Ярославский художественный музей завершил реставрацию картины Ивана Семёновича Куликова «Боярышня (Убор невесты)» (1911 г.)., при поддержке социального проекта «Недемля женского здоровья «Гедеон Рихтер». Шедевр, долгое время скрытый от публики, занял место в постоянной экспозиции.
«Боярышня» Куликова вернулась в экспозицию
Ярославского художественного музея
Картина, написанная выдающимся русским живописцем-реалистом, учеником Ильи Репина, – не только яркий образец отечественного искусства, но и свидетель непростой истории. После успешного дебюта, отмеченного премией Общества поощрения художников (1912) и участием в выставках в Венеции и Мюнхене, полотно передано в Ярославль в 1914 году для будущего художественного музея. Однако в 1918-м, во время обстрела города, картина получила восемь пулевых пробоин, а последующие годы хранения в неидеальных условиях вне музея усугубили повреждения.
Реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря провели кропотливую работу: восстановили натяжение холста, устранили деформацию, трещины и расслоение красочного слоя, утраты и потертости, а также вернули картине её первоначальный цветовой баланс.
Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея:
«Реставрация картины Ивана Семеновича Куликова «Боярышня (Убор невесты)» – важное событие для нашего музея. Произведение очень пострадало во время революционных событий XX века. В центре картины, на изображении лица главной героини произведения, сохранились восемь сквозных пулевых отверстий! Реставраторы музея сделали необходимые работы по консервации картины, говоря простым языком, жизни картины ничего не угрожало, но режим жизни был ограничен нахождением в отделе хранения, в стабильных климатических условиях. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря в Москве картине вернули не только внешний вид, но и образ жизни, возможность включения шедевра в постоянную экспозицию музея».

Заключив трёхлетний договор о реставрации трёх женских образов из коллекции музея, партнёром фармацевтической компании «Гедеон Рихтер» стал Государственный Эрмитаж. «Боярышня» – десятое произведение, восстановленное в рамках проекта. Как и бережное восстановление шедевра, внимание к женскому здоровью требует профессионализма, деликатности и своевременности.
За время существования проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» были отреставрированы произведения искусства из коллекций ведущих российских музеев. Помимо Эрмитажа, проект сотрудничал с Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, Национальным музеем Татарстана, Русским музеем фотографии в Нижнем Новгороде и Ростовским областным музеем изобразительных искусств. Теперь к этому списку присоединился и Ярославский художественный музей.
«Боярышня» ждёт зрителей в залах экспозиции «Русское искусство XVIII – начала XX веков» с 24 апреля.
Ярославский художественный музей 28.04.2025
Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.
Ярославский художественный музей — центральный художественный музей Ярославской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древнерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникальные произведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Представительно собрание пейзажной живописи – Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко представлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.
Куликов Иван Семёнович (1 (13) апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, там же) — русский и советский живописец, мастер портретов и бытовых сцен.
Родился в городе Муроме в семье бывших крепостных крестьян — выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.
Учился в Муромское уездном училище, где первым преподавателем черчения и рисования у него был Николай Иванович Товцев. Летом 1891 года юноша познакомился с художником А.И. Морозовым, который обосновался в селе Дедово близ Мурома, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
Рисовальная школа ОПХ, (с 1893) у Э.К. Липгарта, АХ (1896–1902) у В.Е. Маковского и И.Е. Репина.
Преподавал в художественной студии в Муроме (с 1930).
Основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлове.
Среди основных произведений: «В крестьянской избе» (1902), «Боярышня (Убор невесты)» (1911), портреты архитектора В.А. Щуко (1902), портрет матери (1905), «Пастух». Принимал участие в работе Репина над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–02).
Ярославский художественный музей
Ярославль, Волжская набережная, 23
с 24 апреля 2025 г.
Купить билет в Ярославский художественный музей
_________________