В Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка Русского музея 24 ноября откроется выставка «Геннадий Устюгов. Букварь жизни», посвящённая одному из самобытных художников ленинградского андеграунда второй половины XX века. Экспозиция включает более 100 произведений, созданных с конца 1950-х годов до 2025 года, и представляет редкую возможность увидеть творческий путь мастера в широком временном диапазоне. На открытие приедет сам художник, которому в этом году исполнилось 88 лет.
Работы для выставки предоставлены из частных коллекций Ивана Третьякова, Юлии Горской, Юрия Молодковца, Максима Маруты, галерей «Матисс Клуб» и «BoyArt», а также из собрания дома социального обслуживания «Покровский», где художник проживает с 2021 года.
- Устюгов Г.А. Девушка у окна. 2007. Коллекция галереи BoyArt
- Устюгов Г.А. Музыкант играет грустную мелодию. 1960. Коллекция Ивана Третьякова
- Устюгов Г.А. Я вырастила цветок. 1998. Коллекция Ивана Третьякова
- Устюгов Г.А. Закат солнца, вечер. 1995. Коллекция галереи BoyArt
- Устюгов Г.А. Орлы сидят на дереве. 2003,. Коллекция галереи Матисс клуб
- Устюгов Г.А. Ещё зима, 2020-е. Коллекция галереи Матисс клуб
Проект задуман как попытка увидеть искусство Геннадия Устюгова как единую поэтическую систему. Название «Букварь жизни» отсылает к уникальному визуальному алфавиту художника, в котором постоянно повторяются определённые символы: Дама, Странники, Музыка, Птицы, Лодки, Природа, Натюрморт, Дом и Ангелы. Эти образы, переходящие из работы в работу на протяжении десятилетий, становятся своеобразными «буквами» личного языка, складывающимися в повествование о внутреннем мире мастера, его взгляде на жизнь, одиночество, красоту и духовность.
Экспозиция прослеживает, как динамично менялся визуальный язык Устюгова: от насыщенных живописных полотен ранних лет, в которых угадывается диалог с Андреем Рублёвым, Феофаном Греком, Ван Гогом и Матиссом, до поздних графических работ, созданных художником в условиях ограниченной возможности к живописной практике. В них концентрируется главное – смысловая чистота, лаконизм линии, ощущение тихой духовной исповеди. Именно поздняя графика показывает, насколько цельным является художественный мир Геннадия Устюгова, в котором исчезает грань между натурой, видением и внутренним светом.

- Устюгов Г.А. Мы слушаем музыку. 1997. Коллекция Ивана Третьякова
- Устюгов Г.А. Одинокая лодка. 1998. Коллекция галереи BoyArt
- Устюгов Г.А, Граница запрет. 2021. Холст, масло. ДСО Покровский
Выставка предлагает рассматривать наследие мастера не по периодам, а как непрерывный путь, в котором ранние и поздние произведения образуют единую ткань. Такой взгляд позволяет увидеть всё творчество Устюгова как большой «букварь» – последовательное раскрытие темы человеческого одиночества, света, музыки, природы и духовного опыта.
- Устюгов Г.А. Без названия. 2020-е гг. Холст, акрил. ДСО Покровский
- Устюгов Г.А. Натюрморт грустный очень. 2003. Коллекция Ивана Третьякова
- Устюгов Г.А. Пейзаж. 2025. холст, акрил. ДСО Покровский
Геннадий Устюгов – художник особой биографии. Он был исключён из Средней художественной школы за увлечение импрессионизмом и с юности сформировался как самостоятельный автор, впитавший каноны древнерусской иконописи, модернистские поиски и собственный, глубоко созерцательный взгляд на искусство. В 1960-1980-е годы он стал заметной фигурой ленинградского андеграунда, участником выставок в ДК им. Газа и легендарной «бульдозерной» выставки, однако всегда оставался вдали от художественных течений, следуя только внутренней необходимости видеть и фиксировать сказочное в реальном.
Пресс-служба ГРМ 13.11.2025
Государственный Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга.
Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в 1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций (архитектор В. Свиньин). 3 мая 1895 года утверждено «Положение о музее».
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898 г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.
Коллекция музея насчитывает более 440.000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. На 1 января 2023 года коллекция музея насчитывает 444.705 музейных предметов, из которых в основном фонде музея 423.061 единица хранения, а в научно-вспомогательном фонде 21.644 единицы хранения.
Государственный русский музей
Восточный павильон Михайловского (Инженерного) замка
Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 10
24 ноября 2025 г. — 17 декабря 2025 г.
Купить билет в Русский музей
__________________











