ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского». Проект впервые демонстрирует фреску широкой публике и рассказывает о пути ценного античного экспоната — от гробницы-цисты на юге Италии до реставрационной мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Выставка «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского»
На оштукатуренной туфовой плите изображён молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой верхом на коне рыжей масти. На всаднике — короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдаёт в нём воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копьё, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагрённая кровью, — трофей, захваченный у убитого врага.
Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был приобретён для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 — Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, открытый в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее.
Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведённая в 2023–2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отмечает Александр Анатольевич Горматюк, проводивший реставрацию фрески в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, «несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие».
Живопись древней Кампании широко известна благодаря сохранившимся настенным росписям римского времени из Помпей, Геркуланума, Стабий и других городов в районе Неаполитанского залива. Фреска из Воронежского музея относится к более раннему историческому периоду начала романизации кампанских земель. Место находки позволяет связать её с живописной «школой» Капуи — города, сыгравшего видную роль в истории древней Италии.
Обстоятельства обнаружения этого фрагмента точно неизвестны, однако по характеру росписи ясно, что он был частью декорации гробницы-цисты. Погребение такого типа представляло собой составленный из плит, перекрытый плоской или двускатной крышей каменный прямоугольный ящик, в который помещали тело умершего вместе с погребальными дарами. Внутренние стены цисты расписывали, сложность декоративной программы зависела от статуса заказчика и пожеланий семьи. Гробницы с фигуративными росписями относят к разряду аристократических, принадлежавших местной элите.
В древних аристократических культурах образ всадника универсален и всегда элитарен. А конь — ценное животное, обладание которым подчёркивает высокий социальный статус владельца. Однако всадник, изображённый на фреске из Воронежского музея, — не просто воин, а воин-победитель, возвращающийся с поля боя, о чём красноречиво свидетельствует его трофей.
Из-за фрагментированного состояния фрески невозможно предположить, сопровождался ли воин другими фигурами, однако мотив возвращения с трофеем указывает на обретение им статуса героя. Кроме того, в символическом измерении всадник и его триумф могли ассоциироваться с благополучным переходом в мир иной. Возможно, у самнитов конь мыслился как существо-психопомп (от др.-греч. psychopompós — «проводник душ»), перевозящее умершего в загробный мир. Таким образом, сцена прибытия воина на фреске может толковаться как переход умершего к счастливому существованию в загробном мире.
Первый опыт экспонирования воронежской фрески — это тоже своего рода «возвращение» всадника из небытия и безвестности, из глубины времён, когда около двух с половиной тысяч лет назад роспись была создана анонимным мастером. Теперь живопись предстаёт перед зрителями почти в первозданной свежести и яркости красок. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволит, хотя бы отчасти, вернуть самнитскому всаднику-герою его статус и значение.
Рабочая группа: Ольга Тугушева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира;
Александр Горматюк, реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря;
Надежда Налимова, кандидат искусствоведения, специалист по искусству Античности, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
Наталия Бакина, учёный секретарь Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского
Музеи-участники: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Главное здание (Волхонка, 12), зал 16
4 февраля — 30 марта 2025 г.
Купить билет в Пушкинский музей
Ольга Галактионова назначена директором ГМИИ им. А.С. Пушкина
__________________