Изображения пророка Илии известны с первых веков христианства. В Древней Руси его почитание было тесно связано с народными представлениями – к святому обращались с молитвой о прекращении засухи и даровании дождя. Изображения на многочисленных памятниках личного благочестия, каменных и меднолитых иконах, в иконописи и росписях храмов свидетельствуют о широком распространении культа святого Илии.
Повелитель гроз.
Произведения из собраний Музея имени Андрея Рублёва и Игоря Сысолятина
Центральный экспонат выставки – уникальная житийная икона конца XVII – начала XVIII века «Огненное Восхождение пророка Илии, с житием». Этот редкий по иконографии образ из коллекции Игоря Александровича Сысолятина содержит наиболее подробный иллюстрированный цикл жития святого – 48 клейм, в который вошли не встречающиеся в других памятниках сюжеты. Икона экспонируется впервые.
- Огненное восхождение пророка Илии, с житием. Конец XVII – начало XVIII века. Верхнее Поволжье. Дерево, темпера. 111,8 × 91,5 см. Собрание И.А. Сысолятина
- Огненное восхождение пророка Илии. Первая половина XIX века. Вольский уезд Саратовской губернии. Дерево, темпера. 32,2 × 27,3 см. Собрание Музея им. Андрея Рублёва
Изображения сюжета «Огненное восхождение пророка Илии» в технике эмали встречаются чрезвычайно редко. На выставке представлена эмалевая икона из Ростова Великого, бывшего монополистом в производстве финифти в XIX веке. Ростовские мастера создавали многочисленные паломнические иконы на иные сюжеты, а монастырей или крупных храмов, посвященных пророку Илие, которые могли бы сделать такой заказ, было очень мало. Тем не менее, памятник из собрания музея относится именно к серийной продукции, о чем говорит небольшой размер пластины и схематичность рисунка.
За бесстрашное обличение отступивших от истинной веры пророк Илия особо почитался старообрядцами. Старообрядческие меднолитые иконы, представленные на выставке, демонстрируют многообразие трактовок этого сюжета.
Куратор выставки
Куратор выставки – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублёва Г.А. Назарова.
Отдел по связям с общественностью Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 19.08.2024
Редакция благодарит Дарью Николаевну Шведову за постоянное любезное внимание и сотрудничество!
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва — музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.
До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.
Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
22 августа – 22 сентября 2024 года
Купить билеты в Музей Андрея Рублёва
_________________