Сергей Наровчатов. Поэт, фронтовик. Главный редактор журнала "Новый мир"

Палех. Шкатулка в подарок

in Искусство/О коллекционировании 6265 views

Ни для кого из коллекционеров не сек­рет, что про­ве­нанс или ме­мо­ра­би­лии пред­мета кол­лек­ции – это до­пол­ни­тельное об­стоятель­ство, усили­вающее его ма­териаль­ную цен­ность. Но для истинного кол­лекцио­нера, влюб­лён­ного в свою страсть, это обстоя­тельство в пер­вую очередь является духовной ценностью, позволяющей изучить историю предмета и людей, которым он когда-то принадлежал, а заодно, ещё раз пережить вместе с ним мгновения или даже целые отрезки их жизненного пути. Безусловно, каждый предмет коллекции имеет свою историю или, если хотите, биографию, но не каждый предмет готов ей поделиться со своими почитателями. И если удача улыбнётся коллекционеру, и он сможет раскрыть этот «секрет», то им обязательно нужно поделиться.

Так и в нашем случае. Когда-то, в уже далёком 1966 году в журнале «Огонёк» №25 советским поэтом, автором поэмы «Василий Буслаев», Сергеем Сергеевичем Наровчатовым была опубликована статья «Цветная явь«, как ответ на полученный подарок от палехского художника-миниатюриста Владимира Дмитриевича Кочупалова. Приведём её здесь полностью (текст дан в оригинале).

«Всем памятен образ былинного богатыря Василия Буслаева. Безграничный размах, лихая удаль, широкая щедрость — вот те качества, что символизированы и обобщены в нём. Но, славя его и любуясь им, народная мудрость осудила в своём любимце слепое озорство и горделивое великолепие: они привели Буслаева, по сказанию, к трагической гибели.

По мотивам былины я написал несколько лет тому назад поэму «Василий Буслаев». И вот совсем недавно получаю неожиданно посылку из Палеха. Распаковываю — и застываю, поражённый. Всё, что стояло, как говорится, перед моим мысленным взором, воплотилось под рукой замечательного мастера в яркую цветную явь. Разумеется, глубоко меня тронул сам факт подобного отклика. Ради одного такого читателя, подумал я, уже стоило написать поэму.

Владимир Дмитриевич Кочупалов, как я узнал, списавшись с ним, учился у прославленных палешан А.В Котухина, И.П. Вакурова и Ф.А. Каурцева. Ему 28 лет от роду, и он четвёртый год работает художником в своём знаменитом селе. Книжка моих стихов попала к нему от ивановского поэта Владимира Жукова. Взяв её с возвратом, он от руки переписал помещённую в ней поэму. Дальнейшее известно: было сотворено это маленькое чудо и с истинно буслаевской щедростью послано незнакомому человеку.

Какие мысли она вызывает? Обращение к народному творчеству всегда было и остаётся плодотворным и перспективным. Былинные образы, недолго погостили в моей поэме, снова вернулись в него по смежной стезе искусства. Палехский художник, следуя давним традициям своей школы, выделил основные мотивы поэмы и, дав им пластическое воплощение, связал их в единое художественное целое на предельно сжатой площадке. Филигранная эта работа сделана с блеском и вдохновением, всегда отличавших труд палехских мастеров. Всё это тем более отрадно, что В.Д. Кочупалов — молодой художник, и на его примере лишний раз убеждаешься в живой преемственности традиций искусства Палеха.

И последнее. Никак не переоценивая достоинств своей поэмы, я вижу во всём этом новое свидетельство возрастающего влияния поэзии на человеческие души в самые последние годы. Являясь частью общего духовного подъёма, охватившего наш народ в его великих свершениях, оно вызывает к жизни образцы искусства, подобные произведению молодого палехского мастера».

Казалось бы, на этом история и закончилась. Оба героя, поэт Сергей Наровчатов и художник-миниатюрист Владимир Кочупалов, продолжили свою творческую деятельность, и ещё долго радовали поклонников своим искусством. И, может быть, именно этот случай повлиял на молодого художника так, что в дальнейшем он тоже стал поэтом и, наряду с лаковой миниатюрой, стал писать стихи. Но как бы то ни было, прошли годы, ушёл из жизни в 1981 году Сергей Сергеевич и на одном из московских аукционов в 2018 году мной была приобретена замечательная палехская шкатулка, о которой идёт речь в вышеприведённой статье журнала «Огонёк». А к шкатулке прилагалось письмо Владимира Кочупалова, которое бережно хранилось Сергеем Наровчатовым, поскольку оно было ответом художника поэту на опубликованную им статью. И именно наличие этого письма послужило тому, чтобы ещё раз вспомнить эту, уже немного подзабытую историю получившую неожиданное продолжение. Давайте прочитаем это замечательное ответное письмо (текст приводится в неизменённом виде).

«Дорогой Сергей Сергеевич!

Я был потрясён Вашим подарком. До глубины души меня радостно поразил тот факт, что Вы дали такую тёплую, такую душевную статейку обо мне, о моей работе. И то, что моя работа шкатулка с Вашим «Василием Буслаевым» так хорошо репродуцирована в «Огоньке», меня просто ошеломило. До сих пор хожу, как ребёнок, хмельной от такого Вашего отдарка. Каждый раз, как только прихожу с работы, заглядываю в «Огонёк» и снова, и снова перечитываю Вашу статью и смотрю на репродукцию. Вы мне прислали большое счастье. У Владимира Семёновича Жукова в «Алых парусах» есть такие стихи:

«Если не поэты, то кто же будет

Делать людям счастье на земле?»  

Да, истинный поэт делает людям счастье на земле. Нет, я даже не могу подобрать, найти такое слово, чтобы им отблагодарить Вас за подарок. Вы, вероятно, и не представляете, как я сегодня счастлив!

Мне радостно и приятно до слёз, что Вы (так высоко оценили меня) дали самую высокую оценку моему труду.

Счастья Вам и долгих лет жизни, дорогой мой Человек!

Я навсегда в долгу перед Вами.

Ваш Владимир Кочупалов.

30/VI-66г.

Если можно, то передайте художникам, делавшим репродукцию со шкатулки, моё сердечное спасибо!

В. Кочупалов».

Замечательное ответное письмо автора лаковой миниатюры «Василий Буслаев» знаменательно ещё и тем, что сегодня, к сожалению, таких писем уже никто, или почти никто, не пишет. Технический прогресс, не дающий ни единого шанса на то, чтобы найти время для тёплых слов в переписке, ворвался в нашу жизнь и разметал её спокойный, размеренный уклад. И поэтому, со всей ответственностью можно сказать, что коллекционирование является той тихой гаванью, которая не позволяет нам забывать о самом дорогом — о любви к человеку.

Евгений Метельский
коллекционер советской лаковой миниатюры

Ценообразование в лаковой миниатюре

Подвиг народа в лаковой миниатюре

Роль МХПУ имени Калинина в развитии миниатюрной живописи

Виктория Синельникова. Техника лаковой миниатюры

_________________

Обсудить материал >>>