Иконопись Ростова

Иконопись Ростова

in Новости музеев 1015 views

Ростов Великий при­над­ле­жит к чис­лу древ­ней­ших рус­ских го­ро­дов, а об­шир­ная Рос­тов­ская епар­хия бы­ла фор­пос­том христиан­ства в За­лес­ской зем­ле. В сред­не­ве­ковье здесь сло­жи­лась осо­бая ху­до­же­ст­вен­ная тра­ди­ция, сохранявшая самобытность даже после окон­ча­тель­но­го при­сое­ди­не­ния рос­товских зе­мель к Мос­ковскому кня­жеству в 1474 го­ду. Ис­кус­ству этого важного ху­до­же­ст­вен­но­го цент­ра Се­веро-Вос­точ­ной Руси по­свящён вы­ста­вочный проект, организуемый Музеем им. Андрея Рублёва совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова.

Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний

Собрание Музея им. Андрея Рублёва богато памятниками ростовской иконописи XV–XVI веков. Принадлежность многих из них художественной культуре Ростова была установлена в ходе многолетней и кропотливой научной работы. Некоторые из представленных на выставке произведений лишь недавно прошли реставрацию. Изучение образа святителя Николая Мирликийского на выносной двусторонней иконе конца XV – начала XVI века сопровождалось открытием, подтверждающим, что он пользовался особым почитанием. На иконе обнаружились следы особых привесок, которые подносились в благодарность за помощь или по обету.

Святые мученики Евстафий Плакида и Фёкла. Двусторонняя икона. Лицевая сторона: конец XIV века. Ростов. Оборотная сторона: вторая половина XIII века. Ростов. Дерево, темпера. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Святые мученики Евстафий Плакида и Фёкла. Двусторонняя икона. Лицевая сторона: конец XIV века. Ростов. Оборотная сторона: вторая половина XIII века. Ростов. Дерево, темпера. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
  • Христос перед Понтием Пилатом. Около 1497 года. Ростов. Дерево, темпера. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
  • Великомученик Димитрий Солунский, с житием. Последняя четверть XV века (?). Москва или Ростов. Дерево, темпера. Из села Поникарова близ Ростова. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Святитель Николай Чудотворец, со Святой Троицей (Ветхозаветной), явлением Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому и избранными святыми. Первая треть XVI века. Ростов . Дерево, темпера. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Святитель Николай Чудотворец, со Святой Троицей (Ветхозаветной), явлением Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому и избранными святыми. Первая треть XVI века. Ростов . Дерево, темпера. Собрание Музея имени Андрея Рублёва

Интересна судьба иконы середины – третьей четверти XIV века «Святитель Николай Чудотворец» из коллекции Музея русской иконы им. Михаила Абрамова. Она была обнаружена в 1967 году в часовне деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области вместе с иконами архангелов Михаила и Гавриила. Впоследствии образ святителя был приобретен музеем у частных владельцев. Иконы архангелов долгое время находились за рубежом, пока не были переданы в Патриарший музей при Храме Христа Спасителя в Москве, где хранятся и поныне. Иконы входили в один чин, объединявший деисусные (представленные в молении, в трёхчетвертном развороте) и фронтальные образы. Художественный язык этих произведений позволяет отнести их к культуре Ростова, влияние которой простиралось далеко на север, вплоть до Архангельска и Кольского полуострова.

Святитель Николай Чудотворец. Из деисусного ряда. Середина – третья четверть XIV века. Ростовские земли (Поонежье). Дерево, темпера. Из часовни деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области. Собрание Музея русской иконы имени М.Ю. Абрамова
Святитель Николай Чудотворец. Из деисусного ряда. Середина – третья четверть XIV века. Ростовские земли (Поонежье). Дерево, темпера. Из часовни деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области. Собрание Музея русской иконы имени М.Ю. Абрамова

Среди шедевров выставки – иконы из поясного деисусного чина конца XV века, происходящего из села Поникарово и ныне находящегося в собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В них наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме. Особенно выразителен образ святителя Леонтия Ростовского, неутомимого проповедника христианской веры среди языческих племен Залесской земли. К периоду блестящего расцвета художественной жизни Ростова относится вошедшая в состав экспозиции рукопись – «Апостол толковый» из собрания Государственного Исторического музея. Писцовая запись на одном из листов содержит дату создания манускрипта – 1220 год, а также имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I.

Деисусный ряд иконостаса. Конец XV века. Ростов. Из села Поникарова близ Ростова. Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

  • Христос Вседержитель
  • Богоматерь
  • Пророк Иоанн Предтеча
  • Апостол Пётр
  • Апостол Павел
  • Святитель Григорий Богослов
  • Святитель Леонтий Ростовский

Всего на выставке будет представлено около 50 памятников из собраний Музея им. Андрея Рублёва, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и частных коллекций. Это выразительные, зачастую выдающиеся произведения, позволяющие сложить представление о своеобразии ростовской иконописи, ощутить её притягательную силу и красоту.

Кураторы

Кураторы выставки: кандидат искусствоведения, ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева М.И. Яковлева и заместитель заведующего научно-исследовательским отделом А.Л. Гульманов.

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
6.03.2025

Редакция благодарит Дарью Шведову за пос­тоянное любезное внимание и сотрудничество!



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центральный музей древне­рус­ской куль­ту­ры и искусства имени Андрея Рублёва — му­зей рус­ского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе ко­то­рых началась реставрация  Спасо-Андро­никова монастыря. Официаль­ное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Кол­лекция состоит из бо­лее чем тринад­цати тысяч икон XII—XX веков, фре­сок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, пред­метов медного худо­жественного литья, шитья, изразцов, а так­же архео­логических находок.

До 1949 года в музее не было директора — из-за прово­димой религиоз­ной поли­тики советских властей многие канди­даты отказывались занимать пост. Однако благодаря ини­циативе началь­ника главного управления по охране памят­ников мини­стер­ст­ва культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.

Основное выставочное про­стран­ство рас­поло­же­но в церк­ви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

13 марта – 25 мая 2025 г.

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе

Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Подвиг музея

Подвиг музея

ГМИИ имени А.С. Пушкина 24 апреля совместно с Государственным Русским музеем открывает выставочный
Художник Николай Мухин

Художник Николай Мухин

Выс­тав­ка Ака­де­ми­ка Рос­сий­ской ак­аде­мии ху­до­жеств, На­род­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ни­ко­лая Алек­санд­ро­ви­ча Му­хи­на
Юрия Темирканов

Юрий Темирканов к 80-летию Победы

К 80-ле­тию Ве­ли­кой По­бе­ды Меж­ду­на­род­ный фонд куль­тур­ных ини­циа­тив Юрия Те­мир­ка­но­ва пред­став­ляет вир­туаль­ную
Перейти К началу страницы