Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров совместно с Тверской областной картинной галереей при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области представляет в рамках программы «Большое искусство — Большой России» новый просветительский проект «»Средь шумного бала, случайно…». Предметы светской жизни русского дворянства из частных коллекций».
- Сюртук и жилет Франция, около 1770-1780 гг. Жилет из белого шелка, декорирован яркой золотой цветочной вышивкой. Франция, около 1770-1780 гг. Шёлк, пуговицы — серебро. Галерея «Меандр-Антик». Сюртук голубого цвета, декорирован яркой золотой цветочной вышивкой. Франция, около 1770-1780 гг. Шёлк, пуговицы –серебро. Галерея «Меандр-Антик»
- Шкатулка. Россия, Сольвычегодск. XVIII век. Металл, эмаль, кобальт, золочение. Размеры: 3,5х8,5х6,5 см. Галерея «Меандр-Антик».
Шкатулка с портретом Екатерины II. Россия, Санкт-Петербург. 1800-е годы. Мастер: Кохендёрфер Бернгард Иоганн (Kochendörfer Bernhard Johann) (1780-1865). Серебро, литьё, чеканка, гравировка, чернь. Размеры: Высота 2 см, Диаметр 9,5 см. Галерея «Меандр-Антик».
Шкатулка с портретом графа Алексея Бестужева-Рюмина. Москва. 1787 г. Серебро, литьё, чеканка, гравировка, чернь. Вес — 132,16 г. Антикварный Салон «На Патриарших»
Шкатулка с женским портретом. Москва. 1866 г. Пробирный м-р Савинков В.С. Мастер: Иванов Николай (?). Серебро 84 пр., литьё, эмаль, живопись, вставка- гранат. Замок и ободок золотой. Размеры: высота 1 см, Диаметр 5 см, вес 59,2 г. Антикварный Салон «На Патриарших»
Название выставки «Средь шумного бала, случайно…» — это строки из романса Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, одного из самых известных русских музыкальных произведений XIX столетия. В экспозиции представлены предметы быта давно ушедшей эпохи, которые воспринимаются в настоящее время очаровательно непрактичными. Выставка демонстрирует самую красочную сферу русской дворянской жизни – культуру бытования бальных мероприятий XVIII – начала XX века.
Балы в России являлись важнейшей частью ее культурной жизни с петровских времен до 1917 года, когда Российская империя прекратила свое существование. В Россию моду на балы как на собрание мужчин и женщин с танцами ввел Петр I, указом от 26 ноября 1718 года царь установил правила поведения на ассамблеях: «В котором дому имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому»; «Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать»; «Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь да не дерзает под штрафом, но только при приезде и отъезде почтить поклоном должно».

- Неизвестный художник. Конец ХVIII- начало ХIХ века. Холст, масло. 78 х 63,5 см. Антикварный Салон «На Патриарших»
Главным распорядителем ассамблей был граф Павел Ягужинский, прозванный «Царём всех балов». Также он составлял списки отсутствующих придворных, за это царь мог примерно наказать. На ассамблеях могли присутствовать все придворные, купцы, приказные, мастеровые, запрещалось входить в зал только лакеям. Вначале присутствующие на балах танцевали очень неохотно, фактически по принуждению, но Пётр I, очень активно пропагандировавший танцы и нововведения, часто своим примером увлекал участников бала за собой. По традиции балы проходили в основном зимой, когда помещики съезжались из имений в города. Обычно они были приурочены к каким-то праздникам, например, к Рождеству или широко известным коронационным событиям. Петровские ассамблеи часто завершались пышными фейерверками, которые запускали над гладью воды, что придавало им особую красоту.
После смерти Петра I ассамблеи были окончательно заменены балами, программа проведения которых была значительно изменена, основной составляющей бала стала именно танцевальная часть. Так как бальный вечер являлся местом встречи, то у него было еще несколько предназначений: во-первых, бал был одной из немногих возможностей для общения с противоположным полом, во-вторых, бальную неформальную обстановку использовали для обсуждения и решения важных деловых вопросов.
В периоды правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой появились знаменитые балы-маскарады, а впоследствии — костюмированные балы. Не редко такие мероприятия были тематическими, тема заранее объявлялась хозяином, а гости старались придумать и подготовить себе костюмы. При Екатерине Великой купечество все еще могло участвовать в балах, и, хотя для них организовывали отдельную комнату, танцевать они могли везде. Если во времена Императора Петра, безусловно, были некоторые правила для бального костюма, то жесткий бальный дресс-код был установлен в начале XIX века: кавалеры должны были прибывать на мероприятие во фраке или костюме, жилете, белой рубашке, галстуке, бальных ботинках и белых перчатках, причём перчатки являлись одним из главных аксессуаров бального этикета, их отсутствие могло служить поводом для отказа дамы пойти танцевать.
- Бальное платье фрейлины с коронационного бала 1896 года. Платье было изготовлено к куртагу 16 мая 1896 года в Москве, данному по случаю коронации последнего русского царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны. Кокошник расшит жемчугом и бусами, сзади — муаровая шёлковая лента. Сарафан — из парчи, украшен золотой тесьмой и серебряными позолоченными пуговицами. Душегрея – из парчи, украшена золотой тесьмой и серебряными позолоченными пуговицами. Антикварный Салон «На Патриарших»
Военные являлись на балы в своих парадных мундирах. Вообще мужская бальная мода была довольно традиционна и изменялась мало, зато дамы демонстрировали все модные тенденции. Платье шилось для определённого бала и надевалось всего один раз. Костюмы незамужних девушек чаще всего были в нежных пастельных тонах, замужние же дамы имели больший выбор цветовой палитры, кроме тех случаев, когда цвет мог быть определен хозяином мероприятия. У дамы должны были быть открыты шея и плечи, конечно же, обязательно присутствовали украшения – серьги, колье, диадемы, а вот кольца надевать на перчатки крайне не рекомендовалось. Бальные перчатки для дамы были обязательны, в большинстве случаев они подбирались в цвет платья, но могли быть и лайковые бежевого цвета.
Образ светской дамы завершался веером, который был, несомненно, «королем бала» и служил не только для создания прохлады, но и для дистанционного общения. Существовал специальный «язык веера». На этом языке говорили дамы — обладательницы вееров, но понимать его обязаны были и мужчины, к которым они обращались. Веера подбирались к костюму по цвету, а иногда и по заявленной теме. Техника их изготовления тоже менялась, самый ранний вид веера — это жесткое опахало, которое было известно еще в Древнем Египте и Китае. Впоследствии этот аксессуар усовершенствовался, становился складным, а соответственно — более удобным. Оставалось неизменным только то, что изготавливали его как драгоценность, как произведение искусства. Но с развитием промышленности к концу XIX и началу XX веков процесс создания значительно упростили, появляются печатные экраны, в особенности для рекламных экземпляров, драгоценные материалы, такие как черепаховый панцирь, перламутр и слоновая кость, заменяют только что появившимся модным тогда бакелитом, первым синтетическим пластиком, обладающим свойством имитации почти любого материала. Таким образом, веер из дорогого предмета превращается в довольно обыденную вещь, которая становится доступна практически всем слоям населения, После 1930-1940-х годов мода на веера потихоньку затухает, и в наши дни мы можем видеть их в музеях или частных коллекциях, а также в театрализованных представлениях, создающих для нас неповторимую атмосферу того времени, когда веер был, несомненно, «королём бала».
- Веер из страусиных перьев с программой бала и карандашом. Экран: страусиные перья. Остов: резьба по перламутру, золочение, металл, шёлковая лента. Размеры: 38 х 60 см. Антикварный Салон «На Патриарших»
- Веер с галантными сценами на фоне сельского пейзажа Франция на сером фоне Меанд Антик. Вторая половина XVIII века. Экран: бумага, гуашь. Остов: слоновая кость, резьба, инкрустация фольгой. Размеры в футляре: 41.5 х 62 х 6 см
Представленные на выставке 204 экспоната обладают не только художественной, но и исторической ценностью. Самые примечательные из них —50 уникальных вееров из коллекции галереи «Меандр-Антик» и раритетное бальное платье фрейлины из собрания антикварного салона «На Патриарших». Отличные образцы времени расцвета веерного искусства были созданы талантливыми художниками и виртуозными резчиками Франции, Англии, Голландии, Китая, России во второй половине XVIII – начале XX века. Бальный наряд был изготовлен и надевался на коронацию царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны в 1896 году. Важным контекстом для создания атмосферы прошедших эпох служат живописные и графические жанровые композиции с изображением балов, портреты исторических персон в костюмах своего времени. Прикоснуться к волшебству бала позволяют предметы мелкой пластики и декоративно-прикладного ремесла: скульптура и гобелены, зеркала и флаконы, всевозможные шкатулки, табакерки, коробочки, мушечницы, сумочки, кошельки, несессеры, бальные блокноты и, конечно же, веера, веера, веера…
Кураторы выставки:
Светлана Антонова – вице-президент и член Правления Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
Алексей Васютинский – член Правления Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
О МКААД
Ассоциация «Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров» основана в 2004 году. В настоящее время организация объединяет более пятидесяти галерей, зарекомендовавших себя на российском художественном рынке. Основными задачами деятельности Конфедерации являются: ознакомление широкого круга зрителей с произведениями искусства, хранящимися в частных собраниях; систематический обмен информацией с музейным сообществом по вопросам научно-технологической экспертизы, атрибуции, оценки, реставрации, различным правовым аспектам, связанным с владением произведениями искусства, помощь в комплектовании музейных коллекций. Галереи из состава МККААД активно занимаются выставочной и научно-исследовательской деятельностью. При участии членов Конфедерации подготовлено и издано более 300 статей, каталогов, профессиональных и научно-популярных изданий по теории и истории искусства; десятки произведений искусства были безвозмездно переданы в музейные фонды. Выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII -XX веков» является составной частью разработанной региональной программы МККААД, в рамках которой уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе. Региональная выставочная программа «Большое искусство – Большой России» стартовала в 2013 году. Выставка из наследия искусства эмали — это новое событие программы, представляющая произведения из коллекций членов МККААД.
О ТОКГ
Тверская областная картинная галерея как самостоятельный художественный музей была основана в 1937 году после выделения её из состава Калининского областного краеведческого музея – бывшего «Тверского музеума», открытого стараниями тверской общественности в 1866 году. В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает около 50 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового (религиозного) искусства XIV–XX веков, русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX веков, западноевропейского искусства XV–XX веков, декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. Постоянная экспозиция (более 2500 произведений) размещается в здании Тверского императорского дворца, построенного для императрицы Екатерины II в XVIII веке по проекту русского градостроителя Петра Романовича Никитина и за более чем двухвековую историю неоднократно менявшего свой облик, отражая стили и вкусы эпох. Сегодня в галерее проводятся не только выставки, но и различные музейно просветительские мероприятия и лекционные занятия для детей и взрослых.
ЭКСПО-ПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ 3.12.2025
Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров
Тверская областная картинная галерея
г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец)
12 декабря 2025 г. — 8 февраля 2026 г.
_________________




