Ростов Великий принадлежит к числу древнейших русских городов, а обширная Ростовская епархия была форпостом христианства в Залесской земле. В средневековье здесь сложилась особая художественная традиция, сохранявшая самобытность даже после окончательного присоединения ростовских земель к Московскому княжеству в 1474 году. Искусству этого важного художественного центра Северо-Восточной Руси посвящён выставочный проект, организуемый Музеем им. Андрея Рублёва совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова.
Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний
Собрание Музея им. Андрея Рублёва богато памятниками ростовской иконописи XV–XVI веков. Принадлежность многих из них художественной культуре Ростова была установлена в ходе многолетней и кропотливой научной работы. Некоторые из представленных на выставке произведений лишь недавно прошли реставрацию. Изучение образа святителя Николая Мирликийского на выносной двусторонней иконе конца XV – начала XVI века сопровождалось открытием, подтверждающим, что он пользовался особым почитанием. На иконе обнаружились следы особых привесок, которые подносились в благодарность за помощь или по обету.

- Христос перед Понтием Пилатом. Около 1497 года. Ростов. Дерево, темпера. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
- Великомученик Димитрий Солунский, с житием. Последняя четверть XV века (?). Москва или Ростов. Дерево, темпера. Из села Поникарова близ Ростова. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Интересна судьба иконы середины – третьей четверти XIV века «Святитель Николай Чудотворец» из коллекции Музея русской иконы им. Михаила Абрамова. Она была обнаружена в 1967 году в часовне деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области вместе с иконами архангелов Михаила и Гавриила. Впоследствии образ святителя был приобретен музеем у частных владельцев. Иконы архангелов долгое время находились за рубежом, пока не были переданы в Патриарший музей при Храме Христа Спасителя в Москве, где хранятся и поныне. Иконы входили в один чин, объединявший деисусные (представленные в молении, в трёхчетвертном развороте) и фронтальные образы. Художественный язык этих произведений позволяет отнести их к культуре Ростова, влияние которой простиралось далеко на север, вплоть до Архангельска и Кольского полуострова.

Среди шедевров выставки – иконы из поясного деисусного чина конца XV века, происходящего из села Поникарово и ныне находящегося в собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В них наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме. Особенно выразителен образ святителя Леонтия Ростовского, неутомимого проповедника христианской веры среди языческих племен Залесской земли. К периоду блестящего расцвета художественной жизни Ростова относится вошедшая в состав экспозиции рукопись – «Апостол толковый» из собрания Государственного Исторического музея. Писцовая запись на одном из листов содержит дату создания манускрипта – 1220 год, а также имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I.
Деисусный ряд иконостаса. Конец XV века. Ростов. Из села Поникарова близ Ростова. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
- Христос Вседержитель
- Богоматерь
- Пророк Иоанн Предтеча
- Апостол Пётр
- Апостол Павел
- Святитель Григорий Богослов
- Святитель Леонтий Ростовский
Всего на выставке будет представлено около 50 памятников из собраний Музея им. Андрея Рублёва, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и частных коллекций. Это выразительные, зачастую выдающиеся произведения, позволяющие сложить представление о своеобразии ростовской иконописи, ощутить её притягательную силу и красоту.
Кураторы
Кураторы выставки: кандидат искусствоведения, ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева М.И. Яковлева и заместитель заведующего научно-исследовательским отделом А.Л. Гульманов.
Отдел по связям с общественностью Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 6.03.2025
Редакция благодарит Дарью Шведову за постоянное любезное внимание и сотрудничество!
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва — музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.
До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.
Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
13 марта – 25 мая 2025 г.
Купить билеты в Музей Андрея Рублёва
_________________