Арктика

Арктика. Полюс цвета

in Новости музеев 268 views

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию освое­ния Рос­сией Се­вер­ного мор­ского пути. Экс­позиция ох­ва­ты­вает период с XVIII века до наших дней и от­ражает эво­люцию ху­доже­ст­вен­ного осмысле­ния се­вер­ных широт в рос­сий­ском ис­кус­стве: от ро­ман­ти­зиро­ван­ных образов пер­во­откры­ва­те­лей до до­ку­мен­таль­ных сви­де­тельств ос­вое­ния ре­гиона и со­вре­мен­ных твор­ческих ин­тер­претаций.

Алексей Мартинс. Из серии «Полярники». 2010. ГТГ
Алексей Мартинс. Из серии «Полярники». 2010. ГТГ

На выставке пред­ставлено более 130 произ­ведений, со­здан­ных в разных жанрах и техниках: живопись, графика, скульп­тура, фото­графия и муль­тиме­дийные инстал­ляции. Осо­бое вни­мание уделено творчеству ненец­ких худож­ников Тыко Вылки и Констан­тина Пан­кова, чьи работы от­ражают ау­тен­тичный взгляд на Арктику.

Сегодня в Третьяковской галерее хранится одно из лучших собраний ранних работ Константина Коровина, и во многом это заслуга ее основателя — Павла Михайловича Третья­кова. Среди клю­чевых экспонатов — мо­ну­мен­таль­ные панно, созданные для павильона Крайнего Севера на Всерос­сийской промыш­ленной и ху­до­жествен­ной вы­ставке в Ниж­нем Новго­роде и для Всемир­ной вы­ставки в Париже. Панно «Север­ное сияние», посту­пив­шее в собра­ние в 1961 году, было впервые отрес­тав­риро­вано, и теперь займет место в экспозиции.

Коровин К.А. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896. Панно для павильона "Крайний Север" на Всероссийской про­мыш­лен­но-ху­доже­ст­венной вы­ставке в Нижнем Новгороде. ГТГ
Коровин К.А. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всерос­сийской
промыш­лен­но-худо­жествен­ной выставке в Нижнем Новгороде. ГТГ

На выставке можно поз­накомиться и с произ­веде­ниями русского художника и путе­ше­ст­вен­ника Александра Борисова, для которого Арктика стала главной темой творчества. Ученик Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Бо­рисов со­вершил ряд продол­жительных экс­педиций на Новую Землю, в Пе­чорский край и на остров Вайгач в 1890-1900-х годах. Его картины не только создают ху­доже­ст­вен­ный образ этого края, но и служат важным доку­мен­таль­ным свиде­тельством. Вы­став­ка пред­ставит свыше 20 произ­ведений автора преи­муще­ст­венно из собрания Третья­ковской галереи — Па­вел Михай­лович Третья­ков пер­вым оценил талант Борисова, купив у него более 50 работ, испол­ненных во время и сразу после первого путе­шествия на Новую Землю в 1896 году.

  • Борисов А.А. Весенняя полярная ночь. 1897. ГТГ
  • Борисов А.А. В области вечного льда. (Лето). 1897. ГТГ

Экспозиция охватывает длинную историю советского изучения Севера: от первых худож­ников-по­ляр­ников (Климент Редько, Фёдор Решет­ников, Мит­рофан Берингов, Игорь Рубан) до энту­зиастов второй половины ХХ века (Александр и Пётр Смолины, Андрей Яковлев, Александр Шумилкин, Айли Винт). Благодаря их творчеству представление советского человека об арктическом регионе перешло от страха перед грозными тер­риториями к восхищению этим удивительным местом, «краем земли» со своими уникальными народами и природой.

Решетников Ф.П. Первые герои. 1976. ГТГ
Решетников Ф.П. Первые герои. 1976. ГТГ
  • Денис Фонтанов. Потоки времени. Из серии «Портрет воды». 2018. ГТГ
  • Яковлев А.А. Счастливая. 1974. ГТГ
Берингов М.М. Северная соната. 1927. ГТГ
Берингов М.М. Северная соната. 1927. ГТГ
  • Рубан И.П. Не для туристов. 1964. ГТГ
  • Рыбников А.А. Первая Ленская во льдах. 1934. ГТГ

Фотографические разделы вы­ставки фик­сируют природные феномены, индустриальное освоение региона, а также его флору и фауну. Акцент сделан на раздел, посвященный со­временной истории изучения Арктики, здесь посетители смогут озна­комиться с твор­чеством Леонида Тишкова, Аркадия Насонова, Александра По­номарева и других художников.

Проект представляет Арктику как природное пространство с уникальными световыми эффектами, зону научного и промышленного развития и культурный символ, связанный с мотивами преодоления и вдохновения, сохраняя акцент на экологической хрупкости и условности че­ловеческого контроля над этой территорией. Выставка будет сопровождаться обра­зовательной программой.

Кураторская группа:

Светлана Усачёва, Надежда Мусянкова, Мария Седова, Ангелина Лебедева, Никита Ерофеев.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
5.12.2025

Государственная Третьяковская галерея Логотип

Третьяковская галерея — один из главных музеев России, отражающий ее вклад в мировую культуру. Основные задачи музея — сохранение и популяризация отечественного искусства, форми­рование куль­турной идентичности и обеспе­чение широкого доступа к художе­ственному наследию. В своей деятель­ности Галерея руковод­ствуется ключевыми ценностями: вдохно­вением и креа­тивностью, открывая новые формы взаимо­действия с искус­ством; гордостью и ответ­ственностью за сохранение коллекции; ориен­тиро­ван­ностью на посетителей, учитывая их интересы; гос­теприим­ством и открытостью к со­труд­ничеству; профес­сионализмом и стремлением к высоким стандартам во всех аспектах работы.

 

Третьяковская галерея на Крымском Валу

Москва, Кадашёвская набережная, 12, 1 этаж

12 декабря 2025 г. — 21 июня 2026 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

Обсудить материал >>> 

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Перейти К началу страницы