Джулио Киленьи

Репродукция живописи и рисунков в медалях Джулио Киленьи

in Фалеристика 690 views

Джулио Ки­леньи (Julio Ki­le­nyi, венг. Gyula Kilényi) – из­ве­ст­ный аме­рикан­ский скульп­тор и ме­дальер вен­гер­ского про­ис­хож­де­ния. Ки­леньи ро­дил­ся в г. Ара­де (Венгрия) 21 февра­ля 1885 г. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Буда­пештской коро­левской школе ис­кусств (1900-1902 гг.), про­должил обра­зование в ака­демиях искус­ств Гер­мании и Франции (1902-1907 гг.). В 1909 г. отправился в г. Буэнос-Айрес, в 1916 г. перебрался в г. Нью-Йорк. Получил гражданство США в 1924 г.

Д. Киленьи — автор сотен медалей и плакеток с невероятно разно­образной тематикой – от персо­наль­ных (порт­ретных), юбилейных, памятных, исто­рических до наград­ных (ин­сти­ту­цио­наль­ных), членских, масонских, рекламных, произ­вод­ствен­ных, спортивных, военных, носимых, а также медалей раз­личных обществ и сту­денческих братств и пр.[1] В авторстве Киленьи выходили скульптуры, барельефы, а также малые худо­жествен­ные формы – пепель­ницы и т.н. bookends (книго­держатели, исполь­зуемые парами, для поддержания книг в верти­каль­ном положении).[2] Киленьи был автором официального олимпийского постера к Олимпийским играм в Лос-Анжелесе в 1932 г.[3]

С 1934 г. был членом испол­нительного комитета, вице-пре­зидентом Аме­ри­кан­ского Брюк­не­ров­ского Общества, с 1952 г. — куратором Меж­ду­на­род­ного американского общества.

С 1949 г. по 1955 г. работал арт-ди­ректором ювелирной компании L.G. Balfour Co. (г. Этлборо, Массачусетс).

Являлся членом Национального общества скульпторов (NSS), Архи­тектурной лиги Нью-Йорка (ALNY), Объе­динения художников Америки (AAA), Одю­бо­нов­ских ху­дожников (Audobon Artists) и Аме­рикан­ского нумизматического общества (ANS).

Умер 29 января 1959 г. в г. Нью-Йорке.[4]

На медалях, посвящённых юбилеям исто­рических событий, тема­тическим датам или очередным годовщинам выдающихся личностей, оставившим значимый след в истории госу­дар­ства, медальеры часто вос­произ­водят уже известные живопис­ные портреты, картины, рисунки и даже скульптурные изображения. В отсут­ствии иных источников, фикси­рую­щих лица и события, отдалённые по времени, живописные изображения порой имеют для автора медали единственную визуальную основу.

Такие медали есть и у Д. Киленьи.

1. Медаль, посвящённая 150-летию битвы при Лексингтоне.[5]

Julio Kilenyi. Battle of Lexington Commemorative Medal. Bronze, 1925. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm, p=178 gr. 

В основе аверса медали лежит картина канадского художника и иллюстратора Генри Сэндхэма (Henry Sandham, 1842-1910 гг.) «Рассвет свободы» («Dawn of Liberty»).

Сражение при Лексингтоне было одним из первых военных столкновений американцев с англичанами в войне за независимость.

Источник: Lexington Times magazine.
Источник: Lexington Times magazine.

2. Медаль, посвящённая 150-летию битвы при Банкер-Хилле.[6]

Julio Kilenyi. Battle of Bunker Hill Commemorative Medal. Bronze, 1925. Whitehead & Hoag Company. D=76,2 mm, p=176 gr. Источник:archive.stacksbowers.com

В основе аверса медали лежит картина американского художника Джона Трамбулла (John Trumbull, 1756-1843 гг.) «Смерть генерала Уоррена в битве при Банкер-Хилле» («The Death of General Warren at the Battle of Bunker’s Hill»), а вовсе не «концепция битвы» от Киленьи, как предположили в журнале The Numismatist.[7]

Джон Трамбулл был ветераном Войны за независимость США и известен своими историческими картинами на эту тему.

Битва при Банкер-Хилле — первое крупное сражение между американскими и английскими войсками, которое произошло на высотах Банкер-Хилл и Бридс-Хилл к северу от города Бостона во время Войны за независимость.

Источник: commons.wikimedia.org.
Источник: commons.wikimedia.org.

3. Медаль, посвящённая 75-й годовщине со дня основания страховой компании им. Джона Хэнкока.

Julio Kilenyi. John Hancock Mutual Life Insurance Company 75th Anniversary Medal. Bronze, 1937. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm, p=185 gr. 

В основе аверса медали лежат портрет (ок. 1765 г.) Хэнкока в авторстве американского художника-портретиста Джона Синглтона Копли (John Singleton Copley, 1738-1815 гг.) и знаменитая подпись Хэнкока с Декларации независимости США.

Источник: Wikipedia.
Источник: Wikipedia.

Джон Хэнкок (1737-1793 гг.) — американский государственный деятель, сторонник Американской революции, первый губернатор штата Массачусетс, один из подписантов Декларации независимости США.

В американской культуре получил большую известность за особо крупную подпись под Декларацией независимости США, отчего имя «Джон Хэнкок» или «Хэнкок» стало разговорным обозначением подписи человека.

4. Медаль, посвящённая 250-й годовщине прибытия Уильяма Пенна к берегам Америки. 

Julio Kilenyi. William Penn 250th Anniversary Medal. Bronze, 1933. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm, p=135 gr; d=38 mm, p=25gr.

D=76 mm, p=135 gr; d=38 mm, p=25gr.
D=76 mm, p=135 gr; d=38 mm, p=25gr.

Есть фото, где Киленьи представлен в процессе работы над медалью Пенна с портретом-источником и эскизами аверса и реверса.[8]

Источник: World History Encyclopedia.
Источник: World History Encyclopedia.

В основе аверса медали лежит потрет У. Пенна 1666 г. в авторстве английского живописца голландского происхождения Питера Лели (англ. Peter Lely, настоящее имя Питер ван дер Фас, нидерл. Pieter van der Faes, 1618-1680).

У. Пенну на портрете 22 года.

Уильям Пенн (1644-1718) — ключевая фигура в ранней истории английских колоний в Америке. Пенн — один из основателей первой столицы страны — Филадельфии, ставшей историческим центром провинции Пенсильвания (Лесная страна Пенна). Особо отмечают его участие в составлении мирного договора с коренными жителями Америки — племенем Ленапе, исторически заселявшим территорию Пенсильвании.

Источник: World History Encyclopedia.
Источник: World History Encyclopedia.

В основе реверса медали лежит мурал американского художника Пола Домвилля (Paul Domville, 1893-1977) «Договор Уильяма Пенна с индейцами долины Делавэр» («William Penn’s Land Treaty with the Delaware Indians»).

Источник: Preserving Perkasie (A local history resource).
Источник: Preserving Perkasie (A local history resource).

Напротив Пенна изображен индейский вождь Таманенд – глава клана Черепах народа Ленни-Ленапе.

Рисунок использовался также в оформлении книги Albert Cook Myers, William Penn: His Own Account of the Lenni Lenape or Delaware Indians, 1683 (Delaware Co., Pa., 1937).

Джулио Киленьи

5. Картины художников в качестве смыслового приёма

Д. Киленьи использовал картины художников и в качестве смыслового приёма, когда медаль посвящалась изображаемому лицу не напрямую.

Медаль с изображением Луи Пастера в лаборатории.

Луи Пастер (Louis Pasteur, 1822-1895) — французский химик и микробиолог, создатель научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.

Julio Kilenyi. Louis Pasteur Medal. Uniface. Bronze, 1938. The Robbins Company. D=76 mm, p=178 gr.
Julio Kilenyi. Louis Pasteur Medal. Uniface. Bronze, 1938. The Robbins Company. D=76 mm, p=178 gr.

В нижней части аверса медали размещено слово «Curity». Это написание торговой марки (линейки продукции) от компании Kendall Co. (Boston), производившей медицинские и домашние средства гигиены, а также различные хирургические принадлежности.

Kendall Company была образована в 1903 году. В 1938 г. компании исполнилось 35 лет – дата, которую можно было уже отметить медалью.

А для аверса Киленьи была использована картина Альберта Эдельфельт (Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854–1905) «Луи Пастер» 1885 г.

Источник: Wikipedia.
Источник: Wikipedia.

6. Медальон, посвящённый 100-летию страховой компании North River Ins. Co.

Julio Kilenyi. North River Insurance Company 100th Anniversary Medallion. Bronze, 1922. Whitehead & Hoag Company. D=101 mm, p=335 gr.

На аверсе медали изображен её основатель — капитан Ричард Уайли (Richard Whiley, 1767-1847 гг.).

В основе аверса – картина конца XVIII в. К сожалению, информацию об авторе найти пока не удалось.

Источник: Ebay.
Источник: Ebay.

7. Медальон, посвященный компании The Curtis Circulation Co.

Julio Kilenyi. The Curtis Circulation Company Medallion. Bronze, 1946. Plain edge. D=100 mm, p=278 gr.

Аверс и реверс медальона практически воспроизводят медальон, выпущенный к 200-летию газеты Б. Франклина — «Saturday Evening Post 200th Anniversary», изготовленного Whitehead & Hoag Co. Отличие в легенде реверса — на реверсе медальона от 1928 г. размещена надпись: «В память 200-летней годовщины Saturday Evening Post, основанной Бенджамином Франклином» и даты 1728-1928.[9]

Следует заметить, что многие гравюры и портреты Б. Франклина в профиль имеют в основе бюст, исполненный французским скульптором Жан-Жаком Каффиери (Jean-Jacques Caffieri, 1725–1792 гг.). Но в основу аверса медали у Киленьи, скорее всего, положен не рисованный образ Франклина, а непосредственно другое скульптурное произведение — бюст 1779 г., выполненный Жаном Антуаном Гудоном.

Жан Антуан Гудон (Jean Antoine Houdon, 1741-1828 гг.) — французский скульптор академического направления периода неоклассицизма.

Источник: The Metropolitan Museum of Art.
Источник: The Metropolitan Museum of Art.

8. Медаль, посвящённая Уильяму Пинчону и 300-летию основания Спрингфилда.

Julio Kilenyi. Springfield Massachusetts 300th Anniversary Medal. Bronze, 1936. The Robbins Company. D=63 mm, p=122 gr.

В основу аверса положен прижизненный портрет У. Пинчона 1657 г. неизвестного автора.

Источник: Wikipedia.
Источник: Wikipedia.

Уильям Пинчон (William Pynchon, 1590-1662 гг.) – английский колонист и торговец пушниной в Северной Америке, наиболее известный как основатель Спрингфилда, штат Массачусетс.

9. Медаль, посвящённая открытию туннеля им. А. Линкольна.

Julio Kilenyi. Lincoln Tunnel Dedication Medal. Bronze, 1937. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm, p=180 gr.

Г. Ватерсон известный знаток и исследователь творчества Д. Киленьи отмечает, что анонсируя медаль, Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси сообщало, что «голова Линкольна была основана на исследованиях г-на Киленьи, проведённых на основе сотен рисунков, картин и фотографий президента времен Гражданской войны в Нью-Йоркской публичной библиотеке».[10]

Практически первое упоминание об использовании в основе медали у Киленьи  портрета или рисунка, но обнаружить сам источник весьма затруднительно.

Можно предположить следующее. Гражданская война в США длилась с 1861 г. по 1865 г. При этом, согласно имеющимся фотографиям Линкольна, а надо сказать, что сохранилось их немало, бороду он стал носить как раз с 1861 г., но вот зачесывать волосы налево он стал с 1864 г. И после 1864 г. на фото он чаще предстает именно с таким зачесом. На медали же Киленьи у Линкольна первоначальный зачес – направо. Но фото в профиль с такой прической и такой формой бороды у Линкольна в открытом доступе не встречаются. Вполне возможно, что Киленьи использовал весьма редкое изображение Линкольна, вероятнее всего, рисунок из чьего-то неопубликованного дневника (портреты, как правило, в архивах библиотек от публики не прячут), сделанный в период 1861-1864 гг. Или, что также может быть похожим на истину, образ Линкольна на медали компилятивен и где-то художественно домысленный.

В основе других (доступных) портретных медалей Д. Киленьи лежат явные и известные фотоснимки, порой преобразованные в реверсивном виде, и выискивание первоисточника исследовательского интереса уже не представляет.

Игорь Анатольевич Осипов,
коллекционер и исследователь
(г. Сыктывкар)

[1] См. например: The Anchora of Delta Gamma. Vol. XLI. November, 1924. № 1. P. 10; Biographical dictionary of medallists, coin, gem and seal engravers … ; Vol. VIII / compiled by L. Forrer. London, 1930. P. 353; Leotti, Elaine J. Artists who worked for Whitehead & Hoag. Part III.//The Medallist. Vol. 7. № 1 (June, 1990). P. 2-8; Leotti, Elaine J. Artists who worked for Whitehead & Hoag. Part IV.//The Medallist. Vol. 7. № 2 (September, 1990). P. 5-7; One hundred years of American medallic art, 1845-1945: the John E. Marqusee Collection, Herbert F. Johnson Museum of Art, Cornell University, Ithaca, NY / catalogue by Susan Luftschein / Ithaca, NY: Herbert F. Johnson Museum of Art, Cornell University, c1995. P. 43-45; Jaeger, Katherine. A guide book of United States tokens and medals : featuring illustrations from the American Numismatic Society’s collection. Atlanta, GA: Whitman Publishing, LLC. 2008. P. 160, 208, 238; Waterson, Harry. What I did on my summer vacation//The Centinel. Vol. 63, № 4. Winter 2015-2016. P. 36-43.

[2] См. например: Uj Idők, 1911. I. P. 50; Magyar szobrász Argentínában//Vasárnapi Ujság 59. évf. 1. sz. (1912. január 7). P. 12; Uj Idők, 1913. I. P. 618; Ibid. II. P. 90; Uj Idők, 1914. I. P. 360; Everyones. Vol. 5, № 323 (12 May 1926). P. 20; Julio Kilenyi at Work on Medal Commemorating Light’s Golden Jubilee//Dayton Daily News, October 13, 1929; Lancaster Eagle-Gazette (24 May 1955). P. 10; Kuritzky, Louis; DeCosta, Charles. Collector’s Encyclopedia of Bookends, Identification & Values. Kentucky: Collector Books/Schroeder Publishing Co., Inc., 2006. P. 169 (Plate 1077).

Удивительно, но некоторые из bookends от Kilenyi подписаны KILENY и даже KILEN (И.О.).

[3] van Alfen, Peter G. A simple souvenir: coins & medals of the Olympic games/American Numismatic Society. New York, 2004. P. 104-105.

[4] См. также: Encyclopedia of American biography: New Series. Vol. X. / Ed. by Winfield Scott Downs. Litt. D. // American Historical Company Inc. New York, 1939. P. 203-204; The National cyclopaedia of American biography. Vol. 45. New York, 1962. P. 560-561.

[5] См. например: The Numismatist. Vol. XXXVIII. July, 1925. № 7. P. 367; The Pittsburgh Press (Pittsburgh, Pennsylvania). Sun. Apr. 12, 1925. P. 99.

[6] The Numismatist. Vol. XXXVIII. September, 1925. № 9. P. 447.

[7] Ibid. P. 447. See also: Proceedings of the Numismatic and Antiquarian Society of Philadelphia for the Years 1925, 1926, 1927, Vol. 31. Philadelphia, 1928. P. 31.

[8] The Philadelphia Inquirer (Philadelphia, Pennsylvania). Sat, Sep.24. 1932. P. 17.

[9] One hundred years of American medallic art, 1845-1945: the John E. Marqusee Collection, Herbert F. Johnson Museum of Art, Cornell University, Ithaca, NY / catalogue by Susan Luftschein / Ithaca, NY: Herbert F. Johnson Museum of Art, Cornell University, c1995. P. 45.

[10] Waterson H. Lincoln Tunnel Dedication Medal//TAMS Journal. December, 2008. Vol. 48. P. 201.

Медальерное пресс-папье

Bausch & Lomb Inc в медалях

__________________

Обсудить материал >>>