Коллекционирование плакатов

in Интервью/О коллекционировании 7501 views

Плакат (от лат. Placatum — объявление) — наиболее массовый вид изобразительного искусства, служащий средством наглядной политической агитации и пропаганды, инструктажа, обучения, информации и рекламы.

Плакат обычно представляет собой изображение, сопровождаемое текстом. В зависимости от назначения плаката подразделяются на агитационно-политические, инструктивные, учебные и рекламные.

Коллекционирование плакатов, а иногда коллекционирование плакатов и афиш — увлечение для гурманов. Не только потому что мало осталось в хорошем состоянии старого материала, но и из-за сложности в хранении и показе материала.

Старые плакаты… Сравнить их с современными не имеет никакого смысла: любая вещь, выполненная без применения компьютерных технологий (конечно, хорошо, что они появились, но…), имеет свою ауру, однажды попав под влияние которой, уже очень трудно освободиться. А кто попадает под влияние коллекционирования? Вот сегодня и попробуем разобраться.

Для этого пригласили встретиться и рассказать о своём увлечении нашего друга известного коллекционера плакатов Михаила Спичкова.


А.С.: Михаил, добрый день! Мы Вас побеспокоили, как коллегу, понимающего в плакатах и в их коллекционировании. Для начала, немного о Вас, чтобы представить себе современного коллекционера.

М.С.: Добрый день! Родился в 1983 году в Москве. С раннего детства увлекаюсь коллекционированием. Собирал вкладыши для жевательных резинок, минералы, иностранные и отечественные монеты и многое другое. Однако, серьёзным коллекционером считаю себя лишь несколько лет, с тех пор, как открыл для себя новые, абсолютно не массовые виды собирательства: спорт — в книгах с красочными обложками, преимущественно первой трети ХХ века, в агитационных спортивных плакатах 1920-40-х гг., а совсем недавно, буквально три года назад — ещё и советский киноплакат.

Киноплакат к фильму «Деловые люди», 1962 год

А.С.: Т.е. Вы — профессиональный коллекционер. Отвлечёмся на разговор о книгах. 

М.С.: Отвлечёмся. В 2014 году, будучи преподавателем Факультета физической культуры главного педагогического Университета страны — МПГУ (я его же выпускник 2005-го года), загорелся идеей оформления учебной аудитории, которая была в ужасном состоянии. Я в ней проводил занятия, хотя зимой там было зачастую 10-12 градусов. Захотелось сделать аудиторию уютной, чтобы было комфортно заниматься. За свои средства утеплил аудиторию, построил стенды, на полках разместил красочные журналы 1910-1920-х гг. о спорте, которые взял в Библиотеке отца. Построил систему кондиционирования с музейным климатом для хранения и постоянной экспозиции этих бесценных для моей семьи предметов.

С этого момента стал серьёзно заниматься пополнением коллекции. Именно тогда увлёкся плакатами (стал искать красочные старые плакаты о спорте), загорелся идеей создания частного музея. С 2016 года я перешёл в штат университетского музея, в котором находятся уникальные коллекции (в т.ч. коллекция минералов В.И. Вернадского, бесценная коллекция живописи В.П. Потёмкина и др.), а Коллекция спорта и олимпийского движения стала одной из коллекций музея.

Владимир Николаевич Спичков

А.С.: Библиотеки становятся раритетами… А Вы упомянули библиотеку отца. Можете о нём рассказать? 

М.С.: Мой отец Владимир Николаевич Спичков. Родился в семье военного лётчика в г. Каунасе в 1952 году. По первой специальности инженер-гидролог (выпускник географического факультета МГУ 1974 г.), по второй — тренер по лёгкой атлетике (выпускник ГЦОЛИФК, 1971 г.). Работал в системе Минсредмаша (в поле),  затем в центральных аппаратах Госкомгидромета и ЦСУ СССР, в Федерации лёгкой атлетики СССР. Олимпийский арбитр-1980, судья Всесоюзной и Всероссийской категории. В 1998-2011 в аппарате Правительства Москвы у В.П Шанцева и Л.И. Швецовой (Комплекс социальной сферы, отдел культуры и спорта и его модификации). Больше 30 лет являлся автором газет «Советский спорт», «Спорт-Экспресс», журнала «Лёгкая атлетика», другой периодики (свыше 900 статей). Автор нескольких историко-статистических справочников. Автор-составитель двухтомной энциклопедии «Лёгкая атлетика» (М, изд. «Человек», 2012-13).

За более чем 55 лет увлечения журналистикой у отца сформировалась огромная спортивная библиотека… Кстати, отцу была предоставлена почётная возможность пронести Олимпийский огонь на эстафете Олимпийского огня в 2004 году — первой в мировой истории Всемирной Эстафеты Олимпийского огня по всем олимпийским столицам, организованной Международным Олимпийским Комитетом и Оргкомитетом Олимпиады-2004 (г. Афины).

А.С.: Интереснейший человек! И работа в системе Минсредмаша говорит о многом, поэтому не стану уточнять. Но, продолжим.

Михаил! Какие именно плакаты у Вас есть в коллекции? Чем определяется ценность Ваших плакатов?

М.С.: Плакатов очень много и все так не назвать сразу. Назову те, которые приходят в голову сейчас.  По спорту: плакат, за которым я гонялся и искал более 4-х лет: «Спорт-Спирт. С буквой «о» — сила, с буковой «и» — могила«. Госмедиздат, 1929 год. Невероятно красивый плакат и во времени. Сложно поверить, что ему 90 лет! Очень крутые плакаты создавал Алексей Кокорекин («К труду и обороне будь готов» — 1934 год и «С новым 1939 годом!«), знаменитый плакат 1950 года «Хочешь быть таким — тренируйся!«, созданный художником Виктором Корецким. Другие агитационные плакаты.

Спорт-Спирт. С буквой О — сила. С буквой И — могила

В коллекции кино у меня около трёхсот плакатов классики советского кино и мультфильмов. Практически вся киноклассика начиная с 1938-го года и заканчивая концом 80-х годов Очень люблю киноплакаты 1960-х. Невероятно красиво и стильно их делали!

Ценность моих плакатов определяется в основном известностью фильма (киноплакат), а спортивный агитационный плакат ценен ранним советским периодом и подборкой. Собрать ряд знаменитых плакатов в одно собрание было очень не просто (даже не столько финансово, сколько то, что их просто практически нигде не найти!).

Плакат их коллекции Михаила Спичкова «Хочешь быть таким — тренируйся!», 1950 год (художник В. Корецкий)

А.С.: Какие плакаты среди коллекционеров считаются особенно ценными?

М.С.: Плакаты 1920-х годов в стиле конструктивизм самых известных художников: Братьев Стенбергов, Николая Прусакова, Александра Родченко и др. Есть и более поздние плакаты, стоящие огромных денег. Например, «Крокодил Гена и друзья» мне обошёлся почти в 1000 долларов на одном из зарубежных аукционов. Ряд плакатов в моей коллекции кино периода 1960-х годов. по стоимости может конкурировать с плакатами 1920-х годов (здесь играет роль известность фильма, стиль оформления и редкость).

Александр Олешко на выставке коллекции Михаила Спичкова

А.С.: Ну и о коллекции плакатов. И, нескромный вопрос, о стоимости…

М.С.: За пять лет была собрана уникальная подборка агитационных плакатов о спорте 1928-1950-х годов. Суммарная антикварная стоимость этих плакатов — примерно 1.500.000 рублей, что может показаться дикостью, ведь за такие деньги можно найти неплохие живописные работы 19-го века… А это тиражные вещи. Однако, за пять лет поисков, убедился, что сохранились единицы из многотысячных тиражей. Ведь почти все плакаты, напечатанные на хрупкой бумаге, развешивались, их невероятно трудно сохранить через десятилетия. Особенно тяжело достаются довоенные плакаты…

А.С.: Развито ли вообще коллекционирование плакатов в России и за рубежами? 

М.С.: В России по пальцам одной руки можно посчитать серьёзных коллекционеров плакатов. За рубежом коллекционеров очень много. Там очень любят собирать мировую киноклассику в плакатах, туристический и рекламный плакат! Я думаю, что скоро у нас эта мода тоже появится

А.С.: О хранении плакатов интересно узнать. Как хранят плакаты? 

М.С.: Хранить нужно в больших папках. Не сворачивать в трубочку! Следить, чтобы края не гнулись и не повреждались. И следить за климатом (для бумаги, насколько знаю, это 18-20 градусов и влажность 45-60 %).

А.С.: Есть справочная литература по плакатам?

М.С.: Да. Каталоги очень интересные делают Александр Шклярук и Павел Снопков. Очень познавателен самый авторитетный и содержательный сайт по советским киноплакатам www.reklamafilm.com

А.С.: Интересный сайт! Рекомендуем?

М.С.: Да. 🙂

А.С.: Коллекционеры плакатов встречаются? Бывают выставки? 

М.С.: Да. Я лично со многими знаком. Выставки периодически делают. Очень солидную выставку делал адвокат и коллекционер Александр Добровинский («Процесс о трёх миллионах») в Еврейском центре толерантности. Он там выставлял свою фантастическую коллекцию плакатов 1920-30-х годов. Ещё могу назвать Дмитрия Захарова и Александра Павленко — крупные коллекционеры!

Александр Добровинский на выставке коллекции спорта Михаила Спичкова

А.С.: А Вы выставки устраивали?

М.С.: Я тоже делал пару раз выставки киноплакатов и полгода я выставлял свою коллекцию спорта в МПГУ. Очень много людей посещало мои выставки. Надеюсь продолжить это дело!

А.С.: Ваше увлечение старыми книгами. При появлении увлечённости плакатами не пропала тяга к книгам и их приобретению? А к другим видам коллекционирования?

М.С.: В значительной мере расширилась и библиотека. Собраны (преимущественно на аукционах) редчайшие книги о спорте. Например, «Спутник туриста», автор Л.Л. Бархаш (1927 г.) был приобретён на аукционе за 1700 долларов (с учётом комиссионных. Цена обусловлена конструктивистской обложкой, оформленной знаменитым художником С.Я. Сенькиным).

Михаил Спичков и знаменитая книга: Л. Бархаш «Спутник туриста» 1927 год

Ищу и другие направления в коллекционировании. За последний год собрал пока небольшую коллекцию фотографий с автографами звёзд мирового кино, среди которых автографы Одри Хепбёрн, Грейс Келли, Ингрид Бергман, Жана Маре, Лени Рифеншталь, Тони Кёртиса, Роджера Мура и др. знаменитостей.

Автографы кинозвёзд

Совсем недавно загорелся идеей собирания коллекции довоенных советских знаков и жетонов (преимущественно на спортивную тему). Посмотрим, что из этого получится.

А.С.: Дома Вас не критикуют за увлечения? 

М.С.: Сначала критиковали. Но когда начали видеть результаты моей деятельности, стали поддерживать.

А.С.: Михаил, благодарим за рассказ и за изображения. Надеемся на новую встречу!

М.С.: Спасибо! Постараюсь что-нибудь показать ещё! До встречи!

Довоенные плакаты на спортивную тему

Фантики от жевательных резинок

Плакат (Музей торговли)

 

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы