Атрибуция трёх неизвестных у не всем известного портрета

Атрибуция трёх неизвестных у не всем известного портрета

in Атрибуция 2031 views

Атрибуция — де­ло не перво­ап­рель­ское, а кру­гло­го­дич­ное. Од­на­ко имен­но се­годня за­вер­ше­но на­ча­тое не­сколь­ко лет ис­сле­дова­ние зна­мени­той фо­тогра­фии «У порт­рета дей­ст­вительного стат­ского со­ветника Алек­сандра Филип­повича Постельса».

Фотограф Сидельников А.С. У портрета действительного статского советника Александра Филипповича Постельса.  Холст, масло. Музей Тропинина. Недавно уда­лось атри­бутировать трёх неизвестных, стоящих к нам спиной. Характерно, что лиц не видно, наград не видно и мундиры также скорее проходят по граж­данскому ведомству и не имеют ярко выраженных элементов. Но специалистам журнала "Коллекция", после проведения серьёзной кропотливой работы, удалось напасть на след этих "неизвестных" и установить их имена. Правый персонаж, ранее значащийся, как "Неизвестный №3", с уверенностью определён как Борис Бочарников (на сегодняшний день это мнение не оспаривается, т.к. атрибуция проведена сличением портретов в журнале "Коллекция" и не вызвала вопросов). "Неизвестный №2" указывается как Евгений Лукьянов (специалист-искус­ствово­вед вы­сочайшей категории, известный на пространстве от Москвы до Тулы). Чтобы узнать, кто же является "Неизвестным №1", нам пришлось обратиться к специалистам Республики Беларусь. Сейчас выдвинуто и рассматривается мнение, что слева на изображении фельдфебель Лейб-гвар­дии артиллерии участник русско-турецкой войны, Храпов (это мнение поддержано знатоками только на 63%). Но на выставки с экспо­нирова­нием портрета Постельса никогда не пускали никого в чине ниже поручика! Так что тут есть о чём спорить. Предположение, что "Неизвестным №!" является Тренихин М.Т. из музея "Царицыно" отвергнкто, т.к. сличение сважебных фотоизображений Тренихина М.М. и "Неизвестного №1", не дали сходится по тринадцати обязательным показателям.
У портрета действительного статского советника Александра Филипповича Постельса.  Музей Тропинина. 2023

Отметим, что фотокартина несколько лет носила название «У постели действительного статского советника Александра Филипповича Портерса» и никого не удивляла. Но внимательный взгляд С.Н. Головина, нашего автора и известного специалиста по наградам, в прямом смысле перевернул всё с ног на голову или, если можно так сказать, слева направо, после его замечания: «Что за бред! Всё наоборот».  Так что фотокартина теперь называется «У портрета действительного статского советника Александра Филипповича Постельса», с чем уже спорить бесполезно.

На фотокартине мы видим расположенный к нам лицом всем известный портрет А.Ф. Постельса, которого читателям нашего журнала представлять не нужно, а также три фигуры, повёрнутые к зрителям стороной, противоположной лицу. Но кто они? Загадка поколений будет разгадана для вас.

Напомним, что А.Ф. Постельс — рос­сийский ми­нералог, ес­те­ст­во­испы­та­тель, пу­теше­ствен­ник, по­чётный член Пе­тербург­ской академии наук, участник круго­свет­ного плавания Ф.П. Литке, исследователь Камчатки. Его изображение много лет было безымянным, вернее, как принято в научной среде, носила наименование: «Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира на шее». Совсем недавно С.Н. Головин атрибутировал этот портрет и восстановил славное имя изображённого. Проходя по залам одной выставки С.Н. Головин сделал замечание сотруднице музея: «А что это Постельс такой пыльный?», и пошёл дальше. Так имя почётного члена Петербургской академии наук обрело визуальное дополнение.  Но в данный момент эта персона нас не интересует.

Но вот недавно удалось ат­ри­бу­ти­ро­вать трёх не­известных, стоящих к нам, если можно так выразиться, спинами! Ха­рактерно, что лиц не вид­но, наг­рад не вид­но, мундиры также скорее проходят по граж­данскому ведомству и не имеют ярко выраженных элементов.

Но специалистам журнала «Кол­лек­ция», пос­ле про­ведения серьёзной кропотливой работы, удалось напасть на след этих «неизвестных» и установить их имена.

Правый персонаж, ранее значащийся, как «Неизвестный №3» (он и стоит справа на композиции), с уверенностью определён как Борис Бочарников (на сегодняшний день это мнение не оспаривается, т.к. атрибуция проведена сличением портретов Бориса Бочарникова в журнале «Коллекция» и не вызвала вопросов).

«Неизвестный №2» (он в центре), после долгой дискус­сии, ат­ри­бу­ти­ро­ван как «Неизвестный №2», с чем согласились все участники дискуссии. Но, после об­винения в тру­сости они нехотя признались, что в центре, скорее всего, возможно, с большей долей вероятности, стоит Евгений Лукьянов (искус­ствовед-куратор высочайшей категории, известный на пространстве от Москвы до Тулы своими широкими знаниями и меткими весомыми замечаниями, а также стильными рубашками).

А дальше начались вопросы и полный разброд среди при­сут­ст­вующих и, чтобы узнать, кто же является «Неизвестным №1″, нам пришлось обратиться к специалистам Республики Беларусь. Выдвинуто и рас­смат­ривалось пред­положение, что слева на изображении фельдфебель Лейб-гвардии артиллерии участник русско-турецкой войны, Храпов (это мнение поддержано знатоками только на 43%). Но на выставки с экспонированием портрета Постельса никогда не пускали никого в чине ниже поручика! Так что тут есть о чём спорить. Предположение, что «Неизвестным №1» является искусствовед М.М. Тренихин из музея «Царицыно» отвергнуто, т.к. сличение найденных свадебных фото­изобра­жений М.М. Тренихина и «Неизвестного №1», не дало поло­житель­ного ре­зультата: харак­теристи­ки не сошлись по тринадцати обязательным показателям (кстати, они и по тридцати необязательным тоже не сходятся). Однако решающим снова оказалось мнение Сергея Николаевича Головина, который лишь взглянув на изображение отметил: «А Тренихин опять сутулится».

Так что всё неизвестное рано или поздно становится известным. Пусть даже первого апреля.

О, сколько нам открытий чудных готовит…
***

Материал записал
Алексей Сидельников


Александр Филиппович Пос­тельс (нем. Ale­xan­der Johann Gus­tav Pos­tels; 24 ав­густа [5 сен­тяб­­ря] 1801, Дерпт, Лиф­ляндская губерния — 28 июня [10 июля] 1871, Вы­борг, Ве­ликое княжество Фин­ляндское) — рос­сий­ский ми­нералог, ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель, пу­те­ше­ст­венник, почёт­ный член Пе­тер­бур­гской ака­демии наук, участник кругосветного плавания Ф. П. Литке, ис­сле­до­ватель Камчатки.

Тютрюмов Н.Л. Портрет дей­ст­витель­ного статского со­ветника Александра Филипповича Постельса.  Холст, масло; 80 х 67 см (овал). 1856 год. Музей В.А. Тро­пини­на и московс­ких ху­дожников его времени, Инв. № Ж-84. Ранее: портрет неизве­ст­ного с орденом Св. Владимира на шее. Атрибуция С.Н. Головина
Тютрюмов Н.Л. Портрет дей­стви­тель­ного статского советника Александра Филипповича Постельса.  Холст, масло; 80 х 67 см (овал). 1856 год. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Инв. № Ж-84. Ранее: портрет неизвестного с орденом Св. Владимира на шее. Атрибуция С.Н. Головина

Портрет кисти Никанора Тютрюмова изображает мужчину с крестом ордена Св. Вла­димира на крас­но-чёрной ленте. Поступил в 1977 г. от собирателя и осно­вателя музея Фе­ликса Евгенье­вича Виш­невского как «Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира на шее». Ико­но­графи­чески атри­бутирован фа­ле­ристом-ис­следователем, автором науч­ных ста­тей Сергеем Головиным на осно­вании фи­зио­номи­че­ского сходства.

Метод знатока. Атрибуция в музейной практике

_________________

Установлены имена рыцарей, участвовавших в Ледовом побоище

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Цыцурин

История курортной фотографии

Некоторое время назад на од­ной из Ин­тер­нет-пло­ща­док выстав­лял­ся фо­то­порт­рет, созданный, пред­по­ло­жи­тель­но, в
Перейти К началу страницы