Шестнадцатого ноября исполнилось 80 лет, как Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». В 1946 году эту борьбу назовут самбо (сокращение от «Самооборона без оружия»). В СССР создателем данной борьбы было принято считать А.А. Харлампиева. В массовом сознании это мнение было закреплено, как догма, благодаря очерку Рахтанова «История самбо», опубликованным в декабрьском номере журнала «Огонёк» 1947 года. Именно в этом году борьба самбо получила своё название. Согласно официальной версии, Харлампиев создал новый вид борьбы из приёмов национальных видов борьбы народов СССР, объездив для этого союзные республики. Позже в 1983 году фильм Юрия Борецкого «Непобедимый» с Андреем Ростоцким в главной роли закрепил эту легенду в народном сознании.
Я начал заниматься самбо в 1998 году. Самбо тогда было не в почёте, ещё с 80-х годов единоборством №1 в стране считалось карате, на худой конец кик-боксинг. Молодое поколение слабо представляло, что такое самбо. Выбор вида спорта был обусловлен случайностью. Однажды в дедовском книжном шкафу я откопал книгу А.А. Харлампиева «Борьба самбо» 1959 года. Пролистав, я заиграл её, что называется. Позже, когда встал вопрос «Каким спортом я буду заниматься?», то благодаря этой книге, выбор пал именно на самбо. И в скором времени была найдена ближайшая секция. В этом мне повезло, потому, как тогда их было совсем немного для такого большого города, как Москва. Помимо старта в самбо эта книжка положила начало моей мини-коллекции по самбо и дзю-до, но о этом позже.
И вот однажды тренер нас повёз в РГАФК (сейчас этот ВУЗ именуется РГУФК), чтобы мы пацаны посмотрели, как борятся чемпионы и призёры чемпионата мира на мемориале Е.М. Чумакова – ученика А.А. Харлампиева. Там, помимо всего прочего, мне посчастливилось прикупить журнал «Самбо России», который не продавался в газетных киосках. Журнал содержал интереснейшую статью Михаила Лукашева «Сотворение самбо», посвящённая биографии В.С. Ощепкова. Мне уже встречалась эта фамилия. В одной из книжек по самбо, за которыми я охотился, как раз из-за исторических справок (сыграла моя давняя любовь и предрасположенность к изучению истории). Из той справки я знал, что
Ощепков считается основателем самбо,
а Харлампиев был его учеником!
Советскую легенду о происхождении самбо я слышал, но вот о роли Харлампиева в ней не знал.
Позже мне попалась другая статья Лукашова о В.А. Спиридонове, который ещё до Революции изучал джиу-джитсу и множество других единоборств, популярных в то время, разрабатывал различные системы единоборств от самозащиты до штыкового боя. В 1920-е годы Виктор Афанасьевич развивал систему под названием «Сам» (сокр. «Самозащита») на базе ДСО «Динамо», и как не трудно догадаться, она предназначалась в первую очередь для сотрудников НКВД. Практически в тоже время Василий Сергеевич Ощепков, которому в своё время удалось окончить японский институт борьбы дзю-до «Кодокан» , на базе ЦДКА культивировал свой вид борьбы – дзюу-до.
Дзюу-до был советским вариантом японской борьбы дзю-до, но с некоторыми отличиями в технике и арсенале приёмов. Отличия прежде всего былиобусловлены своим прикладным значением, которому уделялась особое внимание военным руководством ЦДКА. Отличия были и в спортивной одежде. Ощепков отказался от штанов в пользу шорт.
Но создателем спортивной формы для самбо безусловно можно считать именно Спиридонова. Именно он разработал куртку-самбовку, которое отличалась наличием прорезей для продевание пояса и «крылышками» в районе рукавного шва. Обувь «борцовки» также ввёл Спиридонов, дзюудоисты боролись босяком. Но в обоих видах борьбы спортсмены боролись в шортах.
В отличии от «Сам» Дзюу-до (тогда она именовалась борьба вольного стиля Дзюу-до) в СССР получила распространение. А Ощепков возглавлял федерацию этого вида спорта. На конец 1937 года планировался даже чемпионат СССР, но в этом же году Ощепкова арестовали в обвинении в шпионаже в пользу Японии. Вскоре, он умер в тюрьме. А ученикам Ощепкова пришлось экстренно заметать следы японской борьбы.
Таким образов 16 ноября 1938 года появилась новая борьба вольного стиля. Тогда же был проведён всесоюзный сбор тренеров, где Харлампиев был назначен старшим тренером. Напомню, что Харлампиев был одним из учеников Ощепкова. Тогда же была изложена легенда о изысканиях Харлампиева в области национальных видов борьбы для формирования арсенала приёмов для новой борьбы вольного стиля. Справедливости ради стоит отметить, что вероятнее всего подобные изыскания были, но поверхностные, чтобы обосновать «народное» происхождение новой борьбы. Как бы то не было, но труд всей жизни Ощепкова пережил его самого и переродился. В 1939 году был проведён первый чемпионат СССР по борьбе вольного стиля.
Великая Отечественная война сделала паузу в популяризации этого вида спорта, а уже в 1946 году за его развитие снова взялись. Борьба вольного стиля была переименована в Самбо, и появился «исторический» очерк Рахтанова в «Огоньке», о котором я уже упоминал.
Сейчас наверное уже не получится определить, когда пересеклись две линии – Дзюу-до и Сам. Мне думается, что это произошло тогда, когда пересеклись пути борцов ЦДКА и Динамо. И наверное не случайно ученик Харлампиева Е.М. Чумаков, которого называют патриархом Самбо, выступал именно за Динамо. И невооружённым взглядом видно, насколько огромно взаимное влияние этих двух школ друг на друга, воплотившееся в то, что сейчас называют борьба Самбо. Не могу отметить и ещё одну огромную заслугу В.А. Спиридонова. Именно он сформулировал и предложил классификацию приёмов борьбы: подножки, подсечки, рычаги, узлы и т.д. Сейчас больно смотреть ТВ, когда комментаторы используют англоязычные сленговые название для обозначения тех или иных борцовских приёмов, когда как классическая (спиридоновская) система наименований универсальна и понятна любому борцу в независимости от стиля.
А теперь немного о моей мини-коллекции… Итак, у меня их две: книги и значки. В начале статьи я уже рассказал, как у меня появилась первая книга. Позже я покупал книги, по самбо, дзю-до и рукопашному бою (на основе боевого самбо, экзотичные виды меня не интересовали), которые можно было достать на книжных развалах и в магазинах. Последнюю книгу, я выменял на впустую получасовую видеокассету. Вот такие были призы в то время, и это хорошо, если были. Мне не нужна была кассета, а одному парнишке книга. Так и махнулись… А вторая мини-коллекция – это значки. Однажды на награждении победителей и призёров соревнований, среди которых был и я, раздали в качестве награды значки федерации Самбо РСФСР, а был уже конец 1990-х. Но точки зрения фалеристике это был, пожалуй, самый интересный приз. В то время, если и награждали медалями на соревнованиях, то это было очень редко или это были «безликие» медали. Потом как-то на барахолке увидел значки по самбо и начал регулярно туда бегать в поисках значков по самбо, дзю-до и ГТО. Материала было немного, а потом мне это занятие надоело, да и барахолку начали регулярно разгонять. Много времени уже прошло, а вещи остались.
И в конце я хочу поздравить с этим юбилеем всех самбистов и прежде всего детских тренеров, которые воспитывают в подрастающем поколении настоящих спортсменов, мужчин и граждан!
Специальный корреспондент Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ Владимир Коханкин (Partizankampfer)
Визитка Николая Японского (Александр Куланов)
Семинаристы, шпионы и судмедэксперт (Александр Куланов)
Фонарь ниндзя (Александр Куланов)
__________________