Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

in Новости музеев 201 views

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной пси­хо­ло­ги­чес­кой тео­рии архе­ти­пов Кэ­рол Пир­сон, по­сле­до­ва­тель­ни­цы Кар­ла Гус­та­ва Юнга, с ис­кус­ст­вом рус­ского аван­гарда на­чала XX ве­ка. Лич­но­ст­ные ка­чества аван­гар­дис­тов и соз­даваемое ими ис­кусство соот­несены с 12 основными архетипами: Дитя, Славный малый, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Эстет, Творец, Правитель, Маг, Муд­рец, Шут.

  • Машков И.И. Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди. ГТГ
  • Лобанов С.И. Холодное солнце (Мужской портрет). ГТГ
  • Казимир Малевич. Девушка с гребнем в волосах. 1932-1933. ГТГ
Маврина Т.А. Манеж. ГТГ
Маврина Т.А. Манеж. ГТГ

Важнейшее отличие авангарда от искусства пред­шествую­щих эпох — абсолютная свобода творческого само­выра­жения, отказ от ака­демической и иной единой стилистической тра­диции, нежелание подчинять искусство социальной проблематике, фокус на ин­дивидуа­лизиро­ван­ное аутентичное твор­чество. Именно поэтому работы э авангардистов так сильно отличаются друг от друга. Художники не ставили целью отразить в творчестве внут­ренний мир, но, оказавшись освобож­дёнными от внешних ограничений, проявили свою индивидуальность особенно ярко.

Определение ведущего архетипа художника основано на анализе как документальных источников (соб­ст­венные высказывания, суждения о нём совре­менников, фото­графии), так и произ­ведений (какой сю­жет для своих работ выбирает мастер, как избранные им фор­маль­но-сти­лис­ти­чес­кие средства взаимо­действуют с сюжетом). На протяжении жизни художник может переходить из одного архетипа в другой ввиду новых твор­ческих задач или изменения внешних обстоятельств. Он также может трансли­ровать сразу несколь­ко архе­типов, проявляя тем самым разные грани своего характера.

  • Маврина Т.А. Каракулевый воротник. ГТГ
  • Пиросманашвили Н.А. Рыбак среди скал. ГТГ

Искусство авангарда часто сложно для понимания, поскольку автор или радикально преображает реальность, или вовсе отказывается от её воспро­из­ведения. Главная задача проекта — «оче­ловечить» авангард. Взгляд на искусство через призму архетипов даёт возможность проникнуть в творческое сознание художника на новом уровне, понять, какие психо­логические паттерны двигали мастером, почему он создавал именно такие произведения, какова была мотивация его поисков, ведущих к творческим находкам и открытиям, и таким образом прийти к более глубокому пониманию необычного искусства начала ХХ века. Кроме того, внимательному зрителю будет интересно найти среди 12 архетипов самого себя.

Взгляд на русский аван­гард через приз­му тео­рии архе­типов демон­стри­рует уни­каль­ность худо­жествен­ного дви­жения. В любом другом куль­тур­но-исто­риче­ском срезе общества сложно обна­ружить по­добное раз­нообра­зие стилей и характеров, которые охва­тывали бы все 12 архетипов.

Кандинский В.В. Белый овал. ГТГ
Кандинский В.В. Белый овал. ГТГ
  • Ларионов М.Ф. Зима. ГТГ
  • Ларионов М.Ф. Конюшни. ГТГ

Архитектура проекта предпо­лагает пре­обра­зование выста­воч­ного зала в комп­лекс из 12 обособ­лен­ных пространств, каж­дое из которых обладает своей сим­воликой цвета и формы.

На выставке будут представлены знаковые произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой и других выдающихся мастеров авангарда.

Куратор

Куратор Ирина Кочергина.

Собрания

Собрания: Госу­дар­ствен­ная Третья­ков­ская галерея, Госу­дар­ствен­ный Рус­ский музей, Госу­дар­ствен­ный музей изобра­зитель­ных искус­ств имени А.С. Пушкина, Государ­ствен­ный Рус­ский музей, Российский госу­дар­ствен­ный архив лите­ратуры и искус­ства, Ми­нерало­гический музей имени А.Е. Ферсмана Рос­сийской ака­демии наук, Науч­но-ис­следо­ватель­ский музей при Российской ака­демии художеств, Го­судар­ствен­ный музей изобра­зительных искусств Респуб­лики Татар­стан, Музей Орга­нической Культуры, Институт русской лите­ратуры (Пуш­кинский Дом) Российской академии наук, Серпу­ховский исто­рико-ху­доже­ст­венный музей, Ярославский худо­жествен­ный музей, Саратов­ский госу­дар­ственный художе­ственный музей имени А.Н. Радищева, Красно­дарский краевой худо­жествен­ный музей имени Ф.А. Кова­ленко, Даль­не­вос­точ­ный худо­же­ст­вен­ный музей, кол­лекция Марины и Бориса Молчановых, Москва, кол­лекция Валерия Дудакова, Москва, коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых.

При поддержке Сбера.
Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
3.12.2025

Государственная Третьяковская галерея Логотип

Третьяков­ская га­ле­рея — один из глав­ных му­зеев Рос­сии, от­ра­жаю­щий её вклад в ми­ро­вую куль­ту­ру. Ос­нов­ные за­да­чи му­зея — со­хра­не­ние и популя­ризация отече­ствен­ного искусства, форми­рование культурной идентич­ности и обеспечение широкого доступа к худо­жест­вен­ному наследию. В своей дея­тель­ности Галерея руко­водствуется клю­чевыми цен­ностями: вдох­новением и креа­тивностью, открывая новые формы взаимо­дейст­вия с искусством; гордостью и ответ­ствен­ностью за сохра­нение коллекции; ориен­ти­рован­ностью на посети­телей, учитывая их интересы; госте­приим­ством и откры­тостью к со­труд­ничест­ву; про­фес­сио­нализ­мом и стрем­лением к высоким стан­дартам во всех аспектах работы.

 

Третьяковская галерея

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной

Москва. Кадашёвская набережная, 12

24 декабря 2025 г. — 11 мая 2026 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы