Святой Победоносец — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Святой Победоносец

Святой Победоносец

in Новости музеев 673 views

Выста­воч­ный проект по­свя­щён ве­ли­ко­му­че­ни­ку Геор­гию По­бе­до­нос­цу, од­но­му из наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тых при­уро­чен к 80-ле­тию По­бе­ды в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не. Его хрис­тиан­ский под­виг вос­при­ни­мал­ся как По­бе­да ве­ры, триумф над си­ла­ми зла. В Древ­ней Ру­си он счи­тал­ся не­бес­ным по­кро­вителем князей и всего православного воинства. Один из дней церковной памяти великомученика Георгия приходится на 6 мая.

Святой Победоносец.

Иконография великомученика Георгия в памятниках древнерусской и поствизантийской живописи.

На выставке будут представлены традиционные и редкие образы святого из музейных собраний и частных коллекций. Среди них – две иконы XV-XVI веков, на которых святой изображен в рост, с воинскими атрибутами. Шестнадцать клейм жития на иконе из Музея имени Андрея Рублева подробно иллюстрируют историю страданий великомученика Георгия, непоколебимую крепость его веры. Икона «Чудо великомученика Георгия о змие», созданная, возможно, в Новгороде в XVI столетии, является примером широко распространенной в русском искусстве иконографии. Сюжет о спасении дочери правителя некоего города от чудовища воином-христианином символически понимался как победа добра над злом, христианства над язычеством, добродетелей над страстями, что сделало его чрезвычайно популярным. Поствизантийские памятники демонстрируют неизвестные в XVI-XVII веках на русской почве изображения святого Георгия. На одной из икон он представлен держащим в руках свою отсеченную голову, что отсылает к тексту жития о его мученической кончине. Другая икона иллюстрирует редкое «Чудо святого Георгия о спасении отрока из плена».

  • Великомученик Георгий, с житием. Начало XVI века. Москва. Дерево, темпера. 117,5×88,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
  • Двойное чудо великомученика Георгия. Икона, рама иконы XVII век. Греция. Дерево, темпера; белый металл, золочение, чеканка. 28,3×23,1 см. Собрание Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии

Участники выставки: Музей имени Андрея Рублёва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии, частные коллекционеры Г. Татинцян и С.А. Ходорковский.

В рамках выставки планируется проведение кураторской экскурсии, на которой можно будет узнать об особенностях изображений Георгия Победоносца, о воинских и мученических атрибутах в иконописи, а также о житии святого и его подвиге.

Чудо великомученика Георгия о змие. Третья четверть XVI века. Новгород. Дерево, темпера. 68,5×58,5 см. Собрание С.А. Ходорковского
Чудо великомученика Георгия о змие. Третья четверть XVI века. Новгород. Дерево, темпера. 68,5×58,5 см. Собрание С.А. Ходорковского

Куратор

Куратор выставки: старший научный сотрудник сектора станковой и монументальной живописи научно-фондового отдела Музея им. Андрея Рублёва Е.А. Макарова.

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
27.04.2025

Редакция благодарит Дарью Шведову за пос­тоянное любезное внимание и сотрудничество!



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центральный музей древне­рус­ской куль­ту­ры и искусства имени Андрея Рублёва — му­зей рус­ского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе ко­то­рых началась реставрация  Спасо-Андро­никова монастыря. Официаль­ное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Кол­лекция состоит из бо­лее чем тринад­цати тысяч икон XII—XX веков, фре­сок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, пред­метов медного худо­жественного литья, шитья, изразцов, а так­же архео­логических находок.

До 1949 года в музее не было директора — из-за прово­димой религиоз­ной поли­тики советских властей многие канди­даты отказывались занимать пост. Однако благодаря ини­циативе началь­ника главного управления по охране памят­ников мини­стер­ст­ва культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.

Основное выставочное про­стран­ство рас­поло­же­но в церк­ви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

8 мая – 15 июня 2025 г.

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Май Митурич

Май Митурич. К мысу радости

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Май Ми­турич. К мы­су ра­дос­ти», при­уро­чен­ную к 100-летию со
Перейти К началу страницы