В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка об искусстве керамики и его связи с промышленным дизайном. В экспозиции – эскизы и чертежи авангардистов начала XX века, давших толчок к развитию дизайна в СССР, чьи идеи заимствуют дизайнеры сегодня, и работы художников Виктора Решетникова и Татьяны Бригадировой.
В «Царицыне» хранится выдающаяся коллекция авторской керамики XX века, которая постоянно пополняется. 2019-й был объявлен в музее «Годом керамики», в рамках которого прошли пять тематических выставок, в экспозиции которых были представлены работы современных художников, а также произведения Пабло Пикассо, Жоана Миро, Михаила Врубеля и многих других, кто в том числе работал и с керамикой. В 2022 году в Большом дворце прошла выставка Владимира Петрова и Натальи Полторацкой, мастеров классической московской школы керамики 1960-х годов, а в 2023-м – персональная выставка ведущего художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной. В этом году музей показывает двух важнейших современных московских авторов – Татьяну Бригадирова и Виктора Решетникова, последние сорок лет работающих на границе двух миров: искусства и дизайна.
Бригадирова и Решетников – очень разные художники. Они используют диаметрально противоположные творческие методы. У Татьяны – камерная, интимная керамика, у Виктора – мощная, балансирующая на грани с монументальностью. Но при всем этом в работах обоих присутствуют лаконизм, функциональность, эксперименты с пространством, что роднит их с дизайном. Чтобы раскрыть характерные черты каждого автора, куратор и архитектор экспозиции использовали очень простой ход – они разделили выставку напополам. Например, зал «Поиски формы» полностью посвящен работам Решетникова, а зал «Проявление сути» – работам Бригадировой. На контрасте легко увидеть, насколько художники разные, как по-разному смотрят на мир и разное в нем видят, и удивиться, что работы их созданы из одного и того же материала – самой обычной глины.
Татьяна Бригадирова и промышленная графика. Окончила в 1976 году Рязанское художественное училище по специальности промышленной графики, а в 1984-м – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение монументального и декоративного искусства, кафедру проектирования художественной керамики и стекла. В своих работах художник концентрирует все внимание на человеке, на его эмоциях и чувствах. По словам Татьяны, именно события в собственной жизни вдохновляют ее на создание произведений. Татьяна рисует с натуры на бумаге и на глине, создавая графическую основу для своих будущих работ в керамике. В центре ее творчества – женский образ (одна из ее самых известных серий в жанре «ню» была создана на основе набросков, сделанных с натуры). Затем эти наброски используются в керамических работах, получая пластическое выражение и собственный сюжет в процессе эксперимента с фактурами и материалами.
Первое серьезное разделение искусства, ремесла и дизайна произошло во времена промышленной революции в конце XVIII века. Спустя столетие в Англии возникло движение «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts), последователи которого возвращали ценность ручного труда, провозглашали красоту вещей, созданных человеком, а не машиной. В XX веке на сцену вышел немецкий Баухаус, основатели которого, наоборот, боготворили индустриализацию и считали, что ремесла (да и искусство тоже) должны быть у нее в услужении. Ту же авангардную для своего времени концепцию постулировали и образованные в Москве в 1920 году ВХУТЕМАС.
Часть выставки «Быть в материале» как раз рассказывает об удачной интервенции искусства на территорию промышленного дизайна в начале прошлого столетия, когда художники сумели привнести в текстильную и фарфоровую промышленности супрематические идеи и красоту конструктивизма. В экспозиции – эскизы тканей Варвары Степановой и Любови Поповой, эскизы росписей тарелок Алексея Колосова и Ирины Рождественской. Достаточно одного взгляда на эти работы, чтобы понять, насколько сильна тенденция к взаимопроникновению искусства и дизайна в декоративно-прикладном искусстве. Специалисты десятилетиями спорят, где проходит водораздел между ремеслом, коллекционным дизайном, малотиражной художественной промышленностью и, собственно, искусством. В последнее столетие искусство все чаще становится источником идей для дизайнеров, а дизайн помогает художникам актуализировать творческие порывы. Эта взаимосвязь как раз фиксируется на выставке «Быть в материале».
Виктор Решетников и скульптурный кружок. Ещё будучи школьником, Виктор Решетников посещал скульптурный кружок, затем учился на отделении черчения и рисования в Педагогическом училище, потом – в Мухинском училище, откуда ушел на старших курсах и поступил в Таллинскую художественную академию на отделение керамики и стекла, которую окончил в 1979 году. По словам художника, на его становление влияли многие художники – например, один из пионеров отечественного кинетического искусства Вячеслав Колейчук, художник-нонконформист Франциско Инфанте и художник-керамист Лео Рохлин, у которого Виктор учился в Эстонии. В основе творчества – математика, минимализм и абстракция. Такому необычному художественному восприятию способствовали освоение дисциплин вроде формообразования и комбинаторики, что, к сожалению, мало приветствовалось в Мухинском училище и с радостью встречалось в Таллинской академии. По возвращении в Москву Виктор преподавал в ландшафтном училище, делал мелкую и крупную пластику, горшки и вазы для Школы икебаны Согэцу, оформлял пространства жилых и общественных зданий. Сейчас он создает садово-парковую скульптуру, вазы, объекты и инсталляции, декоративные элементы, монументальные панно с применением принципов модульной комбинаторики, которые восходят к эпохе советских конструктивистов 1920-х годов.
Пресс-служба Государственного музея-заповедника «Царицыно» Фотографии — Дмитрий Щëлоков 18.08.2024
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, улица Дольская, дом 1, Большой дворец
13 июля 2024 года — 19 октября 2025 года
Купить билет в Царицыно
__________________
>>><<<