Знаете кто автор петлиц и нагрудных знаков армии РФ? Вторая часть беседы с художников Андреем Каращуком приоткроет завесу тайны над этим вопросом. Ведь так получилось, что первоначально материала набралось больше, чем требуется для одной публикации и теперь предлагаем вторую часть интервью. Но мы и очень этому рады, что скрывать! Надеемся, что вам также будет интересно прочитать продолжение.
С уважением, Редакция журнала "Sammlung/Коллекция"
Читать начало интервью Андрей Каращук: «Я — рисовальщик!..»
А.С.: А как Вы относитесь к фалеристике?
А.К.: Если честно, я спокоен к фалеристике, возможно у меня в своё время случился передоз, когда я в Музее Бахчиванджи монтировал в витринах в течении двух месяцев коллекцию Геринга. Они были просто на картонках, а мне нужно было их распределить по витринам на новых подушечках, по странам, по значимости, набрать заново бирки. Я тогда как раз и познакомился с Валерием Александровичем Дуровым, он меня консультировал.
А.С.: Обалдеть!
А.К.: Кстати, ещё один момент почему я спокоен к фалеристике… У нас в Мытищах находилась сувенирная фабрика (Завод опытных и сувенирных изделий (ранее Мытищинский завод сувенирных изделий (МЗСИ). Ред.). И мы пацанами регулярно совершали набеги на свалку «сувенирки». Поэтому у каждого из местных пацанов были залежи разных бракованных значков. Те, которые были уже покрашены, мы оставляли, а непокрашенные пускались в дело: ими стреляли из рогаток в голубей, подкладывали на рельсы электричке, чтобы значок красиво расплющило. Из значков «Победитель Соцсоревнования», мы делали медали для «войнушки». Значки и брелки с олимпийским Мишкой у нас у всех были ещё за год до того как они поступили в продажу. Ну и конечно же игры в «стеночку» и «битку», только у нас вместо монет, были значки. Но их добыча была делом опасным. Нужно было лезть через забор к контейнерам с браком, и нас постоянное гоняли ВОХР, некоторых ловили, тогда был неприятный разговор с родителями. Этим занимались с 10-13 лет, потом как-то к эту охладевали в силу появления других интересов. Поэтому пакеты или коробки со значковыми сокровищами доставались младшим братьям или младшим пацанам во дворе.
М.Т.: А сами никогда не рисовали значки?
А.К.: Вот кстати один из примеров моей работы в Министерстве Обороны — нагрудный знак «Командир надводного корабля». Знак предназначен выполнять не только информационную задачу, но в большей своей степени поднять авторитет плавсостава, а конкретней — командира корабля. Во все века роль командира была основной в деле боеготовности и боеспособности. Ей всегда отдавалось первенство среди прочих воинских должностей. Недаром уже какое столетие подряд английском флоте не перестают повторять: «Капитан на корабле — первый после Бога». Не секрет, что в 80-х годах, отражая состояние всего общества, наш флот стал больше получать кадрового брака. Разочарование в корабельной службе молодых офицеров стало явлением не исключительным. К сожалению, даже должность командира корабля стала рассматриваться подчас всего как промежуточная в общем ряду командных перемещений, что, конечно, не соответствовало интересам флота. Чтобы лозунг «Командир — центральная фигура на флоте» не был просто фразой, он должен подкрепляться целой системой материальных и моральных стимулов.
С приходом 8 декабря 1985 г. на должность Главкома ВМФ адмирала флота В.Н. Чернавина эта работа резко активизировалась. Была создана специальная комиссия во главе с первым заместителем Главкома ВМФ адмиралом флота Н.И. Смирновым, которая занялась вопросами повышения авторитета плавсостава и, в частности, командиров кораблей. Это именно его заслуга в восстановлении старого знака «За дальний поход» и введении знака «Командир корабля»!
Приказом МО СССР № 233 от 15 августа 1987 г. был учреждён знак «Командир корабля» двух видов: для командиров надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга и командиров подводных лодок. Если последний остался практически без изменений, то первый пришлось разрабатывать заново. По итогам своеобразного конкурса наиболее удачным был признан эскиз, выполненный мичманом А. Кудрявцевым. Однако первая партия знаков имела существенный недостаток. Хороший рисунок при переводе его в металл, выражаясь языком профессионалов, потерял всякую выразительность. Пришлось привлечь профессионалов Техкома ГИУ МО СССР. Доработку знака выполнил Андрей Каращук. По положению знак вручается командирам кораблей и подводных лодок при вступлении в командование на основании приказов командующего флотом, командующего Каспийской Краснознаменной флотилией и командира Ленинградской ВМБ.
Развернутый влево стилизованный профиль крейсера типа «Мурманск» или «Александр Невский». В центре размещена красная пятиконечная звезда с лучевой насечкой под эмалью. Весь знак оксидирован под старое серебро. Изготовлен из латуни. Размер 24X73 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.
Интересно, что положение о нагрудном знаке «Командир корабля» впервые зафиксировало особое правило его ношения. «При перемещении по службе на должность, не связанную с непосредственным командованием кораблем, знак остается у офицера без права ношения на военной форме одежды».
Первое торжественное вручение знака произошло в начале марта 1988 г. на Черноморском флоте, когда ГК ВМФ вручил его десяти лучшим командирам кораблей, среди которых были командир ракетного крейсера «Слава» капитан 1-го ранга В.А. Крикунов и командир большого противолодочного корабля «Комсомолец Украины» капитан 3-го ранга А. Челпанов.
А.С.: С ума сойти! Нашим коллекционерам флотской темы будет очень приятно! А мы просто горды!
М.Т.: И молчали!
А.К.: Да я забыл про это, столько лет прошло… Это было в рамках нового издания Правил ношения военной формы, я там делал часть рисунков. Мне принесли карандашный эскиз знака «Командир надводного корабля», нужно было его доработать под металлический штамп и сделать два рисунка для приказа в цвете ив ч/б, на подпись министру. Я был молодой, наивный и полон идей, поэтому заваливал начальство проекта формы, эмблем, нарукавных знаков… Только ничего не воплотилось…
М.Т.: Проекты-то остались? Есть эскизы?
А.К.: Все там осталось… Музей как подразделение входил в Научно-Технический комитет Центрального Вещевого Управления, и я числился в отделе разработок вещевого имущества. Там были еще, лаборатория для испытания материалов, банно-прачечный отдел и экспериментальный пошивочный цех, где шили опытные образцы.
М.Т.: Вдруг у кого-то эти эскизы остались. Может в запасниках МинОбороны, а может выкинули и они попали к какому-нибудь коллекционеру?! Было бы здорово найти! Рукописи не горят.
А.К.: Ну тогда еще одна история как на петличных эмблемах появились круглые венки.
Изначально на новой форме которую ввели уже в начале 90-х, кителя типа френч, на воротнике эмблемы по роду войск должны быть просто, пушки, танки, пропеллер с крыльями, как они до этого носились на цветных петлицах.
Я с пеной у рта доказывал что это неправильно, что эмблемы по законам дизайна должны быть заключены в какую-нибудь геометрическую фигуру, лучше в круг. Но на мои вопли внимания мало обратили. 22-х летний сопляк, да еще и гражданский.
И вот накануне первого показа новых образцов министру, меня отправили в демонстрационный зал, чтобы последний раз проверить манекены, подтянуть ткань, снять ворсинки. И вот я ковыряюсь с манекенами, а эти эмблемы на воротнике мне режут глаз. Не выдержал. Набрал мотострелковых эмблем, звезда в венке, кусачками выкусил звезды, и под каждую эмблему этот веночек подставил.
Министр приехал, стал смотреть образцы, все на нервах, поэтому на эмблемы внимания не обратили. Министр в общем утвердил, сделал несколько замечаний и уехал. Стали переделывать по ценным указаниям министра, венки естественно выкинули.
И вот когда Язов приехал, и обратил внимание что эмблемы без венков, и сразу: «А почему эмблемы другие? Давайте обратно те, которые с венками». и, естественно, эмблемы утвердили в венках.
Так моя «диверсия» немного изменила внешний вид нашей армии )))
М.Т.: С каждым разом всё интереснее!!!
А.К.: Ну и это не всё. У меня был еще случай, когда я имел прямое отношение к фалеристике. В своё время ко мне обратился Герой России Сергей Иванович Лысюк, чтобы я сделал серию иллюстраций к изданию посвящённому юбилею создания отряда специального назначения «Витязь». Сергей Иванович потрясающий человек, «русский богатырь», с мощной энергетикой и харизмой. Когда мы обсуждали сюжеты иллюстраций, некоторые события новейшей истории, в которых Сергей Иванович принимал непосредственное участие, стали воспринимается несколько иначе, не по официальным источникам. Сумгаит, Баку, Карабах, бунт в Сухумском изоляторе, 1993, Чечня…
Сергей Иванович увлекается военной историей России, и, естественно, был знаком с моими работами, которые ему нравились, поэтому он и обратился ко мне. И во время разговора, Сергей Иванович попросил меня сделать ему портрет Ермолова, в кабинете повесить. Я сказал, что, наверное, портрет Якова Бакланова, больше подошел бы. Сергей Иванович не знал про Бакланова. Я стал эмоционально пересказывать биографию Бакланова, Лысюк в восхищении воскликнул «Да это же генерал спецназа!». При следующей встрече я передал ему распечатанные портреты Бакланова и его биографию.
Через какое то время, просматривая журнал «Братишка», я увидел, что утверждена медаль «ЯКОВ БАКЛАНОВ» сообществом ветеранов антитеррора, в честь легендарного казачьего генерала Якова Бакланова. Вручается командирам подразделений специального назначения за профессионализм проявленный при проведении специальных операций, в результате которых не пострадали заложники и не допущено потерь личного состава. Я позвонил Сергей Ивановичу, спросил про медаль. Он ответил, что да, это именно мой рассказ вдохновил на создание этой медали.
Памятная медаль учреждена в 2003 году, в честь легендарного казачьего генерала Якова Бакланова — героя первой кавказской войны в царской России. Она создана для награждения офицеров, в исключительных случаях сержантов, проявивших отличные командирские навыки и инициативу в боевых условиях. Красный цвет на ленте символизирует Донское казачье войско. Зеленый — ислам. Георгиевский просвет — боевые действия. Награждено — 9 человек.
А.С.: Потрясающе! Можно сидеть и слушать часами. Вот, что значит — интересный собеседник!
А.К.: Да, грех жаловаться, жизнь была интересная, полна приключений и встречами с интересными людьми.
у австралийских аборигенов считается, что человек умирает когда у него набирается достаточное количество приключений и событий, который можно будет рассказывать сидя у костра с предками. Если абориген понимает, что историй у него недостаточно, то он отправляется в «Большое путешествие», что увидеть новые места, познакомится с новыми людьми, пережить новые приключения, чтобы было с чем сидеть у костра с предками.
Так что мне будет что рассказать предкам у костра )))
Андрей Каращук. Я — рисовальщик! Часть 1
Андрей Каращук. Я — рисовальщик! Часть 3
Темников сначала рисует лошадь, а потом всё остальное вокруг
______________