Мегараритет. Именно так и пишут, когда слово «Раритет» не полностью отражает редкость предмета. Мегараритет — фельдмаршальский жезл генерала Куропаткина, который сам не стал фельдмаршалом.
Откуда тогда появился жезл?
Чего только не бывает в России!.. Чего только не бывает, когда отличный Второй номер, судьбой делается Первым.
К западу от Москвы и cеверу от Торопца в Тверской области находится усадьба Шешурино, где родился, жил и похоронен Алексей Николаевич Куропаткин (1848-1925), российский военачальник, военный министр, генерал-от-инфантерии.
Главный редактор Алексей Сидельников
Маршальский жезл — это символический знак различия фельдмаршалов и маршалов, представляет собой цилиндрический стержень длиной около 30-40 сантиметров, обычно покрытый вышитым полотном, богато украшенный металлом, инкрустацией, иногда драгоценными камнями. Нередко жезл имел индивидуальный дизайн или на нём было написано имя владельца.
Окончил 1-й кадетский корпус (1864), Павловское воен. уч-ще (1866) и Николаевскую академию ГШ (1874) в С.-Петербурге. В 1867–1871 ком. взвода и роты в Туркестане, в 1874–75 находился в науч. командировке в армиях Германии, Франции, в 1875–77 офицер штаба Туркестанского ВО. В рус.-тур. войну 1877–78 офицер для поручений при главкоме действующей рос. армии, и. д. нач. штаба 16-й пех. дивизии, которой командовал ген.-л. М. Д. Скобелев. В 1878 и. о. адъюнкт-профессора по кафедре воен. статистики Академии ГШ. В 1879–83 ком. стрелк. бригады в Туркестане, участвовал в завоевании Ср. Азии (см. Ахалтекинские экспедиции). В 1883–90 служил в Гл. штабе, в 1890–1897 нач. (губернатор) Закаспийской обл. и командующий расположенными в ней войсками. В янв. 1898 – февр. 1904 воен. министр, ген.-адъютант (1902). Начал воен. реформы в рос. армии, но не принял должных мер по усилению вооруж. сил России на Дальнем Востоке. В русско-японскую войну 1904–05 с февр. 1904 команд. Маньчжурской армией, с октября главнокоманд. вооруж. силами на Дальнем Востоке. После Мукденского сражения 1905, в котором проявил нерешительность, снят с должности и назначен с понижением команд. 1-й армией. Чл. Гос. совета (1906–15). В 1-ю мировую войну командовал Гренадерским корпусом (1915), Сев. фронтом (1916). В июле 1916 – февр. 1917 туркестанский ген.-губернатор и войсковой наказной атаман Семиреченского казачьего войска, возглавил подавление Среднеазиатского восстания 1916. После Февр. революции 1917 отстранён от должности и арестован, но вскоре освобождён и уволен в отставку. С мая 1917 до конца жизни жил в своём имении Шешурино, преподавал в средней и основанной на его средства сельскохозяйственной школах. Отказался от предложения франц. посольства эмигрировать, а также присоединиться к Белому движению. Автор ряда фундаментальных воен.-историч. и статистич. трудов, основанных на документах и личных впечатлениях очевидца событий. Историограф рус.-тур. войны 1877–78, завоевания Туркмении в 1880–81, рус.-япон. войны 1904–05. Награждён орденами Св. Георгия 4-й (1876) и 3-й (1881) степеней, Св. Александра Невского (1896), Св. Владимира 1-й степени (1916) и др.
Васильев Н. М. КУРОПАТКИН // Большая российская энциклопедия. Том 16. Москва, 2010, стр. 423
Портрет Куропаткина, представленный в нашей заметке – это достаточно стандартный элемент агитпропа начала XX века.
Запись устного рассказа.
Алексей Николаевич Куропаткин был удивительным человеком. Как мы знаем, он был начальником штаба у М.Д. Скобелева. Известна фраза Михаила Дмитриевича: «Лёшка, ты лучший начальник штаба, но не дай тебе Бог стать командующим».
Более того, когда Николай II сообщил Куропаткину о своём решении назначить его главным командующим на Дальнем Востоке (учитывая, что в тот момент Куропаткин уже довольно давно был военным министром), Куропаткин ответил очень достойно: «Лишь скудостью выбора могу я объяснить решение Вашего Императорского Величества». Действительно, в тот момент людей с выдающимся боевым опытом среди русских генералов практически не было. И Куропаткин, на которого значительным образом ложился отсвет славы Скобелева, конечно, представлялся таким удачным вариантом. Но, как мы знаем, большого успеха он добиться не сумел.
В воспоминаниях, если не ошибаюсь, военного министра, а ранее — начальника канцелярии Министерства, Редигера есть пассаж, о том (близко к тексту), что когда чины Главного штаба и Канцелярии Военного министерства, офицеры Генерального штаба, узнали о назначении Куропаткина на Дальний Восток, они рассудили, что вскорости Куропаткин «разобьёт макак», ему присвоят фельдмаршальское звание, рескрипт придёт по телеграфу, а жезла-то у него не будет…
Результатом этого стало, как сейчас говорят, то, что коллеги «скинулись» на изготовление жезла частным порядком. Он, конечно, никоим образом не соответствует ни по внешнему виду, ни по материалу изготовления тем, которые выдавались из Собственного Его Императорского Величества Кабинета реальным фельдмаршалам. И, тем не менее, он был изготовлен. И, как мы видим, сохранился не только сам жезл, но и оригинальный футляр. Также крайне любопытна и надпись на предмете, о ней особый разговор. Как это часто бывает в истории, жезл был, а Куропаткин, к сожалению, японцев не разбил, фельдмаршалом так никогда и не стал.
Но очень яркое материальное воплощение этой истории – вот оно, перед нами.
Надо сказать, что Куропаткин после своего неудачного командования на Дальнем Востоке, имел довольно трагическую судьбу.
В течение долгих лет он фактически пребывал не у дел, у него не было никаких последующих наград. И только лишь уже через достаточное время после начала Первой Мировой войны, он получил строевое назначение, и, надо сказать, вполне удачно действовал. Даже, наконец, был назначен генерал-губернатором в Туркестан. И, кстати, успел получить алмазные знаки к ордену Александра Невского! Как мы знаем, дальше были революционные события. Но Алексей Николаевич не эмигрировал, жил в своём имении в нынешней Тверской области.
Ужасны были события, связанные с его кончиной.
Алексей Николаевич Куропаткин работал в своём же бывшем имении учителем. Это были уже 1920-е годы. Как-то он ждал на полустанке поезд, на котором должен был приехать его товарищ. Поезд запаздывал, и Куропаткин несколько раз доставал золотой репетир и сверялся со временем. Когда поезд прибыл и его товарищ вышел на перрон, то не увидел на платформе и около неё Куропаткина. Его стали искать, и нашли в кустах мёртвым с проломленной головой.
Он был выдающимся героем, кавалером ордена Святого Георгия III и IV степеней (сегодня мы бы его приравняли к дважды Герою Советского Союза), а убит был из-за золотых часов…
Андрей Хазин Академик РАХ, профессор Фото Андрей Лобанов
Страсть коллекционера. Андрей Хазин
__________________
>>><<<