Магия пространства. Евгений Орлов

Магия пространства. Евгений Орлов

in Новости музеев/Художники 321 views

Ев­гений Орлов яв­ляет­­ся пред­­ста­­ви­те­­лем со­вре­мен­ного ис­кусства Пе­тер­бур­га. «Как мастер я сформи­ровался в 1970–1980-е годы благо­даря встречам с худож­­никами, учё­ны­ми, фи­ло­­со­фа­ми, ко­то­рые тог­да меня окружали. Они по­влия­ли на мое миро­воз­зре­ние».

В живо­писи художника нашли отражение раз­ные стили и направления. Евгений Орлов начинал свой путь в искусстве со штудий­­ного рисования, затем был увлечён импрес­сио­низ­мом и экспрес­сиониз­мом, русским авангардом, сим­волизмом и многим другим.

Орлов Е. М. Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве. 2001. ЯХМ
Орлов Е. М. Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве. 2001. ЯХМ

Представленные на выставке произ­ведения созданы в период 1993–2001 годов, когда художники без оглядки могли экспериментировать и воплощать свои замыслы и идеи. Проти­востоя­ние официаль­ной линии советского искус­ства с момента перестройки закон­чилось.

Евгения Орлова причисляют к группе современных неосим­волистов. Диапазон образов, созданный художником, широк. Он обра­щается к  христианским темам. Полотно «Борис и Глеб» (1993) заставляет нас вспомнить наследие мастеров древне­русского искусства (иконописную культуру). В полифонии интересов Евгения Орлова, участвовавшего в 1980-е годы в росписях псковских храмов, христианские образы заняли особое место. В ленин­град­ском анде­граунде соединение традиций авангарда и иконописи вылилось в «икон­ный супрематизм». Как пишут критики: «Геометрические формы балан­си­руют на грани пред­метной означенности и бес­пред­мет­ности, а строи­тель­ное начало смы­кается с религиозным жиз­не­строением».

Орлов Е.М. Пейзаж с лошадью. (Дом и лошадь). 1996. ЯХМ
Орлов Е.М. Пейзаж с лошадью. (Дом и лошадь). 1996. ЯХМ

С 1989–1997 художник жил в Санкт-Пе­тербурге и в Стокгольме (Швеция), где был консуль­тантом по русскому искусству, помогал в организации международных выставок и продолжал работать как живописец. Созданные в этот период композиции выстроены на ритмике и лаконизме линий и цветовых пятен, несут в себе магическое начало:  «Восточное лицо» (1993), «Красная крыша» (1993), «Пейзаж с лошадью (Дом и лошадь)» (1996) и др. Художник узнаваем в мно­голиком мире искусства – пластические и коло­ристи­ческие решения подчинены логике мышления автора. Продолжая заложенные русским авангардом идеи, автор разработал свою теорию «квадрата». «Избранность квадрата – в предельной простоте его формы и одно­временно в пластической его бес­конечности, легко пре­об­ра­зую­щейся в сложные структуры и формы, извечные символы как Западных, так и Восточных культур …», – поясняет Евгений Орлов.

Орлов Е.М. Восточное лицо. 1993. ЯХМ
Орлов Е.М. Восточное лицо. 1993. ЯХМ

Творчество Евгения Орлова с юности было подчинено строгому логи­ческому мышлению, которое было заложено в период занятий в физико-математической школе. Плас­тические и цветовые особенности живописных полотен позволяют зрителю погрузиться в свой ассоциативный мир. Холст «Восточное лицо» (1993) таит в себе магию пространства, в ней нашли отражение мировосприятие и эстетика востока.

«Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве» (2001) и «Пространство Новгорода. Состояние охры в синем пространстве» (2001) созданы после поездок в Великий Новгород. В их основу легли  впечатления от архитектуры храмов в пространстве исторического центра города Ярославово Дворище и археологических раскопов на его территории. Каждая деталь картины двузначна – является элементом реальности и составной частью сотворённого художником вообра­жаемого мира.

Орлов Е..М. Борис и Глеб. 1993. ЯХМ
Орлов Е..М. Борис и Глеб. 1993. ЯХМ

Художник утверждает: «Искусство – это вид человеческой деятельности, когда человек творит свои миры или пытается, по крайней мере, для себя объяснить то, что его окружает и что он делает».

Представленные на выставке произ­ведения подарены Ярославскому художественному музею автором в 2025 году. Они расширяют наше пред­ставление об искусстве Петербурга ХХ–XXI веков.

Куратор

Куратор – Нина Павловна Голен­кевич, искус­ствовед Яро­слав­ского худо­же­ст­вен­ного музея. 

Ярославский художественный музей
18.11.2025

Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.



Ярославский художественный музей. Логотип

Ярослав­ский ху­до­же­ствен­ный музей — цент­­­раль­ный ху­до­­­же­ст­вен­­ный му­зей Яро­слав­ской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древ­нерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникаль­ные произ­ведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Пред­ставительно собрание пейзажной живописи – Иван Айва­зовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко пред­ставлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, деко­ратив­но-при­клад­ного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.

Ярославский художественный музей

Музей зарубежного искусства

Ярославль, Волжская набережная, 23

20 ноября 2025 г. — 1 марта 2026 г.

Купить билет в Ярославский художественный музей

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы