Подвиг народа государства Российского находит своё воплощение в работах художников-миниатюристов на всём протяжении существования советской лаковой миниатюры – с 20-х годов ХХ столетия и до распада СССР.
Подвиг народа в искусстве лаковой миниатюры ХХ века
Период художественного творчества, предшествовавший началу Великой Отечественной войны, характеризуется отражением в искусстве лаковой миниатюры военного и трудового подвига советского народа, где военный подвиг можно разделить на события, посвящённые:
- революционному движению;
- гражданской войне;
- военным действиям, предшествовавшим 1941 году (гражданская война в Испании 1936-1939 годов и советско-финская война 1939-1940 годов);
- Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.
Революционные события явились (как для страны в целом, так и для творцов советского искусства в частности) фактом жизни общества, не имевшим подобных аналогов в истории Российского государства и нашедшим своё отражение в том числе в культурных и творческих процессах, происходящих в обществе (литературе, живописи, деятельности и т.д.). Не стали исключением в этом ряду и художники-миниатюристы, воплотившие в своём творчестве произошедшие в стране изменения и их результаты. Лаковая миниатюра явилась детищем именного советского периода развития России (за исключением искусства миниатюристов Федоскино, возникшего еще в XVIII веке).
![Аристарх Дыдыкин. Крестьянский бунт». Палех, 1939](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-02.jpg)
Тема революционного движения в лаковой миниатюре охватила различные направления общественных отношений советского государства. Лидирующее значение в произведениях миниатюристов было отведено роли большевиков и их лидеров – В.И. Ленину и его соратникам, а также прокатившимся по стране с начала ХХ столетия стачкам, митингам, маёвкам, борьбе рабочих на баррикадах, арестам и ссылкам революционеров и т.д.
![Дмитрий Буторин. М.В. Фрунзе на митинге среди Шуйских рабочих» Палех, 1939](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-03.jpg)
Помимо отражения в произведениях самой революционной тематики художники-миниатюристы на протяжении всего периода советского творчества проводят исторические параллели между революционными событиями начала ХХ века и протестными настроениями XVII – XVIII веков. Тем самым они как бы показывают, что предпосылки к Великой Октябрьской социалистической революции складывались на протяжении веков в борьбе народа за свою свободу и независимость.
![Николай Денисов. Степан Разин». Холуй, 1988](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-04.jpg)
Не менее широко в миниатюре 20-30-х годов отражены события, посвящённые гражданской войне: они были представлены художниками в своих работах либо как повествование всего военного периода 1917-1922 годов, без относительно к месту событий,
![Василий Буреев. Конная разведка». Палех, 1937](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-05.jpg)
либо посвящались отдельным крупным сражениям, проходившим в то время и имевших судьбоносное значение для страны.
![Геннадий Скрипунов. Каховка. Федоскино, 1977](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-06.jpg)
Новым толчком в творчестве, посвящённого народному подвигу, стали годы, предшествовавшие Великой отечественной войне, в течение которых проходили военные действия на территории иных государств. Так, события гражданской войны в Испании и советско-финская война стали частыми темами художников-миниатюристов. В этих работах в первую очередь делался акцент на подвиге русского солдата, который самоотверженно выступал на защиту народа (борющегося за свою свободу), а также отодвигал время вхождения советского государства в войну с фашистской Германией, давая, тем самым, возможность стране подготовить свою оборонную мощь.
![Дмитрий Орлов. На границе с Суоми. Федоскино, 1938](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-07.jpg)
Но ещё за долго до указанных военных событий в произведениях художников-миниатюристов начинает прослеживаться холодное дыхание грядущей войны СССР с фашистской Европой. Таковой, например, является работа палехского художника-миниатюриста П. Баженова 1935 года. Из сюжета миниатюры, написанной художником ещё за 6 лет до начала Великой Отечественной войны зрителю становится понятно, что война становится неизбежной и агрессором в ней выступит фашизм во главе с гитлеровской Германией.
![Павел Баженов. СССР – оплот мира; фашизм – это война. Палех, 1935](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-08.jpg)
Закономерным в этот период становится и появление миниатюр, в которых художники проводят исторические параллели между столетиями, на протяжении которых весь народ России в трудные для страны времена в едином порыве встаёт на защиту своей Родины. Тематика таких произведений обширна и повествует о подвигах народа времён Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана Грозного и героев времени Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Петра первого и защитников Родины в Отечественной войне 1812 года.
![Михаил Парилов. Смерть Ивана Сусанина. Палех, 1930-е](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-09.jpg)
В нашей стране, да и не только в нашей, в тот момент многим становится понятно, что СССР является государством, стоящим на страже мира и не желающим никому войны, в том числе и со своим участием. Но в то же время это совершенно не означает, что европейское сообщество было согласно с таким подходом советской России. Это отлично понимали и художники-миниатюристы Палеха, Мстёры, Хóлуя и Федоскино. Это отлично понимаем и мы, видя происходящие события на западных границах современной России.
С началом Великой Отечественной Войны патриотический подъём в народе ещё активнее начинает поддерживаться патриотической тематикой в произведениях миниатюристов. Работы художников становятся всё более хлёсткими и утверждают неотвратимость победы народов СССР в борьбе с фашистскими захватчиками.
![Александр Блохин. «Русские прусских всегда бивали» А. Суворов. Палех, 1942](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-10.jpg)
Лаковая миниатюра теперь исполняется не только на предметах, имеющих значение в мирном быту, но и на изделиях, предназначенных в качестве подарков защитникам Отечества. К таковым произведениям искусства относятся, например, портсигары с написанными на них портретами великих русских полководцев и государственных деятелей.
![Иван Серебряков. Пётр I. Палех, 1943](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-11.jpg)
Цель создания таких произведений – сохранение памяти о подвигах предков и укрепление веры в победу у бойцов Красной Армии.
- Михаил Дыдыкин. А.В. Суворов. Палех, 1940-е
- Николай Вакуров. М.И. Кутузов. Палех, 1940-е
Несмотря на суровое время предвоенного и военного периодов, художники-миниатюристы не оставляли без своего внимания работу над любимыми темами по мотивам сказок, песен, былин, литературных произведений и т.д. Всё прекрасное говорит нам о том, что жизнь не кончается, и мы всегда должны помнить, что после войны наступает мир. Кроме того, мирные темы в творчестве помогали художникам отвлечься от трагических событий, найти новый стимул для жизни и творчества, вселить в наших соотечественников через своё искусство надежду в неизбежность счастливой мирной жизни.
С наступлением победного 1945 года тема войны не ушла навсегда из нашей жизни. Военное противостояние между СССР и странами социалистического лагеря с одной стороны и капиталистическим западом с другой продолжилось на территории других государств, что также нашло своё отражение в тематике лаковой миниатюры, в которой художниками описываются события, проходившие в Северной Кореи, на Кубе, во Вьетнаме.
![Константин Семайкин. Родина или смерть! Палех, 1963](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-14.jpg)
Агитационная тематика (революция, война, советский быт) отражалась в произведениях художников-миниатюристов на всём протяжении развития миниатюрной живописи в советской России, и не оставляла без внимания юбилейные годы, посвящённые тем или иных событиям, произошедшим в стране.
![Виктор Чубченко. 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Палех-Киев, 1970](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-15.jpg)
Но в этот период творчества были и свои особенности, которые внесли корректировки в советское агитационное искусство, в том числе и в искусство лаковой миниатюры. Так, после смерти И.В. Сталина в 1953 году и в частности после выступления Н.С. Хрущёва в 1956 году на XX съезде КПСС с секретным докладом о разоблачении культа личности, многие произведения, на которых изображался последний генералиссимус России и бесспорный лидер нации, подвергались переделке, где его заменяли другим персонажем[1] или даже безвозвратно «вымарывали». Сегодня найти работы в лаковой миниатюре с изображением И.В. Сталина, которые были выполнены после его смерти, и даже прижизненные, является большой удачей.
![Александр Маркичев. И.В. Сталин. Палех, 1954](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-16.jpg)
В довоенный и военный периоды в работах художников-миниатюристов изображался и трудовой подвиг народа, где основные события, нашедшие своё отражение в советской лаковой миниатюре, посвящались:
- экспедиционной деятельности, ярким примером которой являются героическая операция по спасению челюскинцев в 1934 года и героический дрейф на разрушающейся льдине в Арктике героев – Папанинцев в 1937-1938 годов, а также ставшие легендой беспосадочные перелёты в 1936 и 1937 годов Валерия Чкалова со своими экипажами;
- деятельности по индустриализации страны в целях наращивания промышленного потенциала СССР, а также новаторское движение на производстве, классическим примером которого явился в 1935 году Алексей Стаханов и последовавшее затем «стахановское движение», которое в дальнейшем трансформировалось в социалистическое соревнование;
- деятельности по развитию аграрного сектора путём создания колхозов и совхозов, а также борьбы за урожай; созданию машинно-тракторных станций; проектированию и строительству Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и т.п.;
- деятельности по организации детей и молодёжи, направленной на воспитание активной позиции в общественно-политической жизни страны, благодаря которой мы знаем немало имён юных героев, ставших для многих детей примерами в совершённых ими военных и трудовых подвигах;
- деятельности по организации физической культуры и спорта, которая ставила перед собой цели по развитию мастерства советских спортсменов и решению задач по укреплению обороноспособности страны;
- деятельности по организации обществ содействия обороне СССР, примером которой явилось учреждённое в 1927 году Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству на базе созданных ранее общественных военно-патриотических организаций.
![Василий Смирнов. Пионеры. Палех, 1951](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2022/10/shkatulka-3-17.jpg)
По окончании Великой Отечественной войны продолжилась трудовая, не менее героическая, деятельность советского народа, направленная на восстановление народного хозяйства, укрепление обороноспособности страны, покорение космоса, поднятие на более высокие уровни образования и спорта в СССР. Все эти достижения закономерно нашли своё отражение советском изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, где не стала исключением и лаковая миниатюра.
Но несмотря ни на какие потрясения, через которые с достоинством и честью на протяжении веков проходит наша замечательная страна, главным является то, что в основе всех событий, стоит подвиг настоящего, любящего свою Родину, простого российского человека с обычными именем и фамилией.
[1] Дьяченко А. «Сталин – почему его изображения удаляли с картин в СССР», Журнал «Тайны 20-го века», №33, август 2009.
Евгений Метельский Коллекционер советской лаковой миниатюры (Фотографии миниатюр 5, 7, 9 и 13 взяты из открытых источников, остальные фотографии миниатюр из личного собрания автора)
_________________