. 1908-1909. Серпуховский историко-художественный музей
- Розанова Ольга. Пивная. 1914. Холст, масло. Собрание Костромского государственного объединенного художественного музея
- Пётр Кончаловский. Сан Джиминиано. 1912. Государственный русский музей
- Марк Шагал. Портрет брата Давида с мандолиной. 1914. Приморская картинная галерея, Владивосток
Наталия Гончарова. Богоматерь на престоле с предстоящими. 1910. ГТГ
- Ян Ционглинский. Автопортрет. Конец 1890-х. ГРМ
- Василий Денисов. Египтянка. 1912. Вольский краеведческий музей
- Ционглинский Ян. Портрет И. Гофмана, 1912. Российский национальный музей музыки, Москва
- Пётр Кончаловский. Портрет Константина Рауша, барона фот Траубенберга. 1911. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Борис Кустодиев. Ночное. 1917. Новгородский государственных объединённый музей-заповедник
- Юрий Анненков. Мечты провинциала (Боровичи). 1912. ГТГ
- Илья Машков. Розы. 1914. ГТГ
- Адольф Мильман. Пейзаж с мостом. 1910-е. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. Участие в выставке Бюро Добычиной остаётся под сомнением
- Илья Машков. Кипарис у соборной стены. Италия. 1913. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Фальк Роберт. Старая Руза. 1913. Холст, масло. Собрание Государственного Русского музея
- Удальцова Надежда. Молоток и кружка. 1915. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
- Машков Илья. Натюрморт. 1915 (_). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
- Ян Ционглинский. Пустыня. 1910. ГТГ
- Степан Писахов. Осень на Белом море. Море стынет. 1908-1913. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
- Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
- Ходасевич Валентина. Портрет К.И. Евсеева. 1916. Холст, масло. Государственный Русский музей
- Василий Пурвит. Ревельская бухта. 1900-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Участие в выставке Бюро Добычиной остаётся под сомнением
- Виктор Замирайло. Эскиз иллюстрации к поэме Михаила Лермонтова «Демон». 1919. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Александр Бенуа. Сцена с марокканским принцем. Эскиз декорации к драме Уильяма Шекспира «Венецианский купец». 1920. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Илья Машков. Натюрморт с георгинами и фруктами. 1915-1916. Тверская областная картинная галерея
- Борис Кустодиев. Финский букет. 1917. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
- Пётр Кончаловский. Натюрморт. Книги. 1916. Тульское музейное объединение
- Игорь Грабарь. Рябинка. 1915. ГТГ
- Кульбин Николай. Красная карусель. 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург
- Вадим Фалилеев. Перелёт. 1909. ГМИИ им. Пушкина
- Лев Бакст. Улица в дождь. Франция. 1893(?) ГРМ
- Бенуа Александр. Эскиз декорации к драме А.С. Пушкина Пир во время чумы. 1914. Государственный Русский музей
- Николай Кульбин. Солнечная ванна. 1916. ГТГ
- Александр Гауш. Китайская ваза. 1915-1916. ГТГ
- Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот в Москве. 1917. Нижегородский государственный художественный музей
Михаил Тренихин, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция», кандидат искусствоведения
- Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
- Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
Елена (неоценимая помощь в подготовке материала)
- Александра Герасимова, искусствовед, кандидат искусствоведения
- Андрей Лобанов (фото А. Сидельников)
_________________
>>><<<