Летом 2023 г. откроется выставка «Выбор Добычиной» об одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В созданном ей Художественном бюро в 1910-е годы состоялась «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Малевича. Также благодаря её поддержке ряд художников-новаторов, в том числе Марк Шагал и Василий Кандинский, смогли представить свои работы столичной публике.
- Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
- Фальк Роберт. Старая Руза. 1913. Холст, масло. Собрание Государственного Русского музея

- Альтман Натан. Пейзаж. 1910. Картон, масло. Собрание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
- Головин Александр. Портрет Н.Е. Добычиной. 1920. Холст, темпера. Собрание Государственного Русского музея.

Благодаря поддержке Надежды Евсеевны ряд художников-новаторов, в том числе Марк Шагал и Василий Кандинский, смогли впервые широко представить свои работы столичной публике. Кроме того, она сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других мастеров начала XX века.
Выставка «Выбор Добычиной» расскажет о значении фигуры Надежды Евсеевны для русской культуры и станет одним из первых больших исследований ее деятельности. В состав экспозиции войдут как произведения из личного собрания Добычиной, так и работы, показанные на выставках в Художественном бюро, которые сегодня хранятся в государственных музеях и частных собраниях.
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка «Выбор Добычиной»
8 июня 2023 г. – 24 сентября 2023 г.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 23.11.2022
ДОБЫЧИНА (урожд. Фишман) Надежда Евсеевна
28 октября (д ноября) 1884, Орёл -1 февраля 1950? Москва
Владелица Художественного бюро Н.Е. Добычиной (1911-1919) в Петербурге. Одна из первых профессиональных организаторов выставок в России
В 1903-1909 училась на курсах П.Ф. Лесгафта, где познакомилась с художником и военным медиком Н.И. Кульбиным, читавшим лекции по биологии. Это знакомство определило круг её интересов (она стала секретарём выставок объединений «Треугольник» и «Импрессионисты») и повлияло на решение основать (на средства от полученного мужем юристом П.П. Добычиным, наследства) галерею — «Художественное бюро Н.Е. Добычиной».
Открытое 28 октября 1911 года, в день её рождения, Художественное бюро ставило своей целью «живое посредничество между художниками и публикой по сбыту произведений искусства и исполнению всевозможных художественных работ, как то: картины, декорации, костюмы, предметы прикладного искусства, художественное устройство квартирной обстановки и пр.; оказание содействия по выбору и постановке театральных пьес, устройству концертов, оперных спектаклей, музыкально-литературных вечеров и т.п.; сообщение справок по различным вопросам искусства» (Д. Северюхин. С.246). Первоначально бюро располагалось на Дивенской улице, 9, квартира 3 на Петербургской (ныне Петроградской) стороне; с октября 1913 по апрель 1914 — в квартире на набережной Мойки, 63, где Добычина начала устраивать периодически обновляемую «Постоянно выставку современного искусства» (первая выставка собрала 78 участников – от мирискусников до В.В. Кандинского и Кульбина), а также временные групповые и персональные выставки-продажи. В сентябре бюро расположилось в Шести больших комнатах десятикомнатной квартиры, арендуемой Добычиными на втором этаже дома Адомини (Марсово поле, 7/набережная Мойки, 1; в этом доме жили В.В. Каменский, Б.Д. Григорьев, писатель Л.Н. Андреев; в подвале дома с 1915 по 1918 размещалось театральное кабаре «Привал странников».
За семь лет существования бюро провело более тридцати выставок (не считая «Постоянной выставки»), в которых приняло участие около трёхсот художников разных направлений. Пресса называла бюро «художественным магазином европейского типа» (АД. Бенуа), подчёркивая чисто коммерческий характер предприятия (издание платных каталогов, платный вход).
Весной 1914 в бюро прошла ретроспектива Н.С. Гончаровой, устроенная ранее в Художественном салоне К.И. Михайловой в Москве. По требованию цензуры из экспозиции было удалено двенадцать картин за «оскорбление религиозного чувства». Скандальный успех имела открытая в декабре 1915 «Последняя футуристическая выставка «0,10»», ставшая самым крупным выступлением авангардного искусства в Петрограде. Ей предшествовала практически не освещавшаяся в прессе «Выставка картин левых течений» (12 апреля — 9 мая 1915). В 1913 Добычина провела «Выставку художественной светописи» фотографа М.А. Шерлинга, ставшую одной из первых фотографических выставок в России.

Наибольшую известность бюро принесли две выставки «Современная русская живопись» (апрель 1916; ноябрь-январь 1917). На первой экспонировались шестьдесят две работы М.З. Шагала из «витебской серии»; на второй – его же четыре полотна «Жене» и шестьдесят девять рисунков.

В июне-июле 1918 в бюро прошла посмертная выставка Кульбина, а по её окончании — «Выставка современной живописи и рисунка» (с участием Н.И. Альтмана, Ю.П. Анненкова, В.В. Баранова-Россине, Л.С. Поповой, И.А. Пуни, В.В. Козлинского, Н.А. Удальцовой, Шагала, Д.П. Штеренберга, А.А. Экстер). Деятельность бюро завершилась выставкой «Русский пейзаж» (8 декабря 1918 — 8 января 1919), в которой приняли участие Альтман, Козлинский, Пуни.
Цитирование по
Ракитин В. И., Сарабьянов А. Д. Энциклопедия русского авангарда. 2013
_________________
>>><<<