Евгений Орлов является представителем современного искусства Петербурга. «Как мастер я сформировался в 1970–1980-е годы благодаря встречам с художниками, учёными, философами, которые тогда меня окружали. Они повлияли на мое мировоззрение».
В живописи художника нашли отражение разные стили и направления. Евгений Орлов начинал свой путь в искусстве со штудийного рисования, затем был увлечён импрессионизмом и экспрессионизмом, русским авангардом, символизмом и многим другим.

Представленные на выставке произведения созданы в период 1993–2001 годов, когда художники без оглядки могли экспериментировать и воплощать свои замыслы и идеи. Противостояние официальной линии советского искусства с момента перестройки закончилось.
Евгения Орлова причисляют к группе современных неосимволистов. Диапазон образов, созданный художником, широк. Он обращается к христианским темам. Полотно «Борис и Глеб» (1993) заставляет нас вспомнить наследие мастеров древнерусского искусства (иконописную культуру). В полифонии интересов Евгения Орлова, участвовавшего в 1980-е годы в росписях псковских храмов, христианские образы заняли особое место. В ленинградском андеграунде соединение традиций авангарда и иконописи вылилось в «иконный супрематизм». Как пишут критики: «Геометрические формы балансируют на грани предметной означенности и беспредметности, а строительное начало смыкается с религиозным жизнестроением».

С 1989–1997 художник жил в Санкт-Петербурге и в Стокгольме (Швеция), где был консультантом по русскому искусству, помогал в организации международных выставок и продолжал работать как живописец. Созданные в этот период композиции выстроены на ритмике и лаконизме линий и цветовых пятен, несут в себе магическое начало: «Восточное лицо» (1993), «Красная крыша» (1993), «Пейзаж с лошадью (Дом и лошадь)» (1996) и др. Художник узнаваем в многоликом мире искусства – пластические и колористические решения подчинены логике мышления автора. Продолжая заложенные русским авангардом идеи, автор разработал свою теорию «квадрата». «Избранность квадрата – в предельной простоте его формы и одновременно в пластической его бесконечности, легко преобразующейся в сложные структуры и формы, извечные символы как Западных, так и Восточных культур …», – поясняет Евгений Орлов.

Творчество Евгения Орлова с юности было подчинено строгому логическому мышлению, которое было заложено в период занятий в физико-математической школе. Пластические и цветовые особенности живописных полотен позволяют зрителю погрузиться в свой ассоциативный мир. Холст «Восточное лицо» (1993) таит в себе магию пространства, в ней нашли отражение мировосприятие и эстетика востока.
«Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве» (2001) и «Пространство Новгорода. Состояние охры в синем пространстве» (2001) созданы после поездок в Великий Новгород. В их основу легли впечатления от архитектуры храмов в пространстве исторического центра города Ярославово Дворище и археологических раскопов на его территории. Каждая деталь картины двузначна – является элементом реальности и составной частью сотворённого художником воображаемого мира.

Художник утверждает: «Искусство – это вид человеческой деятельности, когда человек творит свои миры или пытается, по крайней мере, для себя объяснить то, что его окружает и что он делает».
Представленные на выставке произведения подарены Ярославскому художественному музею автором в 2025 году. Они расширяют наше представление об искусстве Петербурга ХХ–XXI веков.
Куратор
Куратор – Нина Павловна Голенкевич, искусствовед Ярославского художественного музея.
Ярославский художественный музей 18.11.2025
Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.
Ярославский художественный музей — центральный художественный музей Ярославской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древнерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникальные произведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Представительно собрание пейзажной живописи – Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко представлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.
Ярославский художественный музей
Музей зарубежного искусства
Ярославль, Волжская набережная, 23
20 ноября 2025 г. — 1 марта 2026 г.
Купить билет в Ярославский художественный музей
_________________
