Один кубок - одиннадцать судеб

Один кубок — одиннадцать судеб

in История 1025 views

Русские лётчики… Начало ХХ века — время юбилеев. Страна торжественно отмечала 200-летие Полтавского сражения и 100-ле­тие Отечественной войны 1812 года. Русские полки справляли 200-летние и 100-летние юбилеи. Рос интерес к русской военной истории, практически каждая военная часть старалась обзавестись собственным музеем и памятными объектами. Коснулось это и убранства офицерских собраний, где умножилась посуда из драгоценных металлов для тожественных мероприятий с соответствующими историческими деталями и отделкой, напоминавшей собравшимся о славных полковых традициях. Авиационные отряды, созданные накануне первого десятилетия нового века, конечно, ещё не могли похвастаться богатой историей, но тем не менее стремились не отставать от моды.

В фондах Музея техники Вадима Задорожного хранится довольно необычный экспонат — серебряная бутылочная передача (назовём её ласково кубком), казалось бы, не связанный прямо с тематикой музея.

О чём молчит кубок?

Уникальный предмет из коллекции Музея — серебряное ведёрко для охлаждения шампанского, другое необычное в наши дни название — «бутылочная передача». Скорее всего предмет специально был куплен ради этого события. Господа офицеры решили оставить о себе добрую память, подарив бывшему начальнику столь необычный предмет. Интересен выбор предмета для подарка, обычно это был альбом памятных фото­графий, настольный сувенир, памятный жетон или экземпляр холодного оружия, на клинке которого дарители оставляли свои автографы. Но серебряная посуда, скорее предназначалась для устройства полковых празднеств в офи­церском собрании, чем для подарка конкретному лицу. Для этого в отделку кубка добавили монограмму будущего владельца и автографы дари­телей. Сам факт этого события вполне ложится в канву традиций офи­церского корпуса Российской империи конца XIX – начала XX веков.

Чем интересен и о чём рассказал кубок, приобретённый на одном из парижских аукционов?

Серебряная бутылочная передача — подарок авиаторов 11-го армейского авиационного отряда бывшему командиру поручику Гольсту. Экспозиция «Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой войны»

Итак, в отделку ведёрка добавили монограмму будущего владельца и автографы дари­телей, и предмет неожиданно стал хранителем 11 судеб, захватывающую историю которых удалось найти.

Надпись: «Дорогому командиру и товарищу. 11 Армавiотрядъ. 22 Сентября 1916 года», накладные инициалы «БГ» и десять подписей авиаторов переносят нас на 106 лет назад.

Обратимся туда, где хранится история. Заветные бумаги 11-го армейского авиационного отряда были найдены на стеллажах подвального хранилища Российского государствен­ного военно-исто­рического архива, распо­ложенного в Лефортовском дворце Петра I.

Российский Государственный Военно-Исторический Архив, г. Москва
Российский Государственный Военно-Исторический Архив, г. Москва

Дата на подарке — 22 сентября 1916 года — день собрания чинов отряда и прощания с командиром Борисом Гольстом, который получил от сослуживцев этот памятный предмет в связи с новым назначением в 6-й корпусной авиаотряд. Согласно предписанию, он сдавал свой отряд военному лётчику поручику Попову. Надпись «Дорогому командиру и товарищу» во многом говорит о тёплых, доверительных отношениях между командиром и его подчиненными.

__________________

__________________

Приказ по XI армейскому авиационному отряду
№ 155.
«21» сентября 1916 года
§4.

Ввиду сдачи вверенного мне отряда для проверки денежных сумм, отчётности и книг, назначаю комиссию под председательством штабс-капитана Казумбек и членов: поручика Грабилина и подпоручика Закржевского. Собрание 22 сего сентября и о результатах проверки составить акт.

Командир отряда, военный лётчик поручик Гольст[1].

__________________

Историческая справка

11-й Армейский авиационный отряд

В русской авиации, помимо корпусных, с 1915 года начали формироваться армейские авиационные отряды, подчинявшиеся штабам армий. Одиннадцатый авиаотряд начал своё формирование в Петрограде с января 1916-го. Первый приказ по отряду с объяв­лением сформирования был выпущен 1 апреля, а командование принял военный лётчик поручик Гольст. В июне новую часть направили в Киев в 3-й авиапарк для получения самолётов, а 2 июля отряд выступил на Юго-Западный фронт в распоряжение командира 11-го авиационного дивизиона. В составе 11-го армейского насчитывалось 9 офицеров авиаторов, 124 нижних чина и несколько двухместных бипланов «Вуазен». Тихо­ходные французские аппараты с 150-сильным мотором выполняли задачи разведки, аэрофотосъёмки, бомбометания и корректирования артиллерийского огня. В гондоле с пилотом и наблюдателем устанавливали пехотный пулемёт для защиты от нападения вражеских аэро­планов. «Вуазены» в течение всей войны были основным типом разведывательной авиации. Самолёты данной марки поставлялись в Россию из Франции, а также выпускались по лицензии на отечественных заводах «Дукс», «А.А. Анатра» и «В.А. Лебедев». Пушечная версия (Voisin 4LBS) — редкая птица среди прибывших от союзников «Вуазенов». Всего в Россию поставили 12 машин с 37-мм пушкой «Гочкис», установленной в носовой части гондолы на подвижном лафете. В августе 1916 года единичные экземпляры попали в 7-й, 9-й, 11-й армейские, Гвардейский, 5-й, 32-й и 35-й корпусные авиаотряды. Наиболее активно пушечные аппараты использовались в 11-м армейском авиаотряде в сентябре месяце. В журнале боевых полётов, найденного среди архивных дел Юго-Западного фронта, содержалась редчайшая информация о применении пушечных «Вуазенов».

  •  Пушечный самолёт «Вуазен» французской постройки, поставленный в Россию. 1916 
  • Пушечный самолёт «Вуазен» 9-го армейского авиаотряда. 1916. Рисунок Александра Казакова

Научное открытие

Доподлинно известно, что именно Первая мировая стала местом и временем боевого крещения авиации. В этот период бомбы, ракеты, пулемёты и пушки адаптировали для применения на летательных аппаратах. Однако точную дату первого использование пушки в воздушном бою в России удалось узнать, изучая историю молчаливого кубка. И эта дата — 6/19 сентября 1916 года.

Надпись на обороте полётного листа 11-го армейского авиаотряда от 6 сентября 1916 г. "Очень интересный эпизод. Участие впервые в бою аэроплана с пушкой. Нужно отдельно описать обстоятельно"
Надпись на обороте полётного листа 11-го армейского авиаотряда от 6 сентября 1916 года

Надпись на обороте полётного листа 11-го армейского авиаотряда от 6 сентября 1916 года: «Очень интересный эпизод. Участие впервые в бою аэроплана с пушкой. Нужно отдельно описать обстоятельно«[2].

Боевые эпизоды

Вот несколько эпизодов из далёкого 1916 года, когда ежедневная рутинная работа, была связана с колоссальным риском для жизни и здоровья, что в наши дни кажется фантастикой.

Лётчик-наблюдатель (артиллерист) с 37-мм пушкой "Гочкис" (Hotchkiss M1885), установленной в гондоле французского "Вуазена". В носовой части хранился запас снарядов (гранаты, картечь и шрапнель). Пилот сидел сзади. Из коллекции Музея техники Вадима Задорожного
Лётчик-наблюдатель (артиллерист) с 37-мм пушкой «Гочкис» (Hotchkiss M1885), установленной в гондоле французского «Вуазена». В носовой части хранился запас снарядов (гранаты, картечь и шрапнель). Пилот сидел сзади. Из коллекции Музея техники Вадима Задорожного

6 сентября 1916 года

На разведку и фотографирование вылетели пушечный и пулемётный «Вуазены», третий (пушечный) охранял их. В последнем аппарате находились военный лётчик корнет Микулин и лётчик-наблюдатель штабс-капитан Казумбек: «Во время фотографирования позиций противника поручиком Поповым и его наблюдателем поручиком Грабилиным, я принял бой немецкого аппарата типа «Фоккер», который пытался помешать работе поручика Попова. Пойдя ему наперерез, атаковал его, открыл по нем из орудия стрельбу картечью. В свою очередь противник, положив свой аппарат на левое крыло, прошел надо мною, открыв огонь из пулемета. Быстрым и сильным креном я повернул аппарат на противника, продолжая все время стрельбу. Аппарат противника, обстреливая меня, обрезал нос моему аппарату, и после нескольких выстрелов с нашей стороны, круто снижаясь, спланировал к себе. Бой продолжался 15-20 минут. Во время боя я потерял из виду аппарат поручика Попова. Делая виражи, стараясь отыскать аппарат поручика Попова, я увидел его в направлении от Станиславчика к Радзивилову, повернув, я пошел вслед за ним. Подходя к деревне Хотин, я увидел, что наперерез поручику Попову идёт какой-то аппарат, намереваясь его атаковать. В тот момент я не мог вступить в бой, так как поручик Попов почти таранил немецкий аппарат и разлëт шрапнели мог поражать и поручика Попова, поэтому стал выжидать удобный момент для атаки. Время сближения поручика Попова с немецким аппаратом продолжалось 1-2 минуты. В этот момент я увидел дым с аппарата поручика Попова, после чего аппарат противника с крутым правым креном и сильным снижением пошёл по направлению к своим окопам. Тогда я бросился наперерез к аппарату противника, открыв по нём огонь. Противник, не отвечая, продолжал снижаться, уходя к себе. Я, преследуя его, выпустил несколько снарядов шрапнелью по нём. Во время боя поручика Попова с немецким аппаратом я увидел вдали аппарат подпоручика Закржевского и немецкий аппарат, которые несколько раз сходились. Идти на помощь к подпоручику Закржевскому я не мог, так как вдали показался ещё немецкий аппарат, который держал направление на поручика Попова, ведущего бой, увидел, что Фоккер уходит к себе, тоже взял другое направление. После этого я пошёл на помощь к подпоручику Закржевскому, который в это время сильно снижаясь, направлялся на аэродром. Я же пошёл преследовать противника, который вёл бой с подпоручиком Закржевским, догнать его не мог и стал спускаться к себе»[3].

Пулемётный «Вуазен» отстал от своих и подвергся нападению истребителя: лётчик рядовой Пожарский был ранен тремя пулями в лицо и плечо и истекая кровью, довёл до аэродрома свой самолёт, чем спас своего наблюдателя подпоручика Закржевского.

Служащий авиаотряда проверяет пушку «Гочкис» на самолёте «Вуазен» перед боевым вылетом. Осень 1916 г. Из коллекции Геннадия Петрова
Служащий авиаотряда проверяет пушку «Гочкис» на самолёте «Вуазен» перед боевым вылетом. Осень 1916. Из коллекции Геннадия Петрова

11 сентября 1916 года

Военный лётчик поручик Гольст и лётчик-наблюдатель подпоручик Закржевский поднялись на «Вуазене» №1611 с целью охраны аппарата, вылетевшего на фотографирование позиций противника: «Взяв высоту 2000 метров, … встретили аппарат противника, идущий в направлении м.Берестечко. Охраняя аппарат поручика Попова, мы не хотели ввязываться сами в бой, но видя, что аппарат противника догоняет, желая вступить с нами в бой, были вынуждены принять бой. Выпустив 3 гранаты и 2 картечи, пушка отказала в действии от того, что взвод ударника заскочил вверх над задней частью ударника и потерял возможность давить его на боевой взвод. Были вынуждены снижаться и опуститься на аэродром«[4].

12 сентября 1916 года

Военный лётчик корнет Микулин и лётчик-наблюдатель штабс-капитан Казумбек на аппарате «Вуазен» №1612 выполнили разведку ближайшего тыла противника: «Движения замечено не было, дороги пусты. В районе Млынова атаковал аппарат противника типа «Авиатик», который шёл выше меня. Идя ему в хвост, лётчик-наблюдатель штабс-капитан Казумбек открыл по нём шрапнельный огонь из пушки. Противник стрелял из пулемёта. После 5-6 шрапнельных выстрелов аппарат противника круто пошёл вниз по направлению к своим окопам. Видно было как он спустился метров на 200-300 и собирался садиться. Кажется он сел недалеко от наших окопов«[5].

13 сентября 1916 года

Военный летчик поручик Гольст и механик старший унтер-офицер Метлицкий на «Вуазене» №1611 выполнили разведку ближайшего тыла противника: «… заметили немецкий аппарат, … Я свернул и пошёл наперерез, у д.Комаровка произошёл бой. Старший унтер-офицер Метлицкий, выждав удобный момент и сблизившись, дал три шрапнельных выстрела, после чего пушка заклинилась. Нижний чин, не растерявшись, выхватил револьвер и стал обстреливать противника, который открыл вертикально сверху по нас продолжительный пулемётный огонь. После чего вторично после маневра зайдя в хвост немцу, после исправления пушки нижний чин успел дать выстрел шрапнелью. После этого выстрела пушка опять отказала, в это время в бой вступил корнет Микулин. Затем вдвоем, не давая противнику возможности пройти в наш тыл, мы преследовали его до Кременца, где он свернул к себе. Преобладая скоростью, он ушел к себе…«[6].

Французская 37-мм пушка «Гочкис» в гондоле французского "Вуазена". Снимок сделан в одном из русских авиаотрядов в 1916 году Из коллекции Музея техники Вадима Задорожного
Французская 37-мм пушка «Гочкис» в гондоле французского «Вуазена». Снимок сделан в одном из русских авиаотрядов в 1916 году. Из коллекции Музея техники Вадима Задорожного
Авиаторы 11-го армейского авиаотряда и чины штаба 45-го армейского корпуса на фоне аэроплана «Вуазен» №1149, вооружённого пулемётом «Максим». Скоро отряд пересядет на пушечные "Вуазены". Слева направо: наблюдатели поручик 57-й артиллерийской бригады Виктор Иванович Грабилин, штабс-капитан 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка Джан-Гир-Бек Казумбек, офицеры штаба 45-го корпуса, дама, военный лётчик корнет 8-го гусарского Лубенского полка Александр Николаевич Микулин, неизвестный полковник 41-го пехотного Селенгинского полка и адъютант 11-го армейского авиаотряда подпоручик 18-го пехотного Вологодского полка Николай Иванович Гогулинский. Корнет Микулин 14, 17 и 25 августа 1916 г. летал с поручиком Грабилиным на фотографирование неприятельских позиций, а 23 августа с штабс-капитаном Казумбеком. Аэродром у дер. Теслугов. Юго-Западный фронт. Август 1916 года
Авиаторы 11-го армейского авиаотряда и чины штаба 45-го армейского корпуса на фоне аэроплана «Вуазен» №1149

Авиаторы 11-го армейского авиаотряда и чины штаба 45-го армейского корпуса на фоне аэроплана «Вуазен» №1149, вооружённого пулемётом «Максим». Скоро отряд пересядет на пушечные «Вуазены». Слева направо: наблюдатели поручик 57-й артиллерийской бригады Виктор Иванович Грабилин, штабс-капитан 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка Джан-Гир-Бек Казумбек, офицеры штаба 45-го корпуса, дама, военный лётчик корнет 8-го гусарского Лубенского полка Александр Николаевич Микулин, неизвестный полковник 41-го пехотного Селенгинского полка и адъютант 11-го армейского авиаотряда подпоручик 18-го пехотного Вологодского полка Николай Иванович Гогулинский. Корнет Микулин 14, 17 и 25 августа 1916 г. летал с поручиком Грабилиным на фотографирование неприятельских позиций, а 23 августа с штабс-капитаном Казумбеком. Аэродром у дер. Теслугов. Юго-Западный фронт. Август 1916 года

Судьбы авиаторов

Десять подписей товарищей по оружию — все фамилии удалось расшифровать.

Один кубок — одиннадцать судеб
  1. Велецкий Николай Леонидович (15 июня 1895 – ?). Из потомственных дворян Полтавской губернии. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус в 1913 году. В октябре 1914 года по окончании Елисаветградского кавалерийского училища выпущен корнетом в 4-й уланский Харьковский полк. На фронте заведовал службой связи полка. С апреля 1916 года наблюдатель 11-го армейского авиаотряда. Направлен в Военную школу лётчиков-наблюдателей, по окончании которой в апреле 1917 года вернулся в свой отряд, удостоенный звания «лётчик-наблюдатель». В Гражданскую воевал на стороне белых в войсках Северного фронта: с июня 1919 года в 4-м Северном стрелковом полку, с сентября — в Северном драгунском дивизионе в чине штабс-ротмистра. В октябре 1919 года за боевые отличия награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В эмиграции проживал в Германии[7].
  2. Гогулинский Николай Иванович (20 марта 1892 – 7 сентября 1917). Родился в семье фельдшера в г. Балта Подольской губернии. В 1909 году вступил в службу на правах вольноопределяющегося в 55-й пехотный Подольский полка. В июле 1914 года выпущен подпоручиком из Иркутского военного училища. До перевода в авиацию воевал в составе 18-го пехотного Вологодского полка, командовал ротой, дважды ранен. С июня 1916 года лётчик-наблюдатель и адъютант 11-го армейского авиаотряда. В октябре 1916 года произведён в поручики. В сентябре 1917 года вместе с лётчиком Овсейко погиб в воздушном бою с германским истребителем[8].
Лётчик-наблюдатель и адъютант 11-го армейского авиаотряда подпоручик Гогулинский. Август 1916 г.
Лётчик-наблюдатель и адъютант 11-го армейского авиаотряда подпоручик Гогулинский. Август 1916 г.
  1. Грабилин Виктор Иванович (16 сентября 1892 – 26 мая 1938). Родился в г. Орле в семье надворного советника. Окончил Константиновское артиллерийское училище. Поручик 57-й артиллерийской бригады. На войне с августа 1914 года старшим офицером 2-й батареи бригады. Был ранен в левое колено. С декабря 1915 года наблюдатель авиаотряда Гвардейского корпуса. В апреле 1916 года окончил Военную школу лётчиков-наблюдателей в Киеве. С мая по декабрь 1916 года штатный наблюдатель 11-го армейского авиаотряда. В Гражданскую служил в ВСЮР и Русской Армии в Корниловской артиллерийской бригаде до эвакуации Крыма. Галлиполиец. В феврале 1921 года в чине подполковника числился во 2-й батарее Корниловского артиллерийского дивизиона. В 1924 году вернулся из эмиграции в СССР. Старший производитель работ в стройконторе Мосвоенторга. Арестован по подозрению в шпионско-диверсионной деятельности в пользу Польши, расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Реабилитирован в 1956 года. [9]
Подпоручик Грабилин Виктор Иванович, выпускник Военной школы лётчиков-наблюдателей. 1916.
Подпоручик Грабилин Виктор Иванович, выпускник Военной школы лётчиков-наблюдателей. 1916
Грабилин Виктор Иванович. 1938 г. Из коллекции фотодокументов Мемориального научно-просветительского центра «Бутово»
Грабилин Виктор Иванович. 1938 г. Из коллекции фотодокументов Мемориального научно-просветительского центра «Бутово»
  1. Закржевский Евгений Иосифович (1894–1918). Из дворян Витебской губернии. 12 июля 1914 года по окончании Павловского военного училища выпущен подпоручиком в 5-й Финляндский стрелковый полк. В Августовских лесах был тяжело ранен: в кисть руки, контужен в спину и осколок шрапнельного стакана пробил левую коленную чашку. Врачебная комиссия признала Закржевского негодным к строевой службе в пехоте, и он после долгого лечения в июле 1915 года перевёлся наблюдателем в авиацию: в 24-й корпусной авиаотряд, затем в 7-й армейский. По окончании Военной школы лётчиков-наблюдателей в Киеве с июля 1916 года воевал в составе 11-го армейского авиаотряда. Осенью 1917 года был направлен в Севастопольскую военную авиашколу для обучения полётам. Весной 1918 года расстрелян большевиками в Крыму. Похоронен на военном кладбище в Симферополе[10].
  1. Казумбек Джан-Гир-Бек Абас-Бек-Оглы (13 декабря 1882 – ?). Из беков Елисаветпольской губернии, магометанского вероисповедания. В январе 1901 года вступил в службу в 16-й Мингрельский полк. Окончил Тифлисское пехотное училище. На фронте в составе 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка. Был ранен и дважды контужен. С мая 1916 года служил штатным наблюдателем 11-го армейского авиаотряда и заведовал его хозяйственной частью. В январе 1917 года переведён в 12-й армейский авиаотряд[11].
Наблюдатель 11-го армейского авиаотряда штабс-капитан Казумбек. Август 1916 г.
Наблюдатель 11-го армейского авиаотряда штабс-капитан Казумбек. Август 1916 г.
  1. Козловский Владимир Николаевич (23 декабря 1889 – 28 апреля 1944). Родился в семье подполковника. Окончил Киевское военное училище. Поручик 3-го стрелкового артиллерийского дивизиона. С августа 1915 года по январь 1916 года наблюдатель 2-го Сибирского корпусного авиаотряда. Окончил Севастопольскую военную авиашколу. 7 июня 1916 года прибыл в Киев в формируемый 11-й армейский авиаотряд на должность «военного лётчика». Во время Гражданской войны служил в авиации белых на юге России. В 1918 году состоял в технических войсках Астраханского казачьего войска. В июне 1919 г. назначен в переменный состав Военной авиашколы Добровольческой армии. С 9 апреля 1920 года назначен в 1-й авиапарк Добровольческой армии. В сентябре 1920 года — младший механик 2-го авиапарка Русской армии. В эмиграции проживал во Франции, где 28 апреля 1944 года скоропостижно умер в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа[12].
  2. Микулин Александр Николаевич (20 февраля 1891 – ?). Родился в семье полковника. Окончил Николаевское кавалерийское училище. На фронте воевал в составе 8-го гусарского Лубенского полка. С июня 1915 года наблюдатель 21-го корпусного авиаотряда. В августе 1915 года направлен в Военную авиашколу в Гатчине, которую окончил в июне 1916 года. С августа корнет Микулин военный лётчик 11-го армейского авиационного отряда. В январе 1917 года переведён в формируемый 37-й корпусной авиаотряд. С апреля 1917 года обучающий офицер (инструктор) в Одесской школе авиации[13]. С марта 1918 года числился лётчиком Истребительного авиаотряда Подольского авиадивизиона Украинской Державы.
Военный лётчик 11-го армейского авиаотряда корнет Микулин. Август 1916 г.
Военный лётчик 11-го армейского авиаотряда корнет Микулин. Август 1916
  1. Мчеделов Парнаоз Леванович (24 ноября 1891 – 8 ноября 1918). Родился в семье грузинских аристократов. 1 октября 1914 года по окончании Алексеевского военного училища выпущен подпоручиком в 55-й пехотный запасной полк. Обучался полётам в Гатчинской военной авиашколе. В апреле 1916 года направлен наблюдателем в 11-й армейский авиаотряд. Казначей отряда. В апреле 1917 года стал военным лётчиком, окончив Севастопольскую военную авиашколу. Военный лётчик 5-го Сибирского корпусного авиационного отряда. В декабре командовал отрядом в чине подпоручика. В Гражданскую служил в Красном ВВФ: лётчик 8-го авиаотряда 4-й Петроградской авиагруппы, с ноября 1918 года – командир отряда. 8 ноября 1918 года разбился насмерть при посадке на аппарате «Фарман-30»[14].
  2. Попов Сергей Владимирович (18 июня 1892 – 28 марта 1918). Родился под Санкт-Петербургом в дворянской семье. Из потомственных почётных граждан. 6 августа 1912 года по окончании Владимирского военного училища выпущен подпоручиком в Новогеоргиевскую крепостную артиллерию. В 1913 году был командирован в 11-ю воздухоплавательную роту, с октября прикомандирован к Новогеоргиевскому крепостному авиаотряду. По окончании Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота военный лётчик 23-го корпусного авиаотряда (с октября 1914 по май 1916 года). За «доставление ценных сведений о направлении движения немецкой пехоты с артиллерией силою в бригаду под сильным огнём тяжёлой артиллерии противника» награждён Георгиевским оружием. С 7 февраля 1916 года — Сергей Попов служит в 23-м корпусном авиационном отряде. В феврале 1916 года был отстранен от полетов, подвергнут медицинскому освидетельствованию. Заключение врачебной комиссии: «…Страдает белокровием и неврастенией, совершать боевых полётов не может». Убыл в Москву с прикомандированием к 7-му авиапарку. 23 мая 1916 года прибыл в Петроград в формируемый 11-й армейский авиаотряд. 28 октября 1916 года отчислен из отряда за двукратное неисполнение приказа. В ноябре откомандирован в авиационный отряд Военной школы лётчиков-наблюдателей в Киеве. 28 марта/10 апреля 1918 года разбился с женой на аэроплане в Киеве. Трое детей остались сиротами…[15]

  

  • Подпоручик Новогеоргиевской крепостной артиллерии Попов с супругой
  • Военный лётчик 23-го корпусного авиаотряда подпоручик Попов. 1915
  1. Пауль Ричард Эдуардович. Военный чиновник, служил в 11-м армейском авиаотряде делопроизводителем.
  1. Борис Петрович Гольст
Борис Петрович Гольст
Борис Петрович Гольст

Одиннадцатый герой нашего рассказа, чьи инициалы на кубке — военный лётчик поручик 29-й артиллерийской бригады Борис Петрович Гольст. Родился 2 февраля 1891 года в Риге. Окончил Псковский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище. По окончании Офицерской школы авиации на Каче в октябре 1914 года выпущен военным лётчиком, откуда убыл на фронт в 21-й корпусной авиаотряд. С января по сентябрь 1916 года — старший офицер, а затем командир 11-го армейского авиаотряда. За время пребывания на фронте Борис Гольст совершил в составе 11-го армейского 11 боевых полётов, приняв участие в 5 воздушных боях. В конце 1917 года в чине штабс-капитана командовал 1-м армейским авиаотрядом на Северном фронте. В Гражданскую войну воевал на стороне красных в 1-м разведывательном авиаотряде. Во время Великой Отечественной войны в звании инженер-майора служил батальоне аэродромного обслуживания. Награждён медалями «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За победу над Германией» (1945) и орденом Красной Звезды (6.11.1945). В декабре 1945 года уволился с военной службы. Проживал в Ленинграде.

Из одиннадцати чинов 11-го армейского авиаотряда четверо погибли в период Первой мировой и Гражданской войн, двое умерли в эмиграции, двое в СССР, дальнейшая судьба троих остальных героев нашего повествования неизвестна.

Листая рассыпающиеся от времени полётные донесения авиаторов 11-го армейского перед глазами встают картины воздушных боёв, исключительного мужества и стойкости русских лётчиков. Их тяжёлая и опасная работа дала начало развитию русской военной авиации.

Бутылочная передача 11-го армейского авиаотряда в витрине «Артиллерия. Флот». Экспозиция «Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой войны» в Музее техники Вадима Задорожного. Ноябрь 2022 года. Фото Марата Хайрулина
Бутылочная передача 11-го армейского авиаотряда в витрине «Артиллерия. Флот». Экспозиция «Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой войны» в Музее техники Вадима Задорожного. Ноябрь 2022 года. Фото Марата Хайрулина

Серебряный кубок с дарственной надписью и автографами авиаторов, как безмолвный свидетель того времени — донёс до наших дней важную страницу истории русской авиации. И боевое братство, и грохот пушек, и гибель товарищей по оружию — всё это лишь крохотная частичка богатого наследия ушедшей эпохи.

Бесценный предмет вернулся на родину и занял своё достойное место в новой экспозиции выставки «Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой войны» в Музее техники Вадима Задорожного.

Бутылочная передача 11-го армейского авиаотряда в витрине «Артиллерия. Флот». Экспозиция «Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой войны» в Музее техники Вадима Задорожного. Ноябрь 2022 года. Фото Марата Хайрулина

Бутылочная передача 11-го армейского авиаотряда в витрине «Артиллерия. Флот». Экспозиция «Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой войны» в Музее техники Вадима Задорожного. Ноябрь 2022 года. Фото Марата Хайрулина

 

Автор сердечно благодарит за помощь в работе над материалом:

  • Александра Приютова, Российский государственный военно-исторический архив,
  • Михаила Нешкина, Российский государственный военно-исторический архив,
  • Бориса Степанова, Государственный Эрмитаж,
  • Марту Ерёменко, Музей техники Вадима Задорожного
Журнал «Мир Музея» №4, 2022

Данный материал в сокращённом виде был опубликован в журнале «Мир Музея» №4 за 2022 год.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]: РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 17. Л. 129об.

[2] РГВИА. Ф.2267. Оп.1. Д.105. Л.35об.

[3] РГВИА. Ф.2267. Оп.1. Д.105. Л. 51об.-52.

[4] РГВИА. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 116. Л. 183об.-184.

[5] РГВИА. Ф.2077. Оп.1. Д.116. Л.184об.-185.

[6] РГВИА. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 116. Л.186об.-187.

[7] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 162; Д. 54. Л. 11 с об.-12.

[8] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 158, 249; Д. 54. Л. 14 с об.-15.

[9] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 156; https://readli.net/chitat-online/?b=1040976&pg=127;

https://ru.openlist.wiki/Грабилин_Виктор_Иванович_(1892)

[10] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 100 с об.; Д. 54. Л. 15 с об.; РГВА. Ф. 29. Оп. 8. Д. 299, газета «Наше слово» от 7 июня 1918 г. «Расстрелянные лётчики».

[11] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 252; Д. 54. Л. 9 с об.-10.

[12] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 233; Д. 54. Л. 8 с об.; Ф. 2077. Оп. 1. Д. 112. Л. 145; Парижский вестник. — Париж, 1944, 29 апр., №97.

[13] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 235; Д. 54. Л. 11 с об.

[14] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 160; РГВА. Ф. 11713. Оп.1. Д. 2, 3, 4, 6, 7, 9.

[15] РГВИА. Ф. 6065. Оп. 1. Д. 13. Л. 232; Сергеевский Б.Н. Русская армия в Первой мировой войне. Пережитое. http://www.grwar.ru/library/Sergeevsky-P/SP_03.html; Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 236—237.

 

Марат Абдулхадирович Хайрулин,
заместитель директора по научно-исследовательской работе
Музея техники Вадима Задорожного
Фотоизображения предоставлены автором

Один кубок - одиннадцать судеб

Музей техники Вадима Задорожного

 

Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой (М.А. Хайрулин)

Сгорел в корзине аэростата…

Музей частного коллекционера

__________________

>>><<<