Музей русского импрессионизма 2026

Музей русского импрессионизма 2026

in Новости музеев 68 views

В 2026 году Музей русского импрессионизма отмечает свое десятилетие. Выставочные проекты продолжат знакомить с новыми именами и культурными явлениями и охватят целое столетие с 1830-х по 1930-е годы. Откроет юбилейный год экспозиция «Под маской» о феномене карнавалов и маскарадов. Летом в залах музея развернется лаборатория модернизма — посетители узнают о частной художественной школе Елизаветы Званцевой, в которой преподавали Лев Бакст, Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин. В конце года в центре внимания окажется насыщенный переломными историческими событиями период первой половины XX века, когда целые художественные направления исчезали из культурного контекста.

В новом году музей расширит географию проектов. Помимо трёх выставок в собственных залах, запланированы экспозиции в Ростове Великом, Великом Новгороде, Владивостоке и Твери.

Музей русского импрессионизма видит себя активным участником музейной жизни страны, и в марте 2026 года совместно с Союзом музеев России и при поддержке Европейского университета в Санкт-Петербурге проведет научно-практическую конференцию «Оценка эффективности / эффективность оценки», посвященную системам оценки качества работы музеев.

До 25 января 2026 года на всех этажах музея открыта выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» — живописный роман о легендарном «короле репортеров», его «Москве и москвичах». Образ города на стыке эпох иллюстрируют работы Владимира Маковского, Александры Экстер, Александра Дейнеки, а также технические новинки времен дяди Гиляя из фондов соорганизатора проекта — Политехнического музея.

Под маской

12 февраля — 24 мая

Задаст настроение юбилейному году выставка «Под маской» — в музейных залах развернется панорама карнавалов и маскарадов XIX и XX столетий. Интерес к забаве с переодеваниями, ставшей неотъемлемой частью русской культуры, не угасал несколько столетий и объединял и гостей императорских дворцов, и жителей советских квартир. Работы Владимира Маковского, Сергея Судейкина, Сергея Виноградова, Абрама Архипова и других художников представят выразительные мгновения придворных балов, уличных гуляний и домашних праздников.

Пышные вечера и подготовка к ним будоражили воображение модников и модниц разных эпох. Дамы и господа на время забывали о своих чинах, перевоплощаясь в античных богов и героев романов, средневековых рыцарей и маркиз галантного века. С их легкой руки маскарадная мода проникла и в изобразительное искусство: изысканные и полушутливые, пестрые и зрелищные образы заслуживали остаться запечатленными в жанровых сценках и на портретах, которые сами нередко становились вдохновением для эффектного костюма. Зачастую оформлением праздников и постановок занимались ведущие живописцы эпохи, которые сами не прочь были примерить маскарадные маски для костюмированных вечеров в Академии художеств.

В рамках выставки музей расширяет иссле­дуемый период и охватывает целое столетие со времен Николая I до 1930-х годов. Феномен маска­радов раскроют работы из Госу­дар­ствен­ной Третья­ковской галереи, Государ­ственного музея изобра­зительных искусств имени А.С. Пушкина, Ярослав­ского худо­жествен­ного музея, Красно­дарского краевого художе­ст­венного музея имени Ф.А. Кова­ленко и других музейных и частных собраний.

Куратор: Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Под маской. Василий Лебедев. Девочка в маскарадном костюме. 1905. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Василий Лебедев. Девочка в маскарадном костюме. 1905. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
  • Богданов-Бельский Николай Петрович. Портрет светлейшего князя А. К. Горчакова. 1910-1911. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
  • Михаил Нестеров. Екатерина Петровна Нестерова в маскарадном костюме итальянской монахини. 1914. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
  • Николай Сапунов. Маскарад. 1906. Cобрание KGallery, Санкт-Петербург
  • Елена Киселёва. Испанка. 1910. Частное собрание, Москва
  • Виктор Штемберг. Испанка. 1900. Самарский областной художественный музей
Под маской. Борис Тимин. Карнавал в парке культуры и отдыха. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Борис Тимин. Карнавал в парке культуры и отдыха. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

Школа Званцевой (рабочее название)

июнь – октябрь

Летом посетители смогут заглянуть в учебные классы школы Званцевой, многие выпускники которой в 1910-е годы сформировали облик петербургского авангарда. Ученица Ильи Репина, Елизавета Званцева создала одно из самых востребованных учебных заведений Петербурга, ставшее настоящей творческой лабораторией с 1906 по 1917 год. Работы ведущих преподавателей школы нового образца Льва Бакста, Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина в диалоге с произведениями их студентов — от известных Елены Гуро и Михаила Матюшина до редко звучащих сегодня имен Фавсты Шихмановой и Раисы Котович-Борисяк — покажут, как званцевцы меняли художественный язык эпохи, предлагая оригинальные и выразительные решения в области цвета и формы.

Проект представит школу Елизаветы Званцевой как самостоятельное художественное явление, оказавшее влияние на становление молодого искусства XX века. Работы студентов и выпуск­ников школы приедут из Самарского областного худо­жествен­ного музея, Волгоградского музея изобра­зитель­ных искусств имени И.И. Машкова, Вятского художе­ствен­ного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Госу­дарствен­ного музея изобра­зительных искусств Рес­публики Татарстан, а также других музеев и частных собраний.

Куратор: Вера Рябинина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

  • Владимир Дмитриев. Балерина у окна. Мадонна. 1922–1923. Частное собрание
  • Надежда Лермонтова. Поздние цветы. 1916. Собрание Аллы Есипович-Рогинской
  • Владимир Дмитриев. Автопортрет. Конец 1910-х. Частное собрание
  • Званцевой. Владимир Дмитриев. Женщина в пейзаже. Частное собрание
Школа Званцевой. Фавста Шихманова. В Царском селе. Осенью. Около 1917. Собрание Аллы Есипович-Рогинской
Фавста Шихманова. В Царском селе. Осенью. Около 1917. Собрание Аллы Есипович-Рогинской

Закрытые фонды (рабочее название)

октябрь 2026 – январь 2027

Осенью музей предлагает поговорить об искусстве начала XX века, столкнувшимся с «культурой отмены». Революция 1917 года реорганизовала не только общество, но и многие творческие процессы. Служивший ее целям авангард вскоре стал запрещенным направлением, а поиски новых художественных решений объявлены формализмом. В залах развернутся истории художников, сталкивавшихся с цензурой, жесткой критикой в журналах и газетах, репрессиями и эмиграцией. Посетители увидят произведения Аристарха Лентулова, Юрия Анненкова, Роберта Фалька и других художников, чье творчество оказалось на десятилетия «отмененным», а работы — спрятанными в музейные хранилища. Рассказ дополнят архивные материалы, сохранившие воспоминания об этих процессах.

Куратор: Анастасия Винокурова — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Закрытые фонды. Наталия Гончарова. Весна. Частное собрание
Наталия Гончарова. Весна. Частное собрание
  • Юрий Анненков. Мастерская художника. Около 1925. Частное собрание
  • Роберт Фальк. Нищий. 1924. Собрание В. М. Шустера

Внешние выставки

Митрополичье варенье

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов Великий

июнь — сентябрь

Серию внешних проектов откроет в июне выставка «Митрополичье варенье». В Конюшенном дворе Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» развернется история Митрополичьего сада, в которой тонкости средневекового садоводства соединятся с гастрономическими традициями одного из древнейших регионов. Феномен сада как символического образа и историко-культурного объекта будет раскрыт с помощью живописи и графики, литературных текстов и аутентичных предметов быта.

Выставка митрополичье варенье в Ростове Великом - Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906. Музей русского импрессионизма
Константин Юон. Ворота Ростовского кремля. 1906. Музей русского импрессионизма

Отличники

Тверская областная картинная галерея, Тверь

конец 2026 — начало 2027 года

Осенью в Твери откроется продолжение прошедшей в 2023 году в Музее русского импрессионизма выставки «Отличники» о европейских путешествиях молодых русских мастеров — лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Экспозиция представит, как пенсионерские поездки «для усовершенствования в искусстве» помогали амбициозным художникам формировать собственный стиль, преломляя традиции античного и классического искусства, современных художественных веяний и личных взглядов. Генеральным партнером выставки выступит АО «Росатом Энергосбыт».

Под маской. Модест Дурнов. Портрет Анны Назариной, сестры художника. Конец 1900-х – 1910-е. Собрание Романа Бабичева, Москва
Модест Дурнов. Портрет Анны Назариной, сестры художника. Конец 1900-х – 1910-е. Собрание Романа Бабичева, Москва
Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
3.12.2025

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Идея соз­да­ния Му­зея поя­ви­лась у кол­лек­цио­нера Бо­ри­са Мин­ца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание по­лот­на были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Между­на­родный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образова­тельными и просветительскими программами.

 

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

2026 год

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Юлия Петрова. Просто это сложно

_________________

 Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы