Геноцид армян

Геноцид армян. 110 лет

in Новости музеев 768 views

В музее «Та­пан» при армян­ском хра­мовом комп­лексе Москвы 24 апреля состоя­лось от­крытие выставки «Увен­чанные веч­ностью», приуро­ченной к 110-й годовщине Геноцида армян.

Мероприятие началось зажжением свечей перед иконой Святых мучеников.

Тематика представленной экспози­ции была разно­образна. Наряду с полотнами выдаю­щихся армянских художников — Жансаема, Мариам Асламазян, Николая Никогосяна на тему геноцида, были выстав­лены доку­ментальные фото­гра­фии, расска­зывающие об ужасах кровавой резни. Особое место заняла экспо­зиция под названием «Геноцид армян на первых полосах зару­бежной прессы», где представлены публикации и фото­графии из ведущих мировых изданий, являющиеся неопро­вержимыми сви­де­тель­­ствами чудо­вищной жесто­кости, с которой осу­ществля­лись массовые убийства и депортация армян.

Геноцид армян

В день поминовения Св. мучеников Геноцида армян, вечером, в му­зее состоялся концерт духовной и клас­сической музыки с участием камер­ного состава симфо­нического оркестра «Русская филармония», хора Нацио­нального академи­ческого театра оперы и балета им. А. Спендиаряна (Республика Арме­ния), а также хора кафедрального собора Преображения Господня г. Москвы.

Геноцид армян

Концертом дирижировал заслу­­жен­ный артист Республики Армения Карен Дургарян. В программу вошли произведения Комитаса, Макара Ек­маляна, Александра Ару­тюняна, а также духовные песнопения (шара­каны) в обработке Ерванда Ерканяна для хора и оркестра.

Геноцид армян

Геноцид армян

Митрополит Аксий, Управляющий Ереванско-Армянской епархией Русской православной церкви архиепископ Люберецкий и Подольский, и Архиепископ Езрас, патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви

Давид Багдасарян, директор музея «Тапан»
Давид Багдасарян, директор музея «Тапан»

Геноцид армян на первых страницах мировой прессы

Преследования и резня армян, а также осуще­ствленный младотур­ками геноцид всегда были в центре внимания армянской и мировой прессы. Статьи и публикации являются важными перво­источ­никами для освещения темы Геноцида армян и имеют уникальное историческое значение. Приме­чательны публикации англий­ской, французской, американской, итальянской, русской прессы, в которых освещаются как масштабная резня 1894 — 1896 гг., в период правления султана Абдула Гамида II, кровавая бойня в Киликии в 1909 г. и Геноцид 1915-1923 гг., так и их последствия — проблемы армянских беженцев, собирание сирот и судьба похищенных турками армян­ских детей и женщин. Эти публикации мировой прессы содержат важную инфор­мацию и ценные свиде­тельства об истреблении армян, о процессе осу­ществления геноцида и о его последствиях. Таким образом, эти публикации, осуждающие политику унич­тожения армян, стано­вятся косвен­ны­ми свидетель­ст­вами исто­рического факта: совер­шённого против армян геноцида. Для публикуемых материалов основными источниками становятся не только свиде­тельства депор­тированных и переживших геноцид армян, но ценные сообщения тех дипломатов, миссионеров, врачей и других иностранных граждан, которые стали свидетелями ужасных прес­туплений, совершённых против армян и других христиан Османской империи в конце XIX — начале ХХ века. В частности, ценными являются информация и материалы работавших в то время в некоторых регионах Османской империи корреспон­дентов иностранных газет и журналов, в которых в хроноло­гическом порядке представлено правдивое изложение событий.

Весьма интересны публикации с фото­графиями, имеющие уникальное значение. Кроме текс­товой ин­фор­мации, фотографии и другие визуальные материалы, переда­вае­мые кор­рес­пон­ден­тами, до­ку­­ментируют избиения, депортацию армян и в целом царившую в Османской империи обстановку более предметно. Так, через прессу мировая общест­венность не только была осведом­лена о совершаемом геноциде, но благо­даря этим публикациям в разных концах света ширилось армено­фильское движение и стрем­ление оказать содействие пережившим геноцид армянам. Это помогло развёр­тыванию широкого гума­нитарного движения. В част­ности, после армянских погромов в период правления султана Абдула Гамида II редакции некоторых газет инициировали сбор средств для оказания помощи армянским беженцам.

Интересна подборка тех публи­каций мировой прессы, в которых тема Геноцида армян оказывается на первых полосах, что в свою очередь придает важность публичному озвучиванию этой трагедии. Публикации такого характера встречаются в американской и европейской прессе как конца XIX века, так и начала ХХ века. Свидетельства мировой прессы являются неоспоримыми доказательствами актуальности темы Геноцида армян, а также потребности мировой общественности быть осведом­лённым об этом страшном преступлении, совершённом против армян.

Гайк Демоян

Предпосылки геноцида

В начале XIX в. подавляющее большинство истори­ческих армян­ских земель продол­жало оставаться под властью Османской империи. Армянское население, как и другие христианские народы, были её бес­прав­ными гражданами. Усилив­шиеся во второй половины XIX в. гонения и репрессии по отношению к армянам ещё более ожесточились после того, как по окончании русско-ту­рецкой войны 1877–1878 гг. вопрос западных армян отдельной статьей впервые рассматривался в мирном договоре и стал вопросом международной дипломатии, известный под названием «Армянский вопрос». Он предполагал осуществление реформ и обеспечение безопасности жизни и имущества западных армян под контролем Великих держав. Однако, вместо осуществления реформ, султан Абдул Гамид II перешёл к открытой политике насилия — «Нет армян — нет Армянского вопроса». Репрессии, рели­гиозные притеснения, насильст­венная исла­мизация, депортация армян свиде­тельствовала о том, что политика истреб­ления армян была поднята на госу­дарственный уровень в последнем деся­тилетии XIX в. События 1890-х гг. — первое массовое уничтожение армян­ского населения в Османской империи. В результате кровавых погромов в конце 90-х гг. XIX в. было убито более чем 300 тысяч западных армян.


Геноцид армян 1915 г.

Причины геноцида

В годы Первой мировой войны армянский народ пережил ужасную страницу своего исторического существования. Геноцид армян в пределах Османской империи не был случайным явлением. Это был тщательно запрограммированный и разработанный план, непосред­ст­венно исходящий из жестокой, нацио­нали­стической политики султана Абдул Гамида и продол­женный младо­турками. Эта политика была направлена против всех нетурецких народов империи, но с особой силой проводилась по отношению к армя­нам. Их истребление не было политикой отдельных личностей, а особой — официальной, государ­ственной поли­тикой. Убийство армян в годы Первой мировой войны было организовано и запланировано с единственной целью — истребление нации (что и является геноцидом) и лишение исторической родины (патриоцид). Уже к концу 1915 г. младо­турецкие лидеры поздравляли друг друга с тем, что «освободили Турцию» от армянского населения. Они с гордостью заявляли, что буквально за одну неделю ими сделано больше, чем Абдул Гамидом на протяжении долгих 30 лет. Армянский вопрос для них был решен: «Нет армян — нет Армянского вопроса, нет проблемы реформ — нет европейского вмешательства во внутренние дела Турции». Армянский вопрос, вновь поднятый в 1912–1914 гг., был не единственной причиной для принятия младотурками решения ликвидировать армянское население Османской империи. Одной из основ­ных целей политики младотурок было сохранение целостности Осман­ской империи, и предотвращение её раздела со стороны Великих держав. Главная причина геноцида исходила из пантюркистской идеологии младотурок. На съезде младотурецкой партии «Единение и прогресс» в Салониках было принято решение о «туркизации всех нетурецких народов» Османской империи. Основной целью пантюркистской политики было создание «чисто-турецкого» государства (объединение тюркоязычных народов). Эта поли­тика была основана на расистском подходе к нетурецким народам и верховенстве, привилегированности турецкого этноса.

Истребляя армян, младотурки пресле­довали также следующие цели: избавиться от экономически господ­ст­вующего народа, находящегося на высоком, многократно превос­ходящем турок, уровне культурного развития и, одновременно, присвоить их капитал, а также посред­ством очищения территорий Западной Армении от исконного населения, доказать свое — «турецкое автохтонство» в Армении. В планы младотурок входило также освободить от армян Восточную Армению и армяно­населенные территории в пределах Персии. В период Первой мировой войны младотуркам удалось в значительной мере претворить в жизнь этот план.


Фотографии до времени геноцида

Название Акн (западноармянский Агн), вероятно, произошло от назва­ния реки Акнагбюр, протекающей через город. В 1914 году в городе Акн армянское население составляло 16.741 человек, проживающие в 25 деревнях и городах. Было 25 церквей, 3 монастыря и 20 школ, в которых учились 1300 детей.

Известные армяне города: Бабген Сиуни (западноармянский: Papken Siuni; при рождении: Бедрос Париан; 1873-1896), лидер захвата Османского банка (26 августа 1896); Мисак Мецаренц (1868-1908), родился в деревне Бинкян в богатой семье Мецатурян; Сиаманто (1878-1915), армянский писатель, поэт и народный деятель, арестован 24 апреля 1915 года и убит; Никол Галандерян (1881-1944), армянский композитор детских песен. Многие армяне из Агна были видными банкирами и ювелирами, также среди высокопоставленных чиновников правительства; последним известным примером был Габриэль Норадунгян, министр иностранных дел 1912-1913 годов в последнем либеральном османском правительстве.

Геноцид армян 1915 года: Первые аресты были произведены 22 апреля 1915 года без видимой причины. В тот же день городской совет объявил, что оружие должно быть сдано властям. За этим приказом последовали систематические обыски домов и новые аресты. Только за сутки в Агне было арестовано 248 человек. Аналогичные события произошли в деревнях Каза примерно в то же время. 7 июня всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет 400 человек были «мобилизованы», а затем под охраной вывезены в три места на берегу Евфрата, где их связали группами по пять человек и бросили в реку. Всеобщая депортация началась в конце июня. Власти объявили, что готовы позволить семьям, согласив­шимся принять ислам оставаться в своих домах. Примерно 5% населения удалось избежать депортации таким образом. Депортировали три конвоя. Первый включал население деревень, второй — люди с окраины Агн и одного из районов города, а третий и последний — остальное армянское население Агн, то есть около 7.000 человек. Шествие специально сделали долгим и трудным, чтобы как можно больше депортированных погибло.

Государства осудившие геноцид
Государства осудившие геноцид

Материал подготовил
Давид Багдасарян
Директор музея «Тапан»
24.04.2025

Армянский Музей ТАПАН

«Тапан» – своеобраз­ный хра­ни­тель исто­рии и куль­туры как Ар­мении, так и всего человече­ского культурного наследия. Уже в са­мом названии кроется символичная мысль: «тапан» в пе­ре­воде с ар­мян­ского языка означает «ковчег».

«Тапан» – уникальное культурное пространство в самом сердце Москвы, которое объединяет людей неза­висимо от национальных различий, языкового барьера и религиозных убеждений. Такое взаимодействие обогащает культурную сторону человеческой жизни, расширяет кругозор и учит не просто толерантности в виде безразличия, а толерантности, которая закладывает краеугольные камни к пониманию, оценке и передаче общечеловеческих ценностей, к построению Тапана нового времени, где мирно со­существуют представители различ­ных религий, культур, националь­ностей и традиций.

Музей «Тапан»

Храмовый комплекс Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ

Москва, Олимпийский проспект, 9, стр. 2

с 24 апреля 2025 г.

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>