Небольшая, но она важная статья для коллекционеров лаковой миниатюры, поскольку знакомит их с МХПУ им. Калинина, где такую миниатюру успешно делали. Абсолютное большинство даже не подозревают об этом центре. Работы МХПУ на рынке редкость и когда коллекционеры их встречают, то не всегда могут понять что это и часто думают, что это некое «народное творчество» не относящееся к искусству лаковой миниатюры и мы даже слышали мнения, что это подделки под Хóлуй и Федоскино.
Часто думают, что это некое «народное творчество» не относящееся к искусству лаковой миниатюры и мы даже слышали мнения, что это подделки под Хóлуй и Федоскино.
Ценителям лаковой миниатюры России известны четыре центра её создания: Палех, Мстёра, Хóлуй и Федоскино, каждый из которых имеет свой художественный стиль и уникальный путь развития.
Роль Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина в развитии миниатюрной живописи
Важной особенностью эволюции художественных промыслов является воспитание профессиональных кадров как в области своего ремесла, так и в наивысшей цели лаковой живописи – создании произведений искусства. В работах художников-миниатюристов искусство является результатом деятельности всего коллектива, где в творческом процессе мастеров создаются устойчивые системы образов и приёмов в произведениях[1]. Поэтому основным условием подготовки таких мастеров ещё с дореволюционных лет являлся коллектив художников. Воспитание молодого художника в таком коллективе осуществлялось через подсадничество (ученик в иконописной мастерской по старым обычаям прикреплялся к мастеру и работал по его указаниям на протяжении шести лет[2]), а также через обучение в образовательных учреждениях, как например, в Федоскинской школе кустарного ученичества, готовившей первоначально мастеров только для промысла лаковой миниатюры[3]. Для того, чтобы стать искусным мастером, окончить училище недостаточно – было необходимо получить опыт и оттачивать мастерство, работая «из-под руки» с уже сложившимися художниками в современных центрах лаковой живописи.
В советское время образование граждан было поставлено во главу всех направлений деятельности общества, что позитивно сказалось и на развитии лаковых промыслов России. В 1920–1930-е годы были созданы профтехшколы Палеха, Федоскино и Мстёры, а в военные 1940-е годы появилась Хóлуйская художественная профтехшкола. Возникшие училища при лаковых промыслах стали основным местом подготовки профессиональных художников-миниатюристов.
Ещё одним центром обучения специалистов в области лаковой миниатюрной живописи являлся Московский техникум кустарной промышленности, основанный в 1920 году и готовивший мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1931 году он было переименовано в Московский промышленно-художественный техникум имени М.И. Калинина, а в 1938 – в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина (далее – МХПУ).
В.В. Докучаев (1846—1903); П.А. Костычев (1845—1895); В.Р. Вильямс (1863—1939)
К.А. Тимирязев (1843—1920); И.В. Мичурин (1855—1935); Т.Д. Лысенко (1898—1976)
Это Училище также готовило специалистов в области резьбы по камню, кости и дереву, ковроткачеству, вышивке и кружевоплетению.
Выпускниками МХПУ в области художественной живописи стали многие известные художники-миниатюристы, среди которых, например, такие как В.Ф. Есенин[4], работавший на Хóлуйской фабрике художественной лаковой миниатюры и создавший «Песнь о вещем Олеге» (1963 г.) и «Конную разведку» (1964 г.), Ю.П. Хомутинников[5] – директор Федоскинской фабрики миниатюрной живописи в 1970-80-е годы, И.Д. Юдин[6] – художник артели «Пролетарское искусство» и преподаватель Мстёрской художественной профтехшколы и другие.
Благодаря профессиональному преподавательскому составу и талантливым студентам МХПУ имело возможность принимать участие как во всесоюзных, так и в международных выставках в Париже, Милане, Нью-Йорке, откуда неоднократно привозились завоёванные золотые медали и дипломы[7].
Такой уровень мастерства художников-миниатюристов позволил создать произведения, достойные самых взыскательных коллекций как в России, так и за рубежом.
В 1991 году имя Калинина у училища отняли, и оно было реорганизовано в Московское художественное училище прикладного искусства. В 2011 году училище прекратило своё самобытное существование в связи с тем, что его превратили в один из многих узконаправленных филиалов «Строгановки», а также переименовали в Колледж дизайна и декоративного искусства Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.[8]
Евгений Метельский Коллекционер советской лаковой миниатюры Фотографии из личного собрания автора
[1] С.С. Лупан-Хромцов «Традиция в художественной системе народных промыслов на примере Палеха и Мстёры». Журнал научных публикаций «Дискуссия» № 9 (27) сентябрь 2012. – С.30
[2] М.А. Тихомирова «Н.М. Зиновьев художник Палеха». Л.: Художник РСФСР, 1987. – С.15
[3] Л.Я. Супрун «Лаковая миниатюра Федоскино». М.: Легпромбытиздат, 1987. – С. 282
[4] «Искусство хóлуйской миниатюрной живописи». Под ред. А.Н. Тырса. Ленинград: Художник РСФСР, 1975. – С.106
[5] Л.Я. Супрун «Лаковая миниатюра. Федоскино». М.: Легпромбытиздат, 1987. – С.310
[6] Н.Г. Дмитриев «Мстёра рукотворная». Л.: Художник РСФСР, 1986. – С. 426
[7] «Школа народных художников». Вечерняя Москва, 11 января 1947, №10. – С.3
[8] В. Рублёв «Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина». 29 августа 2023 г. Yavarda.ru
_________________