Плакат

Как советские плакатисты сделали День труда праздником

in Новости 1107 views

В пред­дверии Пер­вомая кор­респон­дент Все­российской платформы ката­логизации ХУ­ДОЖ­НИ­КИ/ARTISTS, соз­данной при под­держ­ке Прези­дент­ского фонда куль­турных ини­циа­тив, вспоминает о том, насколько зна­чи­мым был когда-то этот празд­ник и какие замечательные худож­ники работали над первомайскими плакатами.

Как советские плакатисты сделали День труда праздником

Главный праздник

Ещё до построения Советского государства день 1 Мая был главным символом профсоюзной и револю­ционной борьбы. 7 Ноября появилось уже после Октябрьского переворота и реформы календаря, но ещё долго именно Первомай отмечался как день победы рабочих и крестьян над угнетателями.

Наглядная агитация новой власти в значительной степени концентри­ровалась именно на Первомае, и главным инструментом этой агитации был яркий плакат: просто, доходчиво, агрессивно — то, что требовалось целевой аудитории. В ней необходимо было поддерживать револю­ционный пыл во время Гражданской войны, а потом встала задача стимулировать на тяжёлый и не всегда благодарный труд. Можно уверенно сказать, что ни один сколько-нибудь значимый красный плакатист просто не имел шанса пройти мимо этой темы. А Советская Россия, в свою очередь, создала новый художественный жанр — массовый политико-произ­водственный плакат.

В поисках яркости

Плакат — визуальное оружие замедленного действия. С первого раза он не работает. Чтобы плакат произвёл нужный эффект, необходимо запечатление его в мозгу, многократный повтор. А это подразумевает крупный размер и значительный тираж, причём полиграфия обязательно должна быть цветной: сколько бы оттенков серого ни было на рисунке, он будет воспри­ниматься как унылый и траурный. То есть прямо противоположно образу, который создавали большевики.

Также высоки требования к качеству материала: в советское время плакаты чаще всего вывешивались прямо на улицах, под солнцем, ветром и дождём. Где можно, использовалась дорогая линогравюра (печать на линолеуме), чаще — высо­кока­чествен­ная бумага с печатью литографическим способом.

Поэтому в архивах практически не сохранилось значимых плакатов до 1920 года — в изнурённой разрухой стране не хватало ни краски, ни бумаги, ни свободных рабочих рук. Зато, когда появились первые возможности (в частности, знаме­нитый доре­волю­ционный издатель Иван Сытин восстановил свою нацио­нализи­рован­ную типографию уже в качестве красного директора), они были брошены в первую очередь на наглядную агитацию.

Новочеркасский гений

Первым королём этой агитации стал самоучка из Новочеркасска Дмитрий Орлов, взявший себе фамилию романтического шиллеровского разбойника. Дмитрий Моор — автор таких работ, как «Помоги» о голодающих Поволжья, «Врангель ещё жив» и, конечно, бессмертного автопортрета «Ты записался добровольцем?». Бумага, тушь, перо, бессмертие.

Плакат «Ты записался добровольцем?», Д. Моор, 1920
Плакат «Ты записался добровольцем?», Д. Моор, 1920

Его плакат 1920 года «1-е Мая — праздник труда. Да здравствует международное единение проле­тариата!» не столь эффектен (отчасти за счёт более блёклой краски — печатали тем, что было), но он заложил основу сотен, если не тысяч вариаций на тему Первомая: солнце выходит из-за туч, красная лента (такие прикалывали себе на грудь большевики) с лозунгом, призыв к всемирной революции, предста­вители разных профессий слиты в едином порыве.

Кстати, хорошо зная полиграфию, Моор стал новатором как минимум в одном из технологических процессов. В России не было тогда чёрной краски хорошего качества — изображения получались серыми (это видно на плакате ниже). Моор придумал подкладывать под чёрные (в реальности серые) плашки синюю краску — и получал глубокий чёрный тон.

Плакат «1 мая праздник труда. Да здравствует международное единение пролетариата», Д. Моор, 1920
Плакат «1 мая праздник труда. Да здравствует международное единение пролетариата», Д. Моор, 1920

По степени воздействия на людей это был совершенно иной уровень по сравнению с белогвардейской про­пагандой — эстетской, «профес­сио­наль­ной», словно вышедшей из дека­дентских салонов Серебря­ного века. Тотальное пре­восходство боль­шевиков в доведении своих идей до рабочих и крестьян стало важным фактором их окончательной победы.

А вот Моор вышел отнюдь не из «Бродячей собаки». Один из секретов его успеха заключался в том, что до революции он был профессиональным рисовальщиком афиш к кинофильмам. Это беспощадная высо­коко­нкурент­ная работа: если на ленту с твоей афиши не потянутся зрители, следующий плакат сделает кто-то другой. Моор дорожил своей работой и нащупал стиль, трогающий сердца целевой аудитории — небогатого городского мещанства. Чёткий резкий рисунок, работа не на сознание, а на эмоцию, на одном плакате — одна мысль.

Отступление о Маяковском

Моора очень ценил Маяковский, сам неплохой рисовальщик — и после революции он стал работать именно в стиле ново­черкасского гения. Один из первых плакатов Маяковского в будущих «Окнах РОСТа» написан в 1920 году и называется

«Плакат РОСТА. Слон и моська»:

«Плакат РОСТА. Слон и моська», В.В. Маяковский, 1920
«Плакат РОСТА. Слон и моська», В.В. Маяковский, 1920

В 1921 году Маяковский откликнулся и на Первомай и написал плакат «Чем ходить по городу мостовую ломая – города починим Первого мая. Плакат Роста».

Чем ходить по городу мостовую ломая – города починим Первого мая. Плакат Роста, В.В. Маяковский, 1921
Чем ходить по городу мостовую ломая – города починим Первого мая. Плакат Роста, В.В. Маяковский, 1921

Чем ходить по городу мостовую ломая – города починим Первого мая. Плакат Роста, В.В. Маяковский, 1921 г., Государственный исторический музей

Не только полотна

В могучем племени советских плакатистов было много ярких имён. Назовём ещё одно — Павел Соколов-Скаля. Встретив революцию в 18 лет, он загорелся ею, и она не оставила без взаимности горячего поклонника: в своё время он станет дважды лауреатом Сталинской премии, заслуженным и народным художником РСФСР, профессором… Но всё это в будущем. А в 1928 году он к 1 Мая изгоняет враждебные классы на нескольких языках, это одна из наиболее известных его работ:

Плакат «Да здравствует 1 мая», П. П. Соколов-Скаля. 1928
Плакат «Да здравствует 1 мая», П. П. Соколов-Скаля. 1928

К международной аудитории (идею всемирной революции ещё не убрали в архив) обращена и одна из самых сильных работ Соколова-Скали, опубликованная в 1930 году, посвященная революции, под названием «1905–1917». Ни одного слова, только восемь цифр, но какая в них убеждённость в своей правоте, в будущей победе даже после горького поражения! Возможно ли это в каком-то ином жанре?

Плакат «1905-1917», П.П. Соколов-Скаля. 1930
Плакат «1905-1917», П.П. Соколов-Скаля. 1930

В молодости Соколов-Скаля много работал над социальной агитацией самого разного толка. Общее направление — скупыми штрихами привести людей к правильному советскому, общественному образу жизни. Например, его плакат, созданный в 1929 году «Стой! Последнее предупреждение»:

Плакат «Стой. Последнее предупреждение», П.П. Соколов-Скаля. 1929
Плакат «Стой. Последнее предупреждение», П.П. Соколов-Скаля. 1929

И хотя Павел Петрович в дальнейшем отдавал предпочтение масштабным картинам с большим количеством персонажей, во время Великой Отечественной он снова вернулся к простой наглядной агитации:

Плакат «На земле и над землёй мы зажмём врага петлей!», П.П. Соколов-Скаля. 1940
Плакат «На земле и над землёй мы зажмём врага петлей!», П.П. Соколов-Скаля. 1940

Или совместная работа с В.И. Лебедевым-Кумачом, ставшая актуальной и в XXI веке:

Плакат Окно ТАСС № 970 "Ты снова с нами, Севастополь!" П.П. Соколов-Скаля, В.И. Лебедев-Кумач. 1944
Плакат Окно ТАСС № 970 «Ты снова с нами, Севастополь!» П.П. Соколов-Скаля, В.И. Лебедев-Кумач. 1944

Смена эпох

После победы в Великой Оте­чественной уровень плакатного искусства в СССР не то чтобы снизился — оно стало рутиной. Поли­тически грамотные ремес­ленники заменили рево­люционеров, да и накал между­народного противо­стояния снизился, даже несмотря на холодную войну. Романтический конструктивизм понемногу сменял­ся унылым соц­реализмом, но главное — всеобщая грамотность и экономический рост привели к тому, что наглядная агитация с большого плаката перешла в журнальную карикатуру. И здесь уже появились свои мастера.

А плакатное творчество носило всё более утилитарный характер — от призывов идти на выборы до познавательной наглядной агитации в медицинских учреждениях. Что, безусловно, тоже имеет право на жизнь и практическую пользу.

Эпоха уникального, ни на что не похожего советского плаката продолжалась недолго — четверть века, с 1920 по 1945 год. Но его стиль до сих пор обыгрывается сотнями художников, и графические цитаты из революционных плакатов не исчезнут, пока хоть кто-то помнит это удивительное государство — Советский Союз.

Наше время

Если старые плакаты приходилось восстанавливать порой по кусочкам (иногда не удаётся даже достоверно установить автора), то современное творчество можно сохранить легко и навсегда — причём защитив не только от времени, но и от недобросовестных посягательств.

Плакат, что интересно, всё ещё является заметной частью изобразительного искусства — просто изменилось его содержание. Россия перешла на западный путь развития, и яркий рисунок на крупном листе чаще всего выполняет рекламную функцию — достаточно назвать хотя бы билборды. Некоторые такие работы являются настоящими произведениями искусства, удачные находки подвергаются цитированию и копированию — не всегда добросовестному.

И здесь необходимо грамотно и своевременно защищать свои права — в первую очередь с помощью своевременной фиксации их в соответствующих онлайн-базах.

Михаил Мельников
Изображения предоставил автор

Информационная справка

Проект «ХУДОЖНИКИ/ARTISTS» — национальная платформа, связывающая арт-институции, сообщества художников, галерей, кураторов, коллекционеров, ценителей и любителей искусства. Artists — уникальный инструмент, позволяющий легко позволяет найти художника по имени, региону и творческому продукту, который он создает, оценить портфолио, поделиться событиями в мире искусства, а также реализовать образовательные практики мира креативных индустрий среди широкой зрительской аудитории. Аналогов платформе в России и за её пределами не существует. Поддержку проекту оказывает Президентский фонд культурных инициатив.

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>