Множество интересных событий происходит в мире искусства, а в частности в музейном сообществе. Именно этот объём информации часто не позволяет разобраться и расставить приоритеты. Поэтому мы стараемся помочь и рассказать вам об интересных мероприятиях и любопытных предметах, которые стоит посетить или увидеть.
Открывшаяся 31 января 2024 года, организованная силами РОСИЗО, выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы», проходящая в стенах Музея Москвы не выглядит сверх востребованной. Хотя это общая ошибка. По всей видимости тут вопрос к пиару сторонней выставки на своей территории, когда не получается о ней лишний раз заявить, даже при всём желании. И это мы понять можем.
Но что нам не понятно и никак не укладывается в голове, так это потеря возможности посещения этой выставки зрителями, следящими за важными событиями. Уровень выставочного материала, собранного в общий рассказ куратором Алиной Корень, настолько же высок, насколько вызывает удивление сама возможность объединить многие предметы вместе. Это колоссальный труд. Сама Алина хорошо отметила на открытии, что выставка позволит «прожить контакт с монументальным искусством Москвы». Скорее всего выставка, как не грустно, показывает лишний раз современным московским деятелям, какой город им был доверен и как они его не уберегли.
О выставке подробно можно прочитать в отдельном материале, а мы традиционно остановимся на одном из предметов и расскажем о нём и о своём впечатлении.
Но сначала об открытии. В предыдущем материале «Картина с секретом» мы признались, что на выставке РОСИЗО «Формы и образы. Лаки» открытием стала работа известного художника Владимира Мошковича, которая, как нам показалось, имеет намёки на «Троицу» Андрея Рублёва.
А теперь таким художником для нас стал Евгений Михайлович Аблин (1928-2011). Нам очень близки его работы. Это сильнейший художник-монументалист с удивительным пониманием времени и масштаба. Несколько его работ украсили выставочное пространство.

Теперь мы обратили внимание на картину Вениамина Кремера «Большие надежды. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году», написанную в 1947-м году. Картина из частного собрания, т.е. нужно понимать, что раз дали сегодня возможность увидеть — не стоит терять время. Так вот название картины и объясняет, что перед нами именно советский павильон с установленными статуями В.И. Ленина и И.В. Сталина, за которыми располагается на стене огромная картина. А справа карта СССР. Ну и американцы, — тут правильнее написать устоявшимся штампом «простые американцы», — пришли посмотреть на советские достижения и, конечно, лидеров страны.

Художник Вениамин Вениаминович Кремер (1898-1977) в 1939 году был назначен главным художником павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Поэтому о событиях он знал от первого лица. Именно поэтому он и мог переиграть их так, как он бы хотел их видеть (и не только он), а не так, как это было на самом деле. Важно было показать впечатление от мероприятия, но, как всегда бывает, не противоположной стороны, а сложившееся (или должно было сложиться в период начала Холодной войны) у советских людей.
Говоря об американцах образца 1939 года сложно представить, что они внутренне сильно изменились к нашим дням. Они не плохие и не хорошие, но они такие какие есть. Хоть расовый и национальный состав их претерпел изменение. Это подтверждают фото- и видеоматериалы с всемирной выставки, проходившей с 30 апреля 1939 года по 27 октября 1940 года. В массе посетители были белыми людьми (мы белых не обидели этим замечанием?), с интересом и критически рассматривавшими все достижения мира, в т.ч. и СССР. Но на картине несколько белых, но обращает на себя внимание один. Он в котелке и отшатнулся от мощи советского творчества или советской идеи. Понятно, что это не портрет гостя, а суммированное стандартное изображение капиталиста, приближенное к требованиям полотна — штамп, как у Кукрыниксов, но понятный зрителю.
Сегодня постоянно забываем, что выставка организована под девизом «Мир завтрашнего дня», что определило задачу всем участникам при организации павильонов, которые и сегодня можно назвать одними из лучших в истории подобных мероприятий. «Мир завтрашнего дня» — это выставка достижений и планов на будущее. Для посетителей — это было сверхинтересно, тем более для американцев, где выставка могла предложить достижение для конкретного человека на ближайшее время, а часто перенаправляла прямо в магазин.
Каждый участник расстарался чем-нибудь превзойти и удивить соседей. СССР ничем не уступал другим участникам, а кое в чём превзошёл и не уступает до сих пор: советские специалисты показали на примере метро «Маяковская», часть станции которой умудрились собрать, как нужно выглядеть метрополитену во всём мире. Правда, американцам это не помогло и их грязные аскетичные подземелья до настоящего времени пугают пассажиров.
Вернёмся к картине. Две колоссальные фигуры Ленина и Сталина работы Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1852) — это уменьшенные копии двух таких же фигур, установленных за два года до выставки на канале имени Москвы в Дубне. Когда говорят, что фигуры — это пропаганда, то это только половина вопроса. Две такие фигуры — это ещё и намёк на наличие технологии изготовления вещей такого размера (а в этом случае и ещё большего, находящихся под Москвой), а также показали возможность транспортировки крупногабаритного хрупкого груза на дальние расстояния. Увидевшие это наверняка поняли и не стали заострять внимание на самих скульптурных портретах.
Открытки 1939 года из набора, посвящённого Всемирной выставке в Нью-Йорке
Показать богатство и размер советского государства должна было большая карта страны, изготовленная из самоцветов. Как говорится, пойди повтори.
Вениамин Кремер тоже что-то чувствовал важное в необходимости вспомнить и запечатлеть выставку, но он не мог представить судьбу изображаемых им вещей, как и судьбу страны. Для работы у него были наброски с выставки. Оставались фотографии и могли быть открытки до настоящего времени оставшиеся популярными среди коллекционеров открыток. Их мы используем для иллюстрирования материала.
Но Кремер был очень хороший художник из числа тех, кому свойственно чувствовать больше, чем иметь возможность объяснить. Он даже писал в манере соцреализма, но иногда напоминающей произведения импрессионистов, вспомните хотя бы его «Домны в Макеевке».
Памятник Ленину вернулся из США, пережил Великую Отечественную войну. В 1946-м году он утвердился на постаменте в советском Киеве на месте казней фашистами киевлян, закрыв собой (или даже так: придавив собой) эту трагическую точку, где мог со временем возникнуть магазин, столовая или общественная уборная, т.е. могла пропасть память. Памятник не пережил современную историю, как не странно, признавшей его художественную силу, политическую значимость и мастерство автора. Как говорят, родственники скульптора выразили возражение против возможного восстановления уничтоженного памятника, что остаётся только приветствовать. Говоря о возрождении, если можно так сказать, разрушенного, то интересно мнение родственников да и самих авторов о восстановлении в Москве «Храма Христа Спасителя», «Центрального Военторга», «Детского мира» (кстати архитектор Душкин автор и упомянутого выше подземного павильона метро «Маяковская»), «Гостиницы Москва» и т.д. По слухам скоро можно дополнить список кинотеатрами «Октябрь» и «Россия». Кстати, этот вопрос на выставке не очень раскрыт, хотя и упомянут снесённый исторический бассейн ЦСКА, построенный хитростью Василия Сталина, обвинённого в растрате. Но разве Василий Иосифович себе дом построил или вывел средства за рубеж? Это уже тема отдельного разговора.
Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину оказался счастливее. И это при всех на него навалившихся бедах. После выставки, находясь в фаворе, как победительница конкурса красоты, он занял почётное место на площади в ПКиО имени Сталина (Измайловский парк в Москве). К 1960-м памятник был убран с глаз долой — десталинизация его демонтировала, но не разрушила. Меньше четверти времени своего существования он был памятником вождю народов, а потом просто складированной скульптурой. Теперь эта известная скульптура стоит около Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве и, хотя её чаще называют «А кто это?» или «А чё он такой здоловый?», но она уцелела, сохранив свои историю и память.
Теперь о картине за скульптурами. Это известное панно «Знатные люди страны Советов», находящееся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, о которой кто только не писал. Там целый сонм людей к 1939 году ставших лицом страны. некоторые из них сегодня совершенно не известны. Есть предположение, что и раньше не всех их знали, а на картину они попали по разнарядке. При этом художники показали сплоченность и целеустремлённость народа. Размер полотна большой, рассчитанный на возможный эффект. Картина до сих пор поражает. Ну а кто такую может повторить сегодня?

Итогом скажем, что работа Вениамина Кремера — это фиксация мечты, которая не обязана иметь пересечения с реальностью, а является целью, достигнуть которую важно, но ещё важнее идти к ней. И это было свойственно многим авторам.
Так что выставка по нашему мнению удачная, можно сказать, что она в традициях советского «Росизопропаганда». Но мы о выставке напомним ещё раз. У вас ещё есть время до 13 апреля 2025 года, чтобы сходить, посмотреть и составить собственное мнение о выставке «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» и о представленных на неё интереснейших предметах.
Алексей Сидельников
P.s. К материалу добавим, что Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» подготовил аудиогид по выставке «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы».
Теперь у всех желающих появилась возможность сделать посещение выставки «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы более информативным, познавательным, и впечатляющим. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» подготовил специальный аудиогид от куратора выставки Алины Корень.
Монументальное искусство занимает особенное место в нашей культуре. Восхищая и завораживая, оно точно передает дух времени, сложные политические, социальные и культурные процессы, в разное время происходящие в нашем государстве, вовлекая зрителя в незабываемое приключение. Величайшие художники советской эпохи создали шедевры, которые впечатляют своей самобытностью и грандиозностью замысла. Представляя уникальные экспонаты, выставка РОСИЗО заставляет иначе взглянуть на окружающее городское пространство, открыть его художественную и культурную ценность.
Яркая и многогранная экспозиция дополнена содержательной авторской экскурсией, посвященной искусству городского пространства столицы: мозаикам, барельефам, витражам и сграффито. С помощью аудиогида посетители выставки смогут совершить увлекательное путешествие в мир монументальной живописи, расширить свой кругозор, познакомиться с историей представленных экспонатов, узнать больше об искусстве, неразрывно связанным с историей страны.
С 14 марта аудиогид можно будет получить совершенно бесплатно на входе на выставку «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы после покупки билета. Билеты можно приобрести на сайте.
РОСИЗО — это многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов, самостоятельно и в партнёрстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями.
Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.
РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и международного культурного сотрудничества.
Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного наследия России и современного российского искусства.
РОСИЗО
Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2 корпус 1
31 января — 13 апреля 2025 г.
Билеты можно приобрести на сайте https://www.mos.ru/afisha/event/328985257/
_________________