Увлечения, которые популярны и широко распространены… Ну что о них говорить, вы о них и так хорошо знаете. Но есть увлечения менее известные, но тем не менее, завидные! Об одном таком увлечении, — не просто собирательстве, — досконально изученном и очень симпатичном, сегодня рассказывает наш коллега, старейший участник форума Фалеристика.инфо, Леонид Кантерман, всем известный как Papa-vodolaz (в разных транскрипциях), человек уважаемый, популярный и, не только занимающийся фалеристикой, медициной, историей (в частности историей морей и рек и событий с ними связанными), погружениями с аквалангом и т.д., но и изучающий и коллекционирующий работы фотографов, работающих с подводными камерами.
Но первые девушки под водой — русалки. Русалки от Леонида Кантермана!
Главный редактор Алексей Сидельников
Более двух столетий мир семимильными шагами продвигался к современной цифровой фотографии. Нет смысла здесь описывать различные химические эксперименты и открытия, которые и привели, в конце-концов к тому, что мы сегодня величаем фотографией.
Этапы «большого пути» вполне возможно сегодня отыскать в сети Интернет и на страницах Википедии.
Достаточно непростой и тернистый путь был и у цветной фотографии. Ну, а цифровая фотография, которая повсеместно используется в современном мире пришла из XX века.
Да и подводную фотографию нельзя назвать такой уж молодой. Первые подводные снимки известны с конца XIX века. Пусть их кто-то и назовёт сегодня «допотопными» или даже «примитивными», но тогда — это были новейшие открытия.
В начале XX века уже появились первые цветные фотоизображения, а изобретение, точнее усовершенствование акваланга знаменитым Ж. И. Кусто активно способствовало развитию подводной съёмки.
Сколько всего красивого и необычного можно сегодня зафиксировать на фотоплёнку под толщей воды?! В царстве Нептуна в достаточном количестве экзотических рыб и морских животных, красивейших кораллов и раковин. Но у подводной фотосъёмки есть свои особенности, т.к. водная среда наделена физическими и оптическими качествами, отличающимися от таковых в среде воздушной. Это, во-первых!
Во-вторых, необходимо специальное оборудование и освещение. Да и это ещё не всё, ибо вода представляет собой гигантскую преломляющую линзу и угол обзора объектива достаточно снижен. Не надо забывать и о видимости под водой, толща которой изобилует миллионами микроорганизмов и органическими взвесями. Необходимо помнить, что с погружением на каждые 10 метров в глубину уменьшается видимый спектр света, т.е. сначала исчезает красный спектр, затем оранжевый, а потом и жёлтый…
Стоп, стоп, стоп! Пожалуй, стоит здесь и остановиться. Далее 30 метров не стоит забираться. На этой глубине уже «выбиты» самые тёплые цвета, но фотограф продолжает лицезреть полноценную световую картинку, т.к. клетки мозга выравнивают цветовой баланс, а на самом деле вокруг будет сине-зелёная мгла. Пожалуй, и тут надо сделать паузу и не будоражить умы читателей техническими и физиологическими деталями этого увлекательнейшего времяпрепровождения.
Кстати, чуть было не упустил, что в-третьих… А это, может-быть, и главное! Фотограф должен уметь плавать. И не просто прохлаждаться, а таскать за собой аппаратуру, осветительные приборы и, разумеется, акваланг. И где же взять столько рук? Не иначе, как надо обратиться за помощью к древнеиндийским божествам… Это лирическое отступление для подтверждения, что труд подводного фотографа, отнюдь, не из лёгких.
Много необычного можно запечатлеть в царстве Нептуна. Моё мнение (и я его не навязываю читателям), что самое необычное и завораживающее зрелище — это русалки, или представительницы прекрасной половины человечества, в лице которых мы и хотим увидеть этих самых русалок, да ещё и запечатлеть их на фотоснимках.
… Кто-то, возможно и не солидарен со мной в этом. Кому-то больше доставляет удовольствия взглянуть на необычно яркую рыбёшку, или на сверкающий белизной взлетающий ввысь изящный коралл, или парящую в голубой мгле огромную медузу. Но тут возникает вопрос и, пожалуй, даже и не один. Когда Вы смотрите кинофильм, разве Вы, в глубине души, не восторгаетесь красивой актрисой в главной роли? А если Вы, скажем. случайно, включили незаменимое устройство прогресса, я имею ввиду телевизор, и увидели показ мод. Насколько я понимаю, Вас не очень-то заинтересует яркое платье или красивые туфельки. Но, вот пред Вашим взором прекрасное создание на подиуме, облачённое в развевающуюся ткань и у Вас уже участилось сердцебиение и с затаённым дыханием Вы уже не можете оторвать взгляд от неё. Или я не прав? Но так уж устроен мир и природа сама постаралась за нас.
Или, к примеру, Вы оказались на морском берегу и вдруг Ваш взгляд упал на загорающую красивую девушку. И взор Ваш не мутнеет от внезапно возникших романтических мыслей? Но, вдруг, это дивное создание изящно покинув нагретый ярким солнцем песок, стремглав бежит к ласковой морской волне и устремляется в голубую волну. И Вам, разумеется, это совсем безразлично, и Вы спокойно переносите свой взгляд на другой объект, скажем на лоток с мороженным… Да не поверю никогда!..
Простите за нескромный вопрос, — а Вы любите скульптуру, живопись? Наверное, не просто так Великие мастера кисти веками посвящали свои творения, именно, милым и очаровательным женщинам разных эпох, народов, национальностей и возрастов, реальных и вымышленных, зависящих от непостижимого воображения автора.
И эти прекрасные существа с полотен Великих притягивали восхищённые взгляды зрителей в своё время, и продолжают притягивать много веков спустя. Это и произведения Великого Рафаэля Санти, и Леонардо, ван Дейка, Рубенса и Энгра, Лукаса Кранаха и Караваджио, Тициана и Францизско Гойя, более поздних Брюлова и Ренуара. Имена Великих можно перечислять до умопомрачнения, ибо творения их ВЕЧНЫ.
Пожалуй, самое время перейти к нашим… нет, нет,- не к баранам, а к обворожительным РУСАЛКАМ.
Впрочем, почему, именно, к русалкам? В разные времена и у разных народов эти обворожительные существа, загадочные обитательницы рек, озёр, заводей и лесов именовались по-разному.
Первые упоминания о них, пожалуй, появились ещё у древних греков. Гомер в своей «ОДИССЕЕ» рассказывает о сиренах. Думаю, все в далёком детстве познакомились со странствиями Одиссея и сказаниями об аргонавтах. И Одиссей со своими спутниками, благодаря предостережению Цирцеи и громкости пения Орфея не поддался искушению и миновал воды где обитали эти самые СИРЕНЫ. Впрочем, позже и его не миновала участь попасть под многолетнее влияние нимфы Калипсо. Не обошёл вниманием морских обитательниц и Великий историк и географ древности Страбон. А затем, НИМФЫ и ПЛЕЯДЫ, ЛИМНАДЫ и ОКЕАНИДЫ, НАЯДЫ и НЕРЕИДЫ, ВОДЯНИЦЫ и ЛЕСОВИЦЫ, КУПАЛКИ и ШУТОВКИ появляются в древней мифологии. И ареал их обитания не только в водных акваториях, но и в непроходимых лесных чащах. Но, вот именно РУСАЛКА — это персонаж славянской мифологии и это имя, как-бы более привычное нашему уху. С этого момента и будем так их величать.
РУСАЛКИ — символ универсальный, ибо упоминания о них можно встретить в фольклоре многих стран и народов. Возникновение РУСАЛКИ, возможно, связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности сильного пола, то бишь, мужчины. Недостижимая, соблазнительная, привлекательная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая. Её вечная молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения, по преданиям завлекали в ловушку беспомощных моряков. А может быть моряки сами и создали эти мифы? Впрочем, согласно этим самым мифам, русалки обитают не только в морях и океанах, а и в других водоёмах (прудах, озёрах, заводях). Видимо, не всем по нраву обитание в солёной воде… Но, как бы там ни было, в этих самых прудах и заводях, морякам разгуляться уж точно не где. Ну, а в лесных чащах и подавно. Разве что, солдату с огнивом.
РУСАЛКА является символом поющей женщины, олицетворяющей красоту вида и звука воды (почему-то перед глазами появляется облик Наташи Королёвой…). Нередко русалку изображали с зеркалом в руках, символизирующую луну, обладающую властью над приливами, и тем самым увеличивая власть самой русалки.
Согласно легендам, обитающие в воде русалки изредка выходят на берег, чтобы расчесать свои прекрасные волосы золотым гребнем. Обратили внимание, — именно выходят.
В славянской мифологии русалки, выходят из воды в человеческом обличии (то бишь, без рыбьего хвоста), бегают по полям, качаются под деревьями. Это, так называемая РУСАЛЬНАЯ неделя, следующая за Троицей (в некоторых источниках предшествующая Троице) . С установлением христианства, в легендах о русалках появляется новое предание. Теперь это уже существа, страстно желающие обрести душу, чтобы испытать на себе чувства земной любви.
Кстати, церковь считала русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на её изображения в искусстве и литературе не существовало. Её ликами украшали не только корабли, дома, оружие и гербы, но иногда и соборы.
Наиболее частые и популярные истории о русалках исходили от моряков. Даже Христофор Колумб не смог пройти мимо этих созданий. В его записях упоминается о трёх резвящихся русалках у побережья Гайаны (север Южной Америки), а знаменитый английский мореплаватель Генри Гудзон детально описал встречу с русалкой с хвостом, как у дельфина и с пятнышками, как у макрели.
Начиная с середины XIX века вера в русалок заметно ослабевает. Пароходы постепенно вытесняют парусные суда. Путешествия по морям и океанам становятся менее продолжительными, и моряки всё реже и реже уже рассказывают о встречах с этими удивительными существами. РУСАЛКИ обрели некоторую псевдореальность. Завораживающие легенды о русалках постепенно превратились в вечный символ. Верить или не верить в существование русалок по рассказам очевидцев, созерцающих их воочию, пожалуй, дело каждого. И на этом мы останавливаться не будем.
Образ РУСАЛКИ всегда будоражил воображение писателей и прочно вошёл в литературу (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, В. Набоков, Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, Х. Андерсен, Гёте, Н. Гумилёв ).
«… на русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны
Это странно-печальные сны
Мирового больного похмелья…»/ Николай Гумилёв /
Но, ведь не только писателей, а и композиторов ( А.С. Даргомыжский — опера «Русалка», Н.А. Римский-Корсаков ) и скульпторов.
Жители Копенгагена очень любят свою РУСАЛОЧКУ на набережной Лангелинье. Скульптору Эдварду Эриксену в 1837 году удалось передать хрупкую и трогательную, беззащитную красоту андерсеновской героини, воплотить вечную женственность в суровой бронзе. Кстати, Э. Эриксену заказал эту самую русалочку Карл Якобсен — основатель пивоваренного завода «Карлсберг». Сегодня каждый юбилей Русалочки отмечается на государственном уровне, её украшают венками и цветами, а на набережной народные гуляния и музыка.
Но не будем забывать о знаменитой русалке в Крыму. Эстонский архитектор Амандус Адамсон, академик Петербургской академии художеств, тот самый Адамсон — автор памятника затопленным кораблям в Севастополе, изваял русалку из бронзы в 1907 году. К сожалению, через два года шторм забрал её в потайной запасник Посейдона и ученики Адамсона создали её копию. Но огненные вихри ВОВ оставили на ней свой отпечаток. Изрешечённая пулями и осколками она представляла довольно жалкое зрелище, а в 1980 году штормовые волны вновь унесли её в пучину. Когда её всё же вырвали из цепких объятий Посейдона, к сожалению, она утратила руку и хвост. Было решено отлить ещё одну копию, которая и радует сегодня жителей Мисхора.
Образы русалок разбрелись по всему миру и украшают площади, фонтаны, парки, бухты и пляжи всех континентов нашей старушки — Земли. Но на многих из них многократно покушались вандалы и калечили скульптуры.
… Образ русалки, пожалуй, пережил расцвет в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность и оказал огромное влияние на искусство, и далеко не последнее место занял в мировой живописи.
Именно образ трепетной, обворожительной, и в то же время роковой женщины оставил неизгладимый отпечаток на полотнах живописцев.
Русалки, как бы, являлись символом сексуального влечения и возможной смерти, желанием мужчины полностью забыться, вполне возможно осознанно понимая, к чему это может привести. И именно они, мистически желанные, прекрасные и смертельно опасные красавицы в бриллиантовых брызгах воды, с бездонными глазами , нежными руками и чудесными волосами и вдохновляли художников.
Огромное количество полотен с русалками и сиренами, с нимфами и нереидами, с этими неземными красавицами всегда будут завораживать нас и, возможно, вселять надежды и романтические мечты, что где-то, всё же существует этот , неизведанный нами мир.
Но, образ русалки — этого сказочно-мифического существа оказал влияние, разумеется, не только на живопись, скульптуру, музыку. Он глубоко засел в сознании самого HOMO SAPIENS, то бишь ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, и созданные в воображении образы побуждают и стимулируют человека к их реализации. Впрочем, мы здесь не для того, чтобы вдаваться в тонкости психологии. Давайте, лучше, я Вам поведаю удивительную историю одной девочки…
Маленькие девочки, обожающие сказки, мечтают превратиться в сказочную принцессу или фею, снежную королеву или даже золушку. В процессе взросления мечтательницы забывают о своих детских желаниях и вливаются в серые будни бытия. Но у всех ли маленьких мечтательниц жизнь складывается именно так образом? Оказывается, не у всех…
Дочь известного рок-музыканта Эндрю Фрезера, Ханна с раннего детства грезившая о русалках нашла необычный и достаточно оригинальный путь к воплощению своей мечты. Девочка с раннего возраста зачитывалась сказками о русалках и обожала киносюжеты о морских чаровницах, постоянно изображая их на бумаге. Мысли о превращении в русалку в реальном, не похожим на сказку мире, зародилась у неё в голове ещё в 9-летнем возрасте. Девочки в этом возрасте очень любят наряжаться в искрящиеся и сверкающие платьица и костюмы. Но маленькой Ханне этого было недостаточно и она самостоятельно придумала и смастерила «настоящий» русалочный хвост из яркого пластика , а затем и научилась, с помощью этого хвоста, плавать в бассейне. Прошли годы, но свою мечту Ханна не забыла. Будучи ещё школьницей закончила курсы подводного плавания и получила необходимые сертификаты, а заодно и навыки поведения в воде. Благо в Австралии её достаточно. Годы тренировок дали Ханне возможность задерживать дыхание на пару минут. Девочка выросла и перед ней открылась перспектива необычной и потрясающей карьеры. И вот уже Ханна Фрейзер — профессиональная модель, подражая сказочным русалкам, позирует на фоне чарующих владений Нептуна. Мечта детства осуществилась и океан принял её как свою дочь. Да и не только ОКЕАН, но и его обитатели. Морские животные дружественно относятся к чудесной Австралийской русалке и без опаски плавают рядом. Много лет, вместе с мужем, Ханна участвует в мероприятиях по защите морских обитателей. Австралийская русалка Ханна Фрейзер снимается на суше и в подводных декорациях и в кинофильмах. И хотя основное место работы Ханны в Сиднейском аквариуме, она часто выезжает на гастроли и съёмки в другие уголки нашей старушки — Земли.
Ханна нашла себя, и её сказка, после многих лет упорного труда, стала былью.
Можете мне поверить, что это не единичный случай. Подобные истории можно рассказывать и рассказывать.
Женщина и вода. Энергия Воды питает женскую природу. Женщина со сбалансированной «водной» энергией спокойная и умиротворённая, мягкая и нежная, чувственная и игривая. Она полностью удовлетворена жизнью — ей всего достаточно, и ей достаточно себя. Энергия Воды даёт женщине насладиться настоящим моментом. И связь с водой женщина ощущает на глубинном, подсознательном уровне.
Женщины покоряли Воду с незапамятных времён. Сегодня, пожалуй, мы не будем упоминать знаменитых ныряльщиц АМА из Страны Восходящего солнца, ремеслу которых уже более 2000 лет. Или Южно-Корейских ХЭНЁ, появление которых уходит в далёкий XVII век. Да и Европа и Америка достаточно богаты именами женщин, покоряющих водные просторы и глубины.
Образ женщины в водной стихии волновал человечество, едва ли не с момента его зарождения. Художники рисовали обнажённых купальщиц и не обходили стороной нимф и нереид. Писатели и поэты сочиняли сказки о русалках и сиренах, а с развитием спорта одним из самых популярных видов олимпийской программы стало синхронное плавание. И совсем неудивительно, что огромное количество девушек по всему миру решили посвятить свою жизнь Воде. А тяга к мифическим русалкам, в какой-то момент, привела к рождению нового развлекательного направления под названием МЕРМЕЙДИНГ. Технически — это дайвинг в костюме сказочной русалки без акваланга и какого-то спецоборудования.
НЮ-ДАЙВИНГ, — так условно называют обнажённых ныряльщиц. И это не только хобби или перфоманс. Некоторые модели профессионально занимаются позированием при подводных фотосессиях и для них это источник дохода. НЮ-ДАЙВИНГ в чистом виде относится к искусству.
Психологи объясняют, что большинство моделей фотографируются под водой обнажёнными не только тягой к эротике, но и с позиции генетической памяти о времени, проведённом в утробе матери.
Девушки объясняют это желанием стать такой же естественной и беззащитной, как и парящие в воде рядом с ними морские животные, т.е. желанием прийти в их стихию открытой духовно и физически.
В конце 30-х годов прошлого столетия появились маска и трубка в современном виде. Разумеется, изобретал маску ещё Великий Леонардо, а его первые ласты, увидевшие свет ещё в XV в. цивилизованные страны забыли, в полном смысле этого слова, аж на целых ПЯТЬ столетий, т.е до XX века. И первые европейские ласты появляются так же в 30-х годах прошлого столетия. Но, с появлением в 40-х годах акваланга, усовершенствованного Ж.И. Кусто и инженером Ганьяном вся Европа, а затем и Америка взялись и за усовершенствование этих атрибутов для подводного плавания. А с начала 50-х годов прошлого века увлечение подводным плаванием приходит и в Страну Советов.
И женщины были далеко не последними, кто начал использовать это оборудование в целях освоения царства Нептуна.
С уважением, Леонид Кантерман (Papa-vodolaz) Материал подготовлен автором на основании ряда изображений размещённых в свободном доступе
__________________