В 2026 году Музей русского импрессионизма отмечает свое десятилетие. Выставочные проекты продолжат знакомить с новыми именами и культурными явлениями и охватят целое столетие с 1830-х по 1930-е годы. Откроет юбилейный год экспозиция «Под маской» о феномене карнавалов и маскарадов. Летом в залах музея развернется лаборатория модернизма — посетители узнают о частной художественной школе Елизаветы Званцевой, в которой преподавали Лев Бакст, Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин. В конце года в центре внимания окажется насыщенный переломными историческими событиями период первой половины XX века, когда целые художественные направления исчезали из культурного контекста.
В новом году музей расширит географию проектов. Помимо трёх выставок в собственных залах, запланированы экспозиции в Ростове Великом, Великом Новгороде, Владивостоке и Твери.
Музей русского импрессионизма видит себя активным участником музейной жизни страны, и в марте 2026 года совместно с Союзом музеев России и при поддержке Европейского университета в Санкт-Петербурге проведет научно-практическую конференцию «Оценка эффективности / эффективность оценки», посвященную системам оценки качества работы музеев.
До 25 января 2026 года на всех этажах музея открыта выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» — живописный роман о легендарном «короле репортеров», его «Москве и москвичах». Образ города на стыке эпох иллюстрируют работы Владимира Маковского, Александры Экстер, Александра Дейнеки, а также технические новинки времен дяди Гиляя из фондов соорганизатора проекта — Политехнического музея.
Под маской
12 февраля — 24 мая
Задаст настроение юбилейному году выставка «Под маской» — в музейных залах развернется панорама карнавалов и маскарадов XIX и XX столетий. Интерес к забаве с переодеваниями, ставшей неотъемлемой частью русской культуры, не угасал несколько столетий и объединял и гостей императорских дворцов, и жителей советских квартир. Работы Владимира Маковского, Сергея Судейкина, Сергея Виноградова, Абрама Архипова и других художников представят выразительные мгновения придворных балов, уличных гуляний и домашних праздников.
Пышные вечера и подготовка к ним будоражили воображение модников и модниц разных эпох. Дамы и господа на время забывали о своих чинах, перевоплощаясь в античных богов и героев романов, средневековых рыцарей и маркиз галантного века. С их легкой руки маскарадная мода проникла и в изобразительное искусство: изысканные и полушутливые, пестрые и зрелищные образы заслуживали остаться запечатленными в жанровых сценках и на портретах, которые сами нередко становились вдохновением для эффектного костюма. Зачастую оформлением праздников и постановок занимались ведущие живописцы эпохи, которые сами не прочь были примерить маскарадные маски для костюмированных вечеров в Академии художеств.
В рамках выставки музей расширяет исследуемый период и охватывает целое столетие со времен Николая I до 1930-х годов. Феномен маскарадов раскроют работы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Ярославского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко и других музейных и частных собраний.
Куратор: Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

- Богданов-Бельский Николай Петрович. Портрет светлейшего князя А. К. Горчакова. 1910-1911. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
- Михаил Нестеров. Екатерина Петровна Нестерова в маскарадном костюме итальянской монахини. 1914. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
- Николай Сапунов. Маскарад. 1906. Cобрание KGallery, Санкт-Петербург
- Елена Киселёва. Испанка. 1910. Частное собрание, Москва
- Виктор Штемберг. Испанка. 1900. Самарский областной художественный музей

Школа Званцевой (рабочее название)
июнь – октябрь
Летом посетители смогут заглянуть в учебные классы школы Званцевой, многие выпускники которой в 1910-е годы сформировали облик петербургского авангарда. Ученица Ильи Репина, Елизавета Званцева создала одно из самых востребованных учебных заведений Петербурга, ставшее настоящей творческой лабораторией с 1906 по 1917 год. Работы ведущих преподавателей школы нового образца Льва Бакста, Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина в диалоге с произведениями их студентов — от известных Елены Гуро и Михаила Матюшина до редко звучащих сегодня имен Фавсты Шихмановой и Раисы Котович-Борисяк — покажут, как званцевцы меняли художественный язык эпохи, предлагая оригинальные и выразительные решения в области цвета и формы.
Проект представит школу Елизаветы Званцевой как самостоятельное художественное явление, оказавшее влияние на становление молодого искусства XX века. Работы студентов и выпускников школы приедут из Самарского областного художественного музея, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а также других музеев и частных собраний.
Куратор: Вера Рябинина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
- Владимир Дмитриев. Балерина у окна. Мадонна. 1922–1923. Частное собрание
- Надежда Лермонтова. Поздние цветы. 1916. Собрание Аллы Есипович-Рогинской
- Владимир Дмитриев. Автопортрет. Конец 1910-х. Частное собрание
- Званцевой. Владимир Дмитриев. Женщина в пейзаже. Частное собрание

Закрытые фонды (рабочее название)
октябрь 2026 – январь 2027
Осенью музей предлагает поговорить об искусстве начала XX века, столкнувшимся с «культурой отмены». Революция 1917 года реорганизовала не только общество, но и многие творческие процессы. Служивший ее целям авангард вскоре стал запрещенным направлением, а поиски новых художественных решений объявлены формализмом. В залах развернутся истории художников, сталкивавшихся с цензурой, жесткой критикой в журналах и газетах, репрессиями и эмиграцией. Посетители увидят произведения Аристарха Лентулова, Юрия Анненкова, Роберта Фалька и других художников, чье творчество оказалось на десятилетия «отмененным», а работы — спрятанными в музейные хранилища. Рассказ дополнят архивные материалы, сохранившие воспоминания об этих процессах.
Куратор: Анастасия Винокурова — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

- Юрий Анненков. Мастерская художника. Около 1925. Частное собрание
- Роберт Фальк. Нищий. 1924. Собрание В. М. Шустера
Внешние выставки
Митрополичье варенье
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов Великий
июнь — сентябрь
Серию внешних проектов откроет в июне выставка «Митрополичье варенье». В Конюшенном дворе Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» развернется история Митрополичьего сада, в которой тонкости средневекового садоводства соединятся с гастрономическими традициями одного из древнейших регионов. Феномен сада как символического образа и историко-культурного объекта будет раскрыт с помощью живописи и графики, литературных текстов и аутентичных предметов быта.

Отличники
Тверская областная картинная галерея, Тверь
конец 2026 — начало 2027 года
Осенью в Твери откроется продолжение прошедшей в 2023 году в Музее русского импрессионизма выставки «Отличники» о европейских путешествиях молодых русских мастеров — лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Экспозиция представит, как пенсионерские поездки «для усовершенствования в искусстве» помогали амбициозным художникам формировать собственный стиль, преломляя традиции античного и классического искусства, современных художественных веяний и личных взглядов. Генеральным партнером выставки выступит АО «Росатом Энергосбыт».

Пресс-служба Музей русского импрессионизма 3.12.2025
Музей русского импрессионизма
Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Международный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образовательными и просветительскими программами.
Музей русского импрессионизма
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
2026 год
Купить билеты в Музей русского импрессионизма
_________________











