Екатерина Зонина. Утро на Куликовом поле. Мстёра, 1950-е. По одноимённой работе Александра Бубнова 1943-1947
Екатерина Зонина. Утро на Куликовом поле. Мстёра, 1950-е. По одноимённой работе Александра Бубнова 1943-1947

Подвиг народа в лаковой миниатюре

in Искусство 4351 views

Подвиг народа государства Рос­сийского находит своё воп­ло­ще­ние в работах худож­ников-ми­ниатю­ристов на всём про­тя­жении су­ществова­ния со­ветской лаковой миниатюры – с 20-х годов ХХ столетия и до распада СССР.

Подвиг народа в искусстве лаковой миниатюры ХХ века

Период художественного творчества, пред­шество­вавший началу Великой Отечественной войны, харак­те­ри­зуется отражением в искусстве лаковой миниатюры военного и трудового подвига советского народа, где военный подвиг можно разделить на события, посвящённые:

  • революционному движению;
  • гражданской войне;
  • военным действиям, пред­ше­ст­­вовавшим 1941 году (граж­данская война в Испании 1936-1939 годов и советско-финская война 1939-1940 годов);
  • Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.

Революционные события яви­лись (как для страны в целом, так и для творцов советского искусства в частности) фактом жизни общества, не имевшим подобных аналогов в истории Рос­сийского государства и нашедшим своё отражение в том числе в культурных и творческих процессах, происходящих в обществе (литературе, живописи, ­деятель­ности и т.д.). Не стали исключе­нием в этом ряду и ху­дож­­ники-ми­­ниатю­­рис­ты, во­пло­тив­шие в своём творчестве произо­шедшие в стране изменения и их результаты. Лаковая миниатюра явилась детищем именного советского периода развития Рос­сии (за ис­клю­чением ис­кус­­ства ми­ниатюристов Федоскино, воз­ник­шего еще в XVIII веке).

Аристарх Дыдыкин. Крестьянский бунт». Палех, 1939
Аристарх Дыдыкин. Крестьянский бунт». Палех, 1939

Тема революционного дви­жения в лаковой миниатюре охватила раз­лич­ные на­прав­ления общественных отношений советского госу­дарства. Лидирующее значение в произве­дениях миниатюристов было отведено роли большевиков и их лидеров – В.И. Ленину и его соратникам, а также прокатившимся по стране с начала ХХ столетия стачкам, митингам, маёвкам, борьбе рабочих на баррикадах, арестам и ссылкам революционеров и т.д.

Дмитрий Буторин. М.В. Фрунзе на митинге среди Шуйских рабочих» Палех, 1939
Дмитрий Буторин. М.В. Фрунзе на митинге среди Шуйских рабочих» Палех, 1939

Помимо отражения в произведениях самой рево­люционной тематики ху­дожники-миниатюристы на про­тя­жении все­го пе­риода советского творчества проводят исто­рические параллели между рево­люционными событиями начала ХХ века и протестными настроениями XVII – XVIII веков. Тем самым они как бы пока­зывают, что предпосылки к Великой Октябрьской социа­лис­ти­ческой ре­волюции складывались на протяжении веков в борьбе народа за свою свободу и независимость.

Николай Денисов. Степан Разин». Холуй, 1988
Николай Денисов. Степан Разин». Холуй, 1988

Не менее широко в ми­ниатюре 20-30-х годов отражены события, по­свя­щён­ные граж­­данской войне: они были представлены художниками в своих работах либо как по­вествова­ние всего военного периода 1917-1922 годов, без отно­сительно к месту событий,

Василий Буреев. Конная разведка». Палех, 1937
Василий Буреев. Конная разведка». Палех, 1937

либо посвящались отдельным круп­ным сра­жениям, про­ходившим в то время и имевших судь­боносное значение для страны.

Геннадий Скрипунов. Каховка. Федоскино, 1977
Геннадий Скрипунов. Каховка. Федоскино, 1977 (фото из открытых источников)

Новым толчком в творчестве, по­свя­щён­ного на­родному под­вигу, ста­ли годы, пред­шествовав­шие Великой оте­чествен­ной войне, в течение которых проходили военные действия на территории иных государств. Так, события граж­данской войны в Испании и советско-финская война стали частыми темами художников-ми­ниатюристов. В этих работах в первую очередь делался акцент на подвиге русского солдата, который самоотверженно выступал на защиту народа (борющегося за свою сво­боду), а также отодвигал время вхождения советского государства в войну с фашистской Германией, давая, тем самым, возможность стране подготовить свою оборонную мощь.

Дмитрий Орлов. На границе с Суоми. Федоскино, 1938
Дмитрий Орлов. На границе с Суоми. Федоскино, 1938

Но ещё за долго до указанных военных событий в про­из­ве­де­ниях ху­дож­ников-ми­ниатю­рис­тов на­чинает про­сле­живаться хо­лодное дыхание грядущей войны СССР с фашистской Европой. Таковой, например, является работа палехского ху­дож­ника-миниатю­рис­та П. Баженова 1935 года. Из сюжета миниатюры, написанной художником ещё за 6 лет до начала Великой Отечественной войны зрителю становится по­нятно, что война ста­новится неизбежной и агрессором в ней выступит фашизм во главе с гитлеровской Германией.

Павел Баженов. СССР – оплот мира; фашизм – это война. Палех, 1935
Павел Баженов. СССР – оплот мира; фашизм – это война. Палех, 1935 (фото из открытых источников)

Закономерным в этот период ста­новится и появление миниатюр, в которых художники проводят ис­то­ри­ческие параллели между столетиями, на протя­жении которых весь народ России в трудные для страны времена в едином порыве встаёт на защиту своей Родины. Тематика таких произведений обширна и повествует о подвигах народа времён Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана Грозного и ге­роев времени Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Петра первого и защитников Родины в Отечественной войне 1812 года.

Михаил Парилов. Смерть Ивана Сусанина. Палех, 1930-е
Михаил Парилов. Смерть Ивана Сусанина. Палех, 1930-е

В нашей стране, да и не только в нашей, в тот момент многим ста­но­вится по­нятно, что СССР является го­сударством, стоящим на страже мира и не желающим ни­кому войны, в том числе и со своим участием. Но в то же время это совершенно не означает, что европейское сообщество было согласно с таким подходом со­ветской России. Это от­лично понимали и ху­дожники-ми­ниатюристы Палеха, Мстёры, Хóлуя и Федоскино. Это отлично понимаем и мы, видя происходящие события на западных границах современной России.

С началом Великой Отечественной Войны патрио­ти­ческий подъём в на­роде ещё активнее на­чинает под­держивать­ся патрио­ти­ческой те­ма­тикой в произве­де­ниях миниатю­ристов. Работы ху­дожников ста­но­вятся всё более хлёсткими и утверждают неотвратимость победы народов СССР в борьбе с фашистскими захватчиками.

Александр Блохин. «Русские прусских всегда бивали» А. Суворов. Палех, 1942
Александр Блохин. «Русские прусских всегда бивали» А. Суворов. Палех, 1942 (фото из открытых источников)

Лаковая миниатюра теперь исполняется не только на предметах, имеющих значение в мирном быту, но и на изделиях, предназначенных в качестве подарков защитникам Оте­чества. К таковым произведениям искусства относятся, например, порт­сигары с написанными на них портретами великих русских полководцев и государственных деятелей.

Иван Серебряков. Пётр I. Палех, 1943
Иван Серебряков. Пётр I. Палех, 1943

Цель создания таких произведений – сохранение памяти о подвигах предков и укрепление веры в победу у бойцов Красной Армии.

  • Михаил Дыдыкин. А.В. Суворов. Палех, 1940-е
  • Николай Вакуров. М.И. Кутузов. Палех, 1940-е

Несмотря на суровое время пред­воен­ного и военного периодов, ху­дож­ни­ки-ми­ниатю­рис­ты не ос­тав­ляли без своего вни­мания работу над любимыми темами по мотивам сказок, песен, былин, литературных произве­де­ний и т.д. Всё прекрасное говорит нам о том, что жизнь не кончается, и мы всегда должны помнить, что после войны наступает мир. Кро­ме то­го, мир­ные темы в твор­честве по­могали художникам отвлечься от трагических событий, найти новый сти­мул для жизни и творчества, вселить в наших соотечественников через своё искусство надежду в неизбежность счастливой мирной жизни.

С наступлением победного 1945 года тема войны не ушла навсегда из нашей жизни. Военное противостояние меж­ду СССР и странами со­циа­листи­ческого лагеря с одной стороны и ка­пи­та­листи­ческим за­падом с другой про­должилось на тер­ритории других го­сударств, что также нашло своё отражение в те­матике ла­ковой миниатюры, в которой худож­никами описываются события, проходившие в Северной Кореи, на Кубе, во Вьетнаме.

Константин Семайкин. Родина или смерть! Палех, 1963
Константин Семайкин. Родина или смерть! Палех, 1963 (фото из открытых источников)

Агитационная тематика (революция, война, советский быт) отражалась в произве­дениях ху­дож­ни­ков-миниатюристов на всём протяжении развития ми­ниатюрной живописи в со­ветской России, и не оставляла без внимания юбилейные го­ды, по­свя­щён­ные тем или иных событиям, произошедшим в стране.

Виктор Чубченко. 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Палех-Киев, 1970
Виктор Чубченко. 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Палех-Киев, 1970

 Но в этот период творчества были и свои особенности, которые внесли кор­ректиров­ки в советское аги­та­цион­ное искусство, в том чис­ле и в искусство лаковой миниатюры. Так, после смерти И.В. Сталина в 1953 году и в частности после выступления Н.С. Хрущёва в 1956 году на XX съезде КПСС с секретным докладом о разоблачении культа личности, многие про­из­ве­де­ния, на ко­торых изобра­жал­ся послед­ний ге­не­ра­лис­симус России и бесспорный лидер нации, подвергались переделке, где его заменяли другим персонажем[1] или даже безвозвратно «выма­рывали». Сегодня найти работы в лаковой миниатюре с изображением И.В. Сталина, которые были выполнены после его смерти, и даже при­жиз­нен­ные, является большой удачей.

Александр Маркичев. И.В. Сталин. Палех, 1954
Александр Маркичев. И.В. Сталин. Палех, 1954

В довоенный и военный перио­ды в работах ху­дож­ни­ков-ми­ниатю­рис­тов изобра­жал­ся и тру­до­вой подвиг народа, где основные события, нашед­шие своё отражение в советской лаковой миниатюре, посвящались:

  • экспедиционной деятельности, яр­ким при­мером которой являются героическая операция по спасению челюскинцев в 1934 года и героический дрейф на разрушающейся льдине в Арктике героев – Папанинцев в 1937-1938 годов, а также ставшие легендой беспосадочные перелёты в 1936 и 1937 годов Валерия Чкалова со своими экипажами;
  • деятельности по ин­дустриализа­ции страны в це­лях нара­щивания про­мышлен­ного по­тенциала СССР, а также нова­торское движение на произ­водстве, классическим примером которого явился в 1935 году Алексей Стаханов и после­довавшее затем «ста­хановское движение», ко­торое в дальнейшем транс­фор­ми­ровалось в социалистическое соревнование;
  • деятельности по раз­витию аг­рар­ного сек­тора путём создания колхозов и совхозов, а также борьбы за урожай; созданию машин­но-трак­торных станций; проек­ти­рованию и строи­тельству Всесоюз­ной сель­ско­хозяй­ственной вы­став­ки и т.п.;
  • деятельности по организации детей и молодёжи, направленной на воспитание активной позиции в общественно-политической жизни страны, благодаря которой мы знаем немало имён юных героев, ставших для многих детей примерами в совершённых ими военных и трудовых подвигах;
  •  деятельности по организации физической культуры и спорта, которая ставила перед собой цели по развитию мастерства советских спортсменов и решению задач по укреплению обороноспособности страны;
  • деятельности по организации обществ содействия обороне СССР, примером которой явилось учреждённое в 1927 году Общество содействия обороне, авиационному и химическому строитель­ству на ба­зе создан­ных ра­нее об­ще­ст­вен­ных военно-патрио­тических орга­низаций.
Василий Смирнов. Пионеры. Палех, 1951
Василий Смирнов. Пионеры. Палех, 1951

По окончании Ве­ли­кой Оте­чествен­ной вой­ны про­должилась тру­довая, не менее ге­роическая, деятельность советского народа, направленная на вос­становление на­родного хозяйства, укрепление обо­ро­но­спо­соб­ности стра­ны, по­корение кос­моса, поднятие на более высокие уровни образования и спорта в СССР. Все эти достижения закономерно нашли своё отра­жение советском изобра­зитель­ном и де­ко­ратив­но-приклад­ном искус­стве, где не стала исклю­чением и ла­ковая миниатюра.

Но несмотря ни на какие потрясе­ния, через ко­торые с до­стоинст­вом и честью на про­тяжении ве­ков про­ходит на­ша за­мечательная страна, главным является то, что в основе всех событий, стоит подвиг настоящего, любящего свою Родину, простого рос­сийского человека с обычными именем и фамилией.

[1] Дьяченко А. «Сталин – почему его изображения удаляли с картин в СССР», Журнал «Тайны 20-го века», №33, август 2009.

 

Евгений Метельский
Коллекционер советской лаковой миниатюры

(Фотографии миниатюр 5, 7, 9 и 13 взяты из открытых источников,
остальные фотографии миниатюр из личного собрания автора)

Ценообразование в лаковой миниатюре

Палех. Шкатулка в подарок

Роль МХПУ имени М.И. Калинина в развитии миниатюрной живописи

Виктория Синельникова. Техника лаковой миниатюры

 

_________________

Обсудить материал >>>