Открылась выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма
Выставку открыла Генеральный директор «Музея русского импрессионизма» Юлия Петрова. Она отметила, что среди работ, выданных Пушкинским музеем[1], находятся две вещи, чрезвычайно для неё важные. Это две работы Эжена Каррьера, художника, которого она изучает порядка двадцати лет, и о котором она написала диссертацию[2]. И, конечно, не ожидала, что однажды именно в Музее русского импрессионизма появится возможность показать Эжена Каррьера, хотя попытки предпринимались.
Заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе Илья Доронченков, приглашённый на открытие отметил, что у него, два взгляда на открывающуюся выставку, потому что, с одной стороны, он присутствует как должностное лицо, ведь ГМИИ им. А.С. Пушкина не только предоставил произведения, но и впервые стал официальным партнёром выставки для Музея русского импрессионизма. А с другой стороны, он здесь всё же не в роли официального лица, а как исследователь, всю жизнь занимающийся восприятием зарубежного искусства. В т.ч. восприятием зарубежного искусства русскими, молодыми, которые поехали за рубеж смотреть, учиться, жить. И этот взгляд очень интересен именно в профессиональном отношении.
«Некоторое время назад задался вопросом: вот они туда ехали, как пенсионеры (прим. ред. — получающие содержание). Но немного понимание сузили, взяли тех, кто получал пенсионерскую стипендию. А как они там жили? Вот представьте себе, друзья, что Вы – молодой человек. Вам двадцать с чем-то лет. Вы приезжаете на стипендию в Париж в шестидесятые—семидесятые годы XIX века. Это османовский Париж, только строятся большие бульвары, импрессионисты выставляют свои картины… Вам нравится? Вам хорошо? Вам хочется туда? Мне хочется. Но, когда я начал читать письма этих людей, – того же Перова. Вы его не взяли, но взяли Репина и Поленова, и они говорят: «А можно мы уедем?». И Перов реально уехал. Он пишет письмо в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (а я поставил себя на место профессора, который читает это письмо). «Я ходил по балаганам, ярмаркам и рынкам». Так, минуточку, тебя послали на стипендию в Париж картины писать. Что ты делаешь? Почему ходишь по балаганам, ярмаркам и рынкам? А он ищет типичных людей в типичных обстоятельствах. И находит. И написал-таки! (Мы покажем весной перовскую вещь из Парижа. Музей русского импрессионизма у нас перехватил репинскую, кстати говоря… Молодцы!). А всё почему? А потому, что он не знает французского языка. Он может только смотреть. Репин худо-бедно знал. Поленов был дворянином и знал несколько языков. Васнецов тоже приехал вместе с Репиным, не как пенсионер, он тоже не знал французского, мог три слова сказать. Он жил в пригороде, нуждался, побирался у Крамского. И написал, может быть, самую интересную свою картину «Балаган в окрестностях Парижа». Что с этими людьми происходило, какие они были? Вы смотрите на вещи и думаете: он в Италии, или он в Париже… им хорошо… Нет! Это был культурный шок, разрыв шаблонов! Каждый из них переформатируется, попав в Европу. Но для каждого из них это вызов. И про ситуацию более позднюю расскажу.
Ты окончил Академию Художеств, получил стипендию, поехал в Европу. Причём, Академия ещё переживала кого куда послать. Жанристов во Францию, историков – в Италию. Потом во Францию решили вообще не посылать: вредно очень для нравственности. А в девяностые годы развернулась бурная дискуссия о том, что молодёжь поехала сама. Обменные курсы хорошие, жизнь в Европе дешёвая… и народ просто ломанулся! К тому же Эжену Каррьеру в его студию – учиться. И вот Стасов, защитник реализма, подначивает Антокольского, нашего крупного скульптора, написать статью: «А вот не надо, скитальческий дух какой-то у нашей молодёжи проснулся, не надо, не надо ездить – испортите свой вкус, свою мораль». И выступил Илья Ефимович Репин, и сказал: «Ребята! Расслабьтесь! Молодёжь всё равно поедет за границу. Вы можете стоять на границах, делать страшные рожи… Они поедут за знанием, за опытом, мы их недостаточно учим». И вот эта история, как Перов приезжает без языка, всё время задерживают стипендию, и он бежит из Европы. Или, когда наша молодёжь просто поехала, часть этой молодёжи, например – Кандинский. И частью этой истории является эта выставка. Мы смотри на хорошие картины. На имена. Очень много музеев, которые поучаствовали. А за этим, на самом деле – вечная коллизия нашей культуры: вот есть они (Европа), вот есть мы… а что с этим делать? И вот что с этим делать – можно посмотреть на выставке!».
Благодарим Марию Григорьеву, PR-директора Музея русского импрессионизма, за приглашение на открытие выставки!
[1] ГМИИ им. А.С. Пушкина – прим. ред.
[2] Петрова Юлия Владимировна. Личность и творчество Эжена Каррьера в контексте художественной и общественно-политической жизни Франции конца XIX – первой трети XX века : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Петрова Юлия Владимировна; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ]. – Москва, 2017. – 223 с. : ил.
Материал подготовил Михаил Тренихин Фото Андрей Соловьёв и пресс-служба Музея русского импрессионизма
Пресс-релиз
С февраля по май Музей русского импрессионизма представит выставку «Отличники» о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Начинающие амбициозные художники на рубеже XIX – XX веков отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития русского искусства. Этот переломный момент можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до живописных экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.
- Василий Поленов. Белая лошадка, Нормандия. 1874. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова Vasily Polenov. White Horse, Normandy. 1874. V.D. Polenov State Memorial Historical, Artistic and Natural Museum-Reserve
- Илья Репин. Лошадь для сбора камней в Вёле. 1874. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева Ilya Repin. Horse for Collecting Stones in Veules. 1874. A.N. Radischev Saratov State Art Museum
Упоминание зарубежных путешествий «для усовершенствования в искусстве» часто встречается в биографиях известных художников. Выставка станет одним из первых крупных исследований, посвящённых пенсионерским поездкам 1870 – 1910-х годов, их влиянию на формирование стиля отдельных живописцев и на эволюцию традиций отечественной художественной школы.
Разнообразие модернистских течений Европы конца XIX века давало молодым художникам новые ориентиры. Так академические сюжеты Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского с античными руинами и морскими видами сменяются пленэрной живописью Василия Поленова и Ильи Репина. После реформы Академии художеств в 1893 году, значительно упростившей отчетность по пенсионерским поездкам, живописцы нового поколения – Ефим Чепцов и Михаил Демьянов – запечатлевают повседневную жизнь простых европейцев, обращаясь как к опыту передвижников, так и к смелой манере Винсента Ван Гога.
- Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея Henryk Siemiradzki. The Road from Rome to Albano. Etude. 1873 (?). Tver Regional Art Gallery
- Илья Репин. Украинка. 1875. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ilya Repin. Ukrainian. 1875. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
Для многих пенсионеров образовательные турне становятся периодом активных творческих исканий. Например, Борис Кустодиев предстанет перед посетителями с нетривиальными сюжетами – на пути к формированию своей узнаваемой манеры мастер много времени проводит в парижском Лувре, копирует в мадридском Прадо, делает зарисовки в городских кабаре и пишет этюды в Булонском лесу.
В экспозиции будут представлены как известные мастера, так и художники, для которых проведенное за границей время стало наиболее ярким этапом в творчестве. Посетители увидят полотна Николая Ге, Константина Горбатова, Исаака Бродского, Михаила Демьянова, Александра Яковлева, Василия Шухаева и других живописцев из федеральных и региональных музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, а также частных коллекций.
- Борис Кустодиев. В Булонском лесу. 1904. Калужский музей изобразительных искусств Boris Kustodiev. In the Bois de Boulogne. 1904. Kaluga Museum of Fine Arts>
- Константин Горбатов. Кьоджа. 1910-е. Государственный Русский музей Konstantin Gorbatov. Chioggia. 1910s. State Russian Museum
- Виржиль Нарцисс Диас де ла Пенья. Мельница на берегу реки. XIX век. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Virgil Narcisse Diaz de la Peña. Mill on the River Bank. 19th century. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
- Адольф фон Менцель. Странствующий цирк (Погонщики верблюдов в Партенкирхене). 1884. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Adolf von Menzel. Travelling Circus (Camel Drivers in Partenkirchen). 1884. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
- Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных. 1880–1881 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Pascal Dagnan-Bouveret. Blessing of the Young Couple before Marriage. 1880–1881. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
- Антуан Воллон. Натюрморт. Вторая половина XIX века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Antoine Vollon. Still-life. Second half of the 19th century. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
- Гастон Ла Туш. Ночной праздник на воде. 1896. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Gaston La Touche. Night Party on Water. 1896. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
- Франц фон Штук. Посмертная маска Бетховена. 1896–1905. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Franz von Stuck. Beethoven’s Death Mask. 1896–1905. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
- Камиль Коро. Колокольня в Аржантейе (Дорога к церкви). 1855–1860-е. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Camille Corot. Bell Tower in Argenteuil (Road to the Church). 1855–1860s. A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts
Выставка станет первым художественным проектом в России, столь масштабно адаптированным для слабовидящих и незрячих гостей. Традиционно к избранным произведениям будут представлены тактильные копии. Семь макетов, созданных при поддержке партнера инклюзивной программы Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд», по окончании проекта дополнят постоянные экспозиции региональных музеев. Составить полноценное впечатление о работах помогут ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.
В каталог выставки войдут статьи куратора Ольги Юркиной об истории пенсионерских поездок русских художников и кандидата искусствоведения Анны Познанской о европейской культуре XIX века.
Спецпроект на третьем этаже музея покажет работы европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах и академических отчетах русских живописцев о зарубежных поездках. В экспозиции будут представлены произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штука и других художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Работы одних из них, например, пейзажи Шарля Франсуа Добиньи, восхищали и вдохновляли русских художников, других — не производили сильного впечатления или вовсе оставляли равнодушными. Однако собранные вместе полотна барбизонцев, натуралистов, реалистов и символистов позволят понять, в какой эстетической среде творили художники-пенсионеры на рубеже XIX–XX века.
Отказавшись от академической традиции, европейские художники погрузились в мир новых тем и образов. Скромные пейзажные мотивы и интерес к пограничным природным состояниям представителей барбизонской школы во многом предвосхитили поиски импрессионистов. А сюжеты из жизни простого народа и герои, запечатленные за своими повседневными занятиями, были созвучны с творчеством передвижников.
Куратор выставки – Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка «Отличники»
9 февраля 2023 г. — 21 мая 2023 г.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 17.01.2023
Пресс-релиз
С февраля по май 2023 г. Музей русского импрессионизма представит выставку «Отличники» о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Начинающие амбициозные художники на рубеже XIX – XX веков отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития русского искусства. Этот переломный период можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до импрессионистических экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.
В экспозиции будут представлены как известные мастера, так и художники, для которых проведенное за границей время стало наиболее ярким этапом в творчестве. Посетители увидят полотна Бориса Кустодиева, Исаака Бродского, Михаила Демьянова, Александра Яковлева, Василия Шухаева и других живописцев из частных коллекций и федеральных и региональных музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
- Александр Савинов. Балкон, увитый цветами. Рим. 1910. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. Alexander Savinov. Balcony Entwined with Flowers. Rome. 1910. I.I. Mashkov Volgograd Museum of Fine Arts
- Михаил Демьянов. На реке у белого моста. Конец XIX — начало XX века. Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина. Mikhail Demyanov. On a River by a White Bridge. Late 19th — early 20th century. S.N. Gorshin Khimki Art Gallery
Спецпроект на третьем этаже музея покажет работы европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах и воспоминаниях русских живописцев о зарубежных поездках. Произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штук и других художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина перенесут в творческую атмосферу европейских столиц рубежа XIX – XX веков.
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка «Отличники»
9 февраля 2023 г. — 21 мая 2023 г.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 23.11.2022
Подготовка выставки. Фотографии Музея русского импрессионизма 27.01.2023
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 27.01.2023
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка «Отличники»
9 февраля 2023 г. — 21 мая 2023 г.
От Манежа до Бульдозера: вехи становления неофициального искусства в СССР
_________________
>>><<<