Геннадий Устюгов

Геннадий Устюгов. Букварь жизни

in Новости музеев/Художники 445 views

В Вос­точ­ном па­вильо­не Ми­хай­лов­ского (Ин­же­нер­ного) зам­ка Рус­ского му­зея 24 нояб­ря от­кроет­ся вы­став­ка «Ген­надий Ус­тюгов. Бук­варь жиз­ни», по­свя­щён­ная од­но­му из са­мо­быт­ных ху­дож­ни­ков ле­нин­градского ан­де­граун­да вто­рой по­ло­вины XX века. Экспо­зиция включает более 100 произ­ведений, созданных с конца 1950-х годов до 2025 года, и пред­став­ляет редкую возможность уви­деть творческий путь мастера в широком вре­мен­ном диапазоне. На откры­тие приедет сам художник, которому в этом году исполнилось 88 лет.

Работы для выставки предоставлены из частных коллекций Ивана Третьякова, Юлии Горской, Юрия Молодковца, Максима Маруты, галерей «Матисс Клуб» и «BoyArt», а также из собрания дома социального обслуживания «Покровский», где художник проживает с 2021 года.

  • Устюгов Г.А. Девушка у окна. 2007. Коллекция галереи BoyArt
  • Устюгов Г.А. Музыкант играет грустную мелодию. 1960. Коллекция Ивана Третьякова
  • Устюгов Г.А. Я вырастила цветок. 1998. Коллекция Ивана Третьякова
  • Устюгов Г.А. Закат солнца, вечер. 1995. Коллекция галереи BoyArt
  • Устюгов Г.А. Орлы сидят на дереве. 2003,. Коллекция галереи Матисс клуб
  • Устюгов Г.А. Ещё зима, 2020-е. Коллекция галереи Матисс клуб

Проект задуман как попытка увидеть искусство Геннадия Устюгова как единую поэтическую систему. Название «Букварь жизни» отсылает к уникальному визуальному алфавиту художника, в котором постоянно повторяются определённые символы: Дама, Странники, Музыка, Птицы, Лодки, Природа, Натюрморт, Дом и Ангелы. Эти образы, переходящие из работы в работу на протяжении десятилетий, становятся своеобразными «буквами» личного языка, складывающимися в повествование о внутреннем мире мастера, его взгляде на жизнь, одиночество, красоту и духовность.

Экспозиция прослеживает, как динамично менялся визуальный язык Устюгова: от насыщенных живописных полотен ранних лет, в которых угадывается диалог с Андреем Рублёвым, Феофаном Греком, Ван Гогом и Матиссом, до поздних графических работ, созданных художником в условиях ограниченной возможности к живописной практике. В них концентрируется главное – смысловая чистота, лаконизм линии, ощущение тихой духовной исповеди. Именно поздняя графика показывает, насколько цельным является художественный мир Геннадия Устюгова, в котором исчезает грань между натурой, видением и внутренним светом.

Устюгов Г.А. Человек курит трубку мира. 1993. Коллекция Юлии Горской
Устюгов Г.А. Человек курит трубку мира. 1993. Коллекция Юлии Горской
  • Устюгов Г.А. Мы слушаем музыку. 1997. Коллекция Ивана Третьякова
  • Устюгов Г.А. Одинокая лодка. 1998. Коллекция галереи BoyArt
  • Устюгов Г.А, Граница запрет. 2021. Холст, масло. ДСО Покровский

Выставка предлагает рассматривать наследие мастера не по периодам, а как непрерывный путь, в котором ранние и поздние произведения образуют единую ткань. Такой взгляд позволяет увидеть всё творчество Устюгова как большой «букварь» – последовательное раскрытие темы человеческого одиночества, света, музыки, природы и духовного опыта.

  • Устюгов Г.А. Без названия. 2020-е гг. Холст, акрил. ДСО Покровский
  • Устюгов Г.А. Натюрморт грустный очень. 2003. Коллекция Ивана Третьякова
  • Устюгов Г.А. Пейзаж. 2025. холст, акрил. ДСО Покровский

Геннадий Устюгов – художник особой биографии. Он был исключён из Средней художественной школы за увлечение импрессионизмом и с юности сформировался как самостоятельный автор, впитавший каноны древнерусской иконописи, модернистские поиски и собственный, глубоко созерцательный взгляд на искусство. В 1960-1980-е годы он стал заметной фигурой ленинградского андеграунда, участником выставок в ДК им. Газа и легендарной «бульдозерной» выставки, однако всегда оставался вдали от художественных течений, следуя только внутренней необходимости видеть и фиксировать сказочное в реальном.

Пресс-служба ГРМ
13.11.2025


Государственный Русский музей ЛоготипГосударственный Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга.

Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в   1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций (архитектор В. Свиньин). 3 мая 1895 года утверждено «Положение о музее».

Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898 г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.

Коллекция музея насчитывает более 440.000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. На 1 января 2023 года коллекция музея насчитывает 444.705 музейных предметов, из которых в основном фонде музея 423.061 единица хранения, а в научно-вспомогательном фонде 21.644 единицы хранения.

Государственный русский музей

Восточный павильон Михайловского (Инженерного) замка

Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 10

24 ноября 2025 г. — 17 декабря 2025 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

 Обсудить материал >>>

В зеркале судьбы. Русский исторический портрет

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы