Выставка «Отличники» Музей русского импрессионизма

in Музей 4156 views

Надо отметить, что Музею русского импрессионизма удаёт­ся прак­тически не­возмож­ное – стабильное создание качественных и интересных проектов. При этом Музей остаётся верен своей главной теме, главному временному периоду, с которым связана идея музея – концом XIX — началом ХХ веков. На выставке «Отличники» в фокусе внимания оказались «пенсионеры» (так называли тех, кто получал специальную пенсию от академий и университетов на дополнительное образование; в Академии Художеств это были пенсионные поездки за рубеж). Работы, которые видели за рубежом наши художники, обогащали их (или же нет). Надо сказать, что в проекте принимает беспрецедентное количество участников – более сорока музеев, галерей и частных собраний. И выставка реализована не просто при участии, но в партнёрстве с Государственным музеем изобразительных искусств.

Материал в некотором роде схож, и интересно прослеживать, как пенсионеры разных поколений изображали едва ли не одинаковые сюжеты. Это не только великолепные виды, история, но и зарисовки типажей. Итальянские женщины, особенно Юга Италии, со своеобразным костюмом, неизменно становились героинями художников совершенно разных поколений: от Ге до Кустодиева. В фокусе внимания невольно главным героем оказывается Илья Ефимович Репин, его произведений больше всего. Это и его эскизы и законченные произведения из пенсионерской поездки и более поздние, когда он уже будучи маститым художником, помогал и «окормлял» молодых мастеров, оказавшихся в поездках за рубежом.

Отличники Музей Русского импрессионизма

Хочется отметить роль застройки в организации тематики. Что поражает, спускаясь в экспозицию — вы замечаете просторный круглый зал, вокруг которого сгруппирована экспозиция. Дизайнерское бюро повторило принцип построенного Жаном-Батистом Валлен-Деламотом во времена императрицы Екатерины II здания. Этот круглый двор объединяет все искусства, не делая одни более важными, чем другие. И Вы словно путешествуете внутри Академии Художеств. И внутри сложных взаимоотношений художников между собой. Размышление. Одни считались перспективными, другие – ретроградными. И кураторы экспозиции, и те, кто деликатно разместил произведения и имена. Это, безусловно, Генрих Семирадский (особенно запомнившийся публике после недавней выставки в Третьяковской галерее), и уже упомянутый Илья Репин, Ге, Кустодиев.

Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея
Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея
  • Михаил Демьянов. Фламандская женщина. 1913. KGallery
  • Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы). 1913. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
Константин Вещилов. Рим, улица Систина. 1906. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Константин Вещилов. Рим, улица Систина. 1906. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Большой раздел связан с художниками начала XX века. Можно видеть отменные произведения Исаака Бродского. Отдельного внимания заслуживают рисунки, выполненные Яковлевым и Шухаевым во время их итальянской пенсионерской поездки. Но благодаря партнёрству с ГМИИ «пробрасывается мостик» к тем мастерам, чьи работы были для наших «пенсионеров» ориентиром. Со второй половины XIX века фокус внимания смещается и основные поездки были не в Италию, а в Париж. Он и оказывается в центре внимания. При этом необходимо отметить, что были и те, кто путешествовал через большое количество европейских стран. Так поступил Айвазовский со своими «триумфами», это сделал Кустодиев. Показана связь с произведениями художников Барбизонской школы, на которые смотрели наши мастера. Но смотрели и на мастеров романтического символизма, и символизма смутного, который очень вдохновлял не только наших живописцев, но и поэтов. Это – произведения Эжена Каррера.

Эжен Каррьер. Женщина, вынимающая занозу из пальца. 1890. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эжен Каррьер. Женщина, вынимающая занозу из пальца. 1890. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Василий Поленов. Белая лошадка, Нормандия. 1874. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова Vasily Polenov. White Horse, Normandy. 1874. V.D. Polenov State Memorial Historical, Artistic and Natural Museum-Reserve
  • Илья Репин. Лошадь для сбора камней в Вёле. 1874. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева Ilya Repin. Horse for Collecting Stones in Veules. 1874. A.N. Radischev Saratov State Art Museum

Музей русского импрессионизма создаёт крепкие проекты, инте­рес­ные публике, вокруг приблизительно одного времен­ного периода. И это каждый раз это важный и интересный поворот темы, который говорит не только об умении выбирать куратора, но и организовывать работу музея.

Отличники Музей Русского импрессионизма

Александра Герасимова (Стёпина)

Фото Андрей Соловьёв
и Пресс-служба Музея русского импрессионизма

 

Александра Герасимова и Михаил Тренихин
Александра Герасимова и Михаил Тренихин

 

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

Выставка «Отличники»

9 февраля 2023 г. — 21 мая 2023 г.

Юлия Петрова. Просто это сложно

Отличники Музей Русского импрессионизма

Генрих Семирадский. По примеру богов

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы