Позавчера, 13 мая 2024 года, прожив 92 года, скончался Александр Сергеевич Никольской, сын русского военного лётчика и мой друг. Ушёл… Его дочь Анна прислала в тот день печальное известие, звуковое сообщение, … бумага не может передать печаль утраты, невосполнимой потери ..: “… Папа сегодня скончался… спокойно… спал и во сне… к нему приехал священник, пели “Христос воскресе” и причащались…”.
Светлой памяти Александра Сергеевича Никольского
Александр родился в эмиграции, 2 февраля далёкого 1932-го, в семье военного лётчика и сестры милосердия.
Важно сказать несколько слов о родителях Александра Сергеевича.
Отец — Сергей Николаевич, родился 7 января 1885 г. в Ялте в семье дворянина Таврической губернии Николая Петровича Никольского (1838–1916). Его супругой была дочь контр-адмирала Анна Карловна, урождённая Фрейганг (1851–1922).
Сергей Николаевич Никольской учился в Киевском Николаевском кадетском корпусе. Окончив Павловское военное училище, в 1905 г. был зачислен в лейб-гвардии 3-й стрелковый полк. В январе 1914 г. поступил в Гатчинскую военную авиашколу и окончил её по первому разряду. 18 июля 1914 г. назначен помощником командира аэроплана «Илья Муромец II», а 14 июля 1916 г. — командиром воздушного корабля «Илья Муромец XIV», затем 1 июня 1917 г. — начальником 1-го боевого отряда Эскадры. За годы войны был трижды ранен: 27 сентября 1914 г. в аварии, 25 мая 1916 г. в воздушном бою и 19 июня 1917 г. в аварии (тяжело).
После тяжёлого ранения вернулся в Эскадру и был избран комитетом Эскадры в Совет солдатских и рабочих депутатов города Винницы. Пытался организовать эвакуацию имущества Эскадры, но из-за отсутствия транспорта был вынужден приказать сжечь оставшиеся корабли, чтобы они не достались германцам.
Сергей Никольской 5 апреля 1918 г. демобилизовался и уехал на родину в Крым. Во время Гражданской войны исполнял должность военного коменданта Ялтинского порта.
В 1920 г. после падения Крыма на судне «Цесаревич Георгий» эвакуировался в Константинополь с войсками генерала Врангеля, затем переехал в Афины, где работал шофёром. В 1922 г. переехал во Францию, в 1923 г. поселившись на юге страны. Сначала жил в Марселе, потом в Ментоне, где тоже работал шофёром.
В эти первые годы жизни на чужбине, тоскуя по родине, родным и сослуживцам, о судьбе которых ему практически ничего не было известно, Сергей Николаевич приступает к написанию воспоминаний о службе в Эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец».
В 1931 г. он создаёт семью. Его избранницей стала Наталия Александровна, урождённая Малинина (1902–1993). Она родилась 21 августа 1902 г. в Москве, в семье врача Александра Фёдоровича и его супруги Елены Николаевны Малининых. Участвовала в Гражданской войне в качестве сестры милосердия. В 1920 г. эвакуировалась с армией генерала П.Н. Врангеля в Константинополь. Пела в церковном хоре под управлением А.А. Архангельского. Затем жила в Чехословакии, училась в Русской гимназии в городе Моравска-Тршебова. Начала обучение медицине. Вместе с частью студентов Русской гимназии, получивших стипендии, в 1925 г. переехала во Францию, где окончила школу медицинских сестёр при Американском госпитале в Нёйи под Парижем. Впервые поехав в отпуск на Лазурный берег, познакомилась с русским шофёром офицером Сергеем Никольским. 4 февраля 1932 г. в семье появился на свет сын Александр.
В июне 1940 г. с объявлением войны Италией семья Никольских была эвакуирована из приграничного города Ментоны и поселилась в деревне в долине реки Вар за Ницей, в семье друзей Жестковых. Александр Никольской ходил в деревенскую школу недалеко от Ниццы. В ноябре 1942 г. ситуация изменилась. Немцы оккупировали Францию полностью, поэтому Италия также расширила свои владения на юге страны. Так Никольские оказались в итальянской оккупационной зоне. Однако менее чем через год итальянцев сменили другие войска, немецкие. Во время оккупации Сергей Николаевич полностью потерял зрение, так как не было ни госпиталей, ни средств на лечение.
После войны семья Никольских поселилась в приюте для слепых. Наталия Александровна устроилась медсестрой в госпиталь, в котором когда-то работала. Когда в 1959 г. приют закрылся, семью Никольских любезно приютил в своей квартире в Париже друг семьи Андрей Алексеевич Власов.
После продолжительной болезни Сергей Николаевич Никольской скончался в ночь на 21 августа 1963 г. в Ганьи под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа рядом с могилами других русских лётчиков. Через 30 лет рядом с ним упокоилась его супруга Наталия Александровна, её не стало 23 января 1992 г.
Из текста завещания С.Н. Никольского, написанного примерно в 1937–1938 гг., до потери зрения.
На случай моей смерти:
<…>
Сашуку благословление моё — иконка, что на Владимирской ленточке (пробыла со мною всю войну).
Дневник, что в толстой клеенчатой тетради, является черновиком, имеется в Лингостьере. Две тетради — тот же дневник, но законченный и смягчены многие «личности», которые резковаты в черновике. Издать уже в России отдельно или в каком-либо журнале.
С.Н.
Александр Сергеевич Никольской не только бережно сохранил память о своём отце. Его профессиональная деятельность также была связана с авиацией. Он учился в лицее Сен-Луи де Гонзаг, окончил Школу восточных языков в Париже, юридический факультет университета, школу офицеров запаса. Служил в штабе ВВС с октября 1956 г. по июль 1959 г. С 1959 г. работал инженером в фирме Dassault aviation, был ответственным за производственные связи с СССР, затем с СНГ. Был разносторонним и неравнодушным человеком: староста прихода церкви Серафима Саровского в Ганьи-Шелль (под Парижем) (1967–1992); администратор Русского дома в Ментоне; член Национальной организации Витязей; был инструктором; руководил концертными программами. Был награждён Международным золотым знаком по планеризму. В 1962 г. женился на Лидии Павловне Богачёвой (1936). В их браке родилось двое замечательных детей, Анна (1962) и Михаил (1963).
Александр Сергеевич неоднократно бывал в России, участвовал в Международных научных чтениях имени И.И. Сикорского в Санкт-Петербурге, международных авиационных салонах. Принимал участие в праздновании 100-летнего юбилея Дальней авиации России в Москве. Сотрудничал с Советом ветеранов дальней авиации в вопросах сохранении памяти о лётчиках Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» — героях Первой мировой войны. Его сын Михаил также пошёл по стопам деда и отца, стал пилотом международных авиалиний AirFrance.
- Встреча потомков на праздновании 100-летия Дальней Авиации России. Стоят слева направо: Василий Михайлович, Михаил Александрович, Александр Сергеевич Никольские, Марат Абдулхадирович Хайрулин, Елена Михайловна Чуприна (внучка М.Н. Никольского), Андрей Александрович Палладин (добровольный помощник, г. Рига), Наталия Павловна Панкратьева, Юрий Алексеевич Никольской (внук М.Н. Никольского), Галина Николаевна Панкратьева (дочь военного лётчика Н.В. Панкратьева), Сергей Анатольевич Овчаров (родственник помощника командира ДВК И.Л. Когутова), Серафима Ивановна Ремезюк (невестка командира ДВК В.М. Ремезюка), Александр Александрович и Владимир Александрович Романовы (дети командира «Ильи Муромца II» военного лётчика В.А. Романова). Москва. Театр Российской армии. 23 декабря 2014 г.
Александр Сергеевич оказал неоценимую помощь в подготовке книги «Хроника воздушного корабля «Илья Муромец II», приняв деятельное участие в насыщении издания историческими документами, рукописями отца, письмами, семейными фотографиями и личными воспоминаниями. Оригинальная рукопись С. Никольского «На воздушном корабле» и сохранившиеся отдельные главы рукописи М. Никольского и В. Солнцева «Муромцы» и другие документы, присланные Александром Сергеевичем из Франции в 2017 г., позволили провести дополнительную сверку и выявить интересные подробности из жизни Эскадры, ранее не публиковавшиеся. Мне, Наташе Панкратьевой (и членам семьи Панкратьевых), Елене Никольской (внучке Михаила, брата Сергея Никольского) выпала почётная возможность участвовать в создании новой книги, иного прочтения и комментариев рукописи. Бесценное общение с Александром Сергеевичем, его деятельное участие, его искренняя любовь к отцу и истории русской авиации стали прочным фундаментом этого памятника авиаторам Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Впервые были соединены уникальные архивы двух семей славного экипажа воздушного корабля II — Панкратьевых и Никольских.
Презентация книги «Хроника воздушного корабля «Илья Муромец II». Москва. 29 ноября 2018 г.
Слова отца, помощника командира «Ильи Муромца II» пронеслись через всю жизнь Александра Сергеевича и он выполнил своё обещание: мемуары отца были изданы в России.
Всей Стае
Славныхъ Русскихъ Лётчиковъ.
Всемъ темъ,
кто Верилъ въ то, что
Великой Россiи
нужна победа.
Всемъ, жизнью своей, кровью и тоской
запечатлевшимъ Веру свою.
Всей униженной и истерзанной
Родине моей посвящаю я строки эти,
Веря въ Русскiй Генiй.
Хочу я, чтобы одна изъ славныхъ страницъ
не пропала для мiра.
С.Н. Никольской
Александр Сергеевич будет похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом со своим отцом.
Вечная память и бесконечная благодарность от потомков и от нас. Низкий Вам поклон, Александр Сергеевич! Покойтесь с миром!
Марат Абдулхадирович Хайрулин, историк русской авиации заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея техники Вадима Задорожного Фотоизображения предоставлены автором
Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой
Один кубок — одиннадцать судеб
Награды императорской России
__________________
>>><<<