Подвиг народа государства Российского находит своё воплощение в работах художников-миниатюристов на всём протяжении существования советской лаковой миниатюры – с 20-х годов ХХ столетия и до распада СССР.
Подвиг народа в искусстве лаковой миниатюры ХХ века
Период художественного творчества, предшествовавший началу Великой Отечественной войны, характеризуется отражением в искусстве лаковой миниатюры военного и трудового подвига советского народа, где военный подвиг можно разделить на события, посвящённые:
- революционному движению;
- гражданской войне;
- военным действиям, предшествовавшим 1941 году (гражданская война в Испании 1936-1939 годов и советско-финская война 1939-1940 годов);
- Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.
Революционные события явились (как для страны в целом, так и для творцов советского искусства в частности) фактом жизни общества, не имевшим подобных аналогов в истории Российского государства и нашедшим своё отражение в том числе в культурных и творческих процессах, происходящих в обществе (литературе, живописи, деятельности и т.д.). Не стали исключением в этом ряду и художники-миниатюристы, воплотившие в своём творчестве произошедшие в стране изменения и их результаты. Лаковая миниатюра явилась детищем именного советского периода развития России (за исключением искусства миниатюристов Федоскино, возникшего еще в XVIII веке).
Тема революционного движения в лаковой миниатюре охватила различные направления общественных отношений советского государства. Лидирующее значение в произведениях миниатюристов было отведено роли большевиков и их лидеров – В.И. Ленину и его соратникам, а также прокатившимся по стране с начала ХХ столетия стачкам, митингам, маёвкам, борьбе рабочих на баррикадах, арестам и ссылкам революционеров и т.д.
Помимо отражения в произведениях самой революционной тематики художники-миниатюристы на протяжении всего периода советского творчества проводят исторические параллели между революционными событиями начала ХХ века и протестными настроениями XVII – XVIII веков. Тем самым они как бы показывают, что предпосылки к Великой Октябрьской социалистической революции складывались на протяжении веков в борьбе народа за свою свободу и независимость.
Не менее широко в миниатюре 20-30-х годов отражены события, посвящённые гражданской войне: они были представлены художниками в своих работах либо как повествование всего военного периода 1917-1922 годов, без относительно к месту событий,
либо посвящались отдельным крупным сражениям, проходившим в то время и имевших судьбоносное значение для страны.
Новым толчком в творчестве, посвящённого народному подвигу, стали годы, предшествовавшие Великой отечественной войне, в течение которых проходили военные действия на территории иных государств. Так, события гражданской войны в Испании и советско-финская война стали частыми темами художников-миниатюристов. В этих работах в первую очередь делался акцент на подвиге русского солдата, который самоотверженно выступал на защиту народа (борющегося за свою свободу), а также отодвигал время вхождения советского государства в войну с фашистской Германией, давая, тем самым, возможность стране подготовить свою оборонную мощь.
Но ещё за долго до указанных военных событий в произведениях художников-миниатюристов начинает прослеживаться холодное дыхание грядущей войны СССР с фашистской Европой. Таковой, например, является работа палехского художника-миниатюриста П. Баженова 1935 года. Из сюжета миниатюры, написанной художником ещё за 6 лет до начала Великой Отечественной войны зрителю становится понятно, что война становится неизбежной и агрессором в ней выступит фашизм во главе с гитлеровской Германией.
Закономерным в этот период становится и появление миниатюр, в которых художники проводят исторические параллели между столетиями, на протяжении которых весь народ России в трудные для страны времена в едином порыве встаёт на защиту своей Родины. Тематика таких произведений обширна и повествует о подвигах народа времён Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана Грозного и героев времени Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Петра первого и защитников Родины в Отечественной войне 1812 года.
В нашей стране, да и не только в нашей, в тот момент многим становится понятно, что СССР является государством, стоящим на страже мира и не желающим никому войны, в том числе и со своим участием. Но в то же время это совершенно не означает, что европейское сообщество было согласно с таким подходом советской России. Это отлично понимали и художники-миниатюристы Палеха, Мстёры, Хóлуя и Федоскино. Это отлично понимаем и мы, видя происходящие события на западных границах современной России.
С началом Великой Отечественной Войны патриотический подъём в народе ещё активнее начинает поддерживаться патриотической тематикой в произведениях миниатюристов. Работы художников становятся всё более хлёсткими и утверждают неотвратимость победы народов СССР в борьбе с фашистскими захватчиками.
Лаковая миниатюра теперь исполняется не только на предметах, имеющих значение в мирном быту, но и на изделиях, предназначенных в качестве подарков защитникам Отечества. К таковым произведениям искусства относятся, например, портсигары с написанными на них портретами великих русских полководцев и государственных деятелей.
Цель создания таких произведений – сохранение памяти о подвигах предков и укрепление веры в победу у бойцов Красной Армии.
- Михаил Дыдыкин. А.В. Суворов. Палех, 1940-е
- Николай Вакуров. М.И. Кутузов. Палех, 1940-е
Несмотря на суровое время предвоенного и военного периодов, художники-миниатюристы не оставляли без своего внимания работу над любимыми темами по мотивам сказок, песен, былин, литературных произведений и т.д. Всё прекрасное говорит нам о том, что жизнь не кончается, и мы всегда должны помнить, что после войны наступает мир. Кроме того, мирные темы в творчестве помогали художникам отвлечься от трагических событий, найти новый стимул для жизни и творчества, вселить в наших соотечественников через своё искусство надежду в неизбежность счастливой мирной жизни.
С наступлением победного 1945 года тема войны не ушла навсегда из нашей жизни. Военное противостояние между СССР и странами социалистического лагеря с одной стороны и капиталистическим западом с другой продолжилось на территории других государств, что также нашло своё отражение в тематике лаковой миниатюры, в которой художниками описываются события, проходившие в Северной Кореи, на Кубе, во Вьетнаме.
Агитационная тематика (революция, война, советский быт) отражалась в произведениях художников-миниатюристов на всём протяжении развития миниатюрной живописи в советской России, и не оставляла без внимания юбилейные годы, посвящённые тем или иных событиям, произошедшим в стране.
Но в этот период творчества были и свои особенности, которые внесли корректировки в советское агитационное искусство, в том числе и в искусство лаковой миниатюры. Так, после смерти И.В. Сталина в 1953 году и в частности после выступления Н.С. Хрущёва в 1956 году на XX съезде КПСС с секретным докладом о разоблачении культа личности, многие произведения, на которых изображался последний генералиссимус России и бесспорный лидер нации, подвергались переделке, где его заменяли другим персонажем[1] или даже безвозвратно «вымарывали». Сегодня найти работы в лаковой миниатюре с изображением И.В. Сталина, которые были выполнены после его смерти, и даже прижизненные, является большой удачей.
В довоенный и военный периоды в работах художников-миниатюристов изображался и трудовой подвиг народа, где основные события, нашедшие своё отражение в советской лаковой миниатюре, посвящались:
- экспедиционной деятельности, ярким примером которой являются героическая операция по спасению челюскинцев в 1934 года и героический дрейф на разрушающейся льдине в Арктике героев – Папанинцев в 1937-1938 годов, а также ставшие легендой беспосадочные перелёты в 1936 и 1937 годов Валерия Чкалова со своими экипажами;
- деятельности по индустриализации страны в целях наращивания промышленного потенциала СССР, а также новаторское движение на производстве, классическим примером которого явился в 1935 году Алексей Стаханов и последовавшее затем «стахановское движение», которое в дальнейшем трансформировалось в социалистическое соревнование;
- деятельности по развитию аграрного сектора путём создания колхозов и совхозов, а также борьбы за урожай; созданию машинно-тракторных станций; проектированию и строительству Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и т.п.;
- деятельности по организации детей и молодёжи, направленной на воспитание активной позиции в общественно-политической жизни страны, благодаря которой мы знаем немало имён юных героев, ставших для многих детей примерами в совершённых ими военных и трудовых подвигах;
- деятельности по организации физической культуры и спорта, которая ставила перед собой цели по развитию мастерства советских спортсменов и решению задач по укреплению обороноспособности страны;
- деятельности по организации обществ содействия обороне СССР, примером которой явилось учреждённое в 1927 году Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству на базе созданных ранее общественных военно-патриотических организаций.
По окончании Великой Отечественной войны продолжилась трудовая, не менее героическая, деятельность советского народа, направленная на восстановление народного хозяйства, укрепление обороноспособности страны, покорение космоса, поднятие на более высокие уровни образования и спорта в СССР. Все эти достижения закономерно нашли своё отражение советском изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, где не стала исключением и лаковая миниатюра.
Но несмотря ни на какие потрясения, через которые с достоинством и честью на протяжении веков проходит наша замечательная страна, главным является то, что в основе всех событий, стоит подвиг настоящего, любящего свою Родину, простого российского человека с обычными именем и фамилией.
[1] Дьяченко А. «Сталин – почему его изображения удаляли с картин в СССР», Журнал «Тайны 20-го века», №33, август 2009.
Евгений Метельский Коллекционер советской лаковой миниатюры (Фотографии миниатюр 5, 7, 9 и 13 взяты из открытых источников, остальные фотографии миниатюр из личного собрания автора)
_________________